Священные понятия сердца. Главы из книги. Свобода

Инок Антоний Давидюк
 «И познаете истину, и истина сделает вас свободными.» (Ин. 8;32).                Свобода не стоит в ряду человеческих достижений. Она, как всё, что дано свыше, – дар ИСТИНЫ.


Человек, который сам решает для себя, что он свободен, -  всего лишь раб своих заблуждений. Его понятие о свободе исходит из обычной гордой похоти делать то, что ему нравится и сиюминутных возможностей, или из нереальных иллюзий и фантазий - отражений той же похоти.   


Настоящая свобода это одна из граней святости, она - в ощутимой на всех уровнях сознания невозможности грешить. Пока мы осознаём грех как возможность, пока труд выбора для нас нелёгок, говорить можно только о временном освобождении от последствий невыбранного греха, помня о том, что выбор встаёт перед нами так часто, как часто мы фиксируем свою мысль на каком-либо желании. на чьей-либо просьбе или на необходимости что-либо сделать.


Существует  ещё и проблема понимания: что такое хорошо и что такое плохо? Свободный человек свободен и от этой проблемы в силу познания им ИСТИНЫ. О нас же сказано пророком: «Он гоняется за пылью; обманутое сердце
ввело его в заблуждение, и он не может освободить души
своей…» (Ис.44;20). Не стоит обольщать себя благими намерениями, их благость может быть подтверждена только жизнью по заповедям. Кто из нас может этим похвалиться? Взять хотя бы последнюю заповедь десятисловия: НЕ ПОЖЕЛАЙ!!!  Не говоря уже о заповедях БЛАЖЕНСТВА, предполагающих любовь к врагам, – уставе, если так можно выразиться, истинно свободных людей.


Бог даровал человеку свободу, как свойство Своего Образа, чтобы человек мог быть подобен Богу  в обладании этим даром и использовании его. Но уже первые люди лишили сами себя подобия Бога, всего лишь один раз использовав свою свободу во вред себе же. Только Образ Божий сохранён в человеке, не отняты и Его свойства. Но проявляются ли они в нас, когда мы, используя своё право выбора, принимаем решения в своих, конкретных для каждого,  жизненных обстоятельствах и ситуациях?            


От честного ответа на этот вопрос зависит степень нашей свободы. Если я несвободен от раздражительности, от праздных мыслей, от малейшего даже, чревоугодия, от естественных вожделений плоти, от элементарного желания оправдать свои поступки, понятие о какой свободе своей души я внушаю себе и окружающим? Не честнее ли говорить о рабстве?  «Обещают им свободу, будучи сами рабы тления; ибо, кто кем побежден, тот тому и раб.» (2-е Пет. 2;19).


Чтобы право выбора – малейшая степень человеческой свободы стало свободой хотя бы более высокой степени человек должен стать рабом только одному Богу, Который не порабощает, но дарует свободу по мере приближения к Нему человека.
«Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец - жизнь
вечная.» (Рим. 6;22). – Освободились не сами, а Христовой жертвой, и святость это призвание человека, а не константация состояния каждого, кто носит на шее крестик, порой даже не зная, что это и есть знамя истинной свободы.


У слов «свобода», «свободный» в нашей повседневной жизни может быть много значений, которые мы так часто используем, что главный сакральный смысл просто уходит из виду, «затирается».  Но жизнь христианская, которая по слову и опыту святых отцов Церкви выше естества, требует понятий, ориентиров и сил тоже выше естества. На то и благодать Божия не оскудевает в Церкви.
И всё же: вольному – воля… 
Каждый из нас свободен не принимать такого высокого понятия свободы в своём сердце. Но стать свободным может только принявший.