Неожиданное соседство

Анатолий Цепин
На фото те самые градины, от которых мы счастливо спаслись.

Как часто судьба ставит нас в неожиданные ситуации и требуется определенное присутствие духа, чтобы выглядеть в них достойно. В геологических экспедициях это случается сплошь и рядом, к чувству необычности как-то привыкаешь, воспринимая неожиданное, как обыденное.

Очередное приключение ждало нас километрах в ста от Улан-Батора, в Абдарском горном массиве, куда мы добрались на ГАЗ-66, основательно поплутав между гор, и, в результате, подъехав к нему с обратной стороны. Наша цель - редкометальные граниты, и мы поднимаемся за ними все выше и выше по склону – практически на перевал, где и разбиваем палаточный лагерь. Всего три палатки – две рядом, для кухни с поварихой и для коллекторов, и одну поодаль – для начальства, Царевой Галины. С некоторых пор она что-то сторонится своих подчиненных, и нам не в напряг такое отдаление.

Погода и природа радуют - безоблачно, жара и море цветов, среди которых выделяются эдельвейсы и саранки. К вечеру начинают наползать низкие облака, низкие еще и потому, что стоим мы высоко. Зная, что такое непогода в горах, спешим с Царевой сделать хотя бы рекогносцировочный маршрут. Неподалеку и чуть ниже натыкаемся на амазонитовый рудник. Когда-то мы с превеликим трудом и приключениями искали хотя бы проявления амазонита (1), а тут целый рудник, настоящий симбиоз машинного и ручного труда. Экскаватор вскрывает гранитный пласт, затем часть его забуривают и взрывают, а часть выкалывают стальными клиньями и кувалдами. Механизмы и инструменты налицо, а вот людей нет, только неподалеку у скалы закрытая юрта, возле нее две лохматые собаки, в юрте попискивает щенок, а над юртой на скале гордо красуется каменный архар. Берем образцы амазонитового гранита и торопимся в лагерь, поскольку надвигаются облака. Совершенно потрясающий закат – почти над головой грозовые облака, подсвеченные снизу заходящим солнцем,  а от того багровые и зловещие. Лагерь словно на краю геенны огненной, а внизу, в долине светло и зелено.

Грозовые тучи разродились с утра лишь небольшим дождичком. Перед маршрутом, прихватив пару бутербродов, заскакиваю на рудник  - покормить собак. Их уже четыре, и еще несколько монгольских парней. Топится печь, греется чайник, но от приглашения на чай отказываюсь – надо успеть в лагерь до завтрака. Да и тучи опять набегают, а  в маршруте в горах и в дождь работать крайне опасно.

До самого вечера дождь только пугает, но во время ужина он решает отыграться. Огромная низовая туча стремительно надвигается на перевал. Не допив чай, успеваем все же внести стол в кухонную палатку, тент снимаем уже на ветру, и еле-еле скатываем. Наша палатка укреплена лучше всех и пока еще держится, а вот палатку Царевой, которая стоит вдали от лагеря и скалы, и немного выше треплет так, что того и гляди унесет. Да и кухонная палатка приподнялась над землей, но еще удерживается оттяжками. Витя ушел к Царевой, мы с Володей к поварихе Наташе и начали героически бороться за спасение жилищ - вбили еще крючья, полога придавили камнями и вроде бы справились.

Но это был лишь первый порыв, вскоре ветер еще более окреп, и мы бросаемся ставить дополнительные крепления и заваливать камнями края пологов. Наша палатка хоть как-то, но защищена скалой, кухонная защищена нашей, а вот палатка Галки стоит и выше и на самом ветру - того и гляди унесет. Оставив Наташу, все переходим к Царевой, насколько возможно крепим палатку камнями и крючьями, и остаемся в ней, гарантируя этим в какой-то мере безопасность. Но что можно гарантировать при ураганных порывах ветра? Чтобы как-то приглушить тревогу и разнообразить ожидание, играем в преферанс. Играем без намеченного предела, до того как стихнет ветер, и получается, что почти до утра. В палатке все же тепло, а вне ее настоящее столпотворение – ветер, дождь и холод – мы в самом центре тучи, оседлавшей перевал. К утру прекращается только ветер, а дождь все идет и идет, то сильнее, то тише, но не прекращается ни на минуту. Возвращаемся в свою палатку, чтобы хоть на часочек вздремнуть.

Утром в нескольких шагах ни зги, и это не туман, это облако, которое никак не слезет с перевала и все истекает дождем и хлещет ветром. Плащи короткие и мало защищают от дождя. Пока ходили за Царевой, чтобы проводить ее на кухню к завтраку, даже поплутали в облаках, и промокли основательно. Весь день в облаке, как Иов в чреве кита – ветер, дождь и никакой видимости, никаких маршрутов и никаких камеральных дел. Холодно, греемся чаем и азартом преферанса до самого вечера. А вечером наконец-то облако исчезает – то ли уходит, то ли выливается в дожде. Чудный закат. К полуночи утихает и ветер, небо усыпано ярчайшими звездами и выплывает луна – кажется, наше вынужденное безделье заканчивается.

Утром втроем идем к карьеру. Я прихватил с собой бутерброды для собак, а Витя остатки каши для щенка. На подходе видим дымок – возле юрты топится буржуйка, а по соседству стоят еще одна небольшая юрта и палатка. Многолюдно, все молодые парни с короткой стрижкой и среди них мой позавчерашний знакомый, немного знающий русский. Здороваемся, из юрты выходит еще один монгол, молодой, но очень строгий на вид – оказывается это начальник – дарга. При его появлении парни подтягиваются и разговоры стихают.

Непогода и их прихватила основательно – из юрты выносят подмокшие вещи и еще один предмет, который не очень вяжется с походным жильем – настоящую железную кровать с шишечками. Она идеально заправлена, а посередине одеяла возлежит вещь на руднике неуместная – настоящая милицейская фуражка! Тем временем Царева интересуется, а сколько человек здесь работает? Мой знакомый отвечает: «Немного, от десяти до двадцати, а вот внизу, в зоне – много!». «Где?»  - бледнеет Галка. «В зоне. Здесь хорошо, свежий воздух. Я семь лет отработал, и еще восемь осталось» поясняем монгол.

Вот влипли – пару дней стоим по соседству с зэками, и, видимо, серьезными - вот у нашего переводчика пятнадцатилетний срок. А рядом еще полдюжины бритоголовых ухмыляются, а ведь казалось (до того как мы узнали, что они зэки), что улыбаются. А тут еще серьезный дарга из МВД, а может внутренних войск, бдит, чтобы не было других контактов, кроме как с переводчиком. Но он по-русски не понимает, а переводчик поясняет: мясо у них есть – конина, воздух свежий, работа здоровая, бесконвойные. Вот архара вылепили на зоне из гипса и затащили на скалу. Добытый камень режут в зоне на плитки, полируют, и получается прекрасный облицовочный материал.

Спрашиваем у дарги разрешение осмотреть карьер и взять образцы, потом Витя угощает всех сигаретами, и мы спешим расстаться  с опасными соседями. Берем образцы и спешим в лагерь, поскольку надвигаются тучи и не очень хочется опять несколько дней мокнуть под дождем. Успеваем до дождя спуститься с перевала и доехать до трассы. У самой трассы дождь нас догоняет, но на шоссе мы гораздо быстрее, и, опережая его, вскоре выезжаем на солнце. До Улан-Батора рукой подать, но мы хотим проехать его транзитом, а потому останавливаемся на перекус.

Солнечно и безветренно, и мы легкомысленно располагаемся на травке неподалеку от машины, стелим скатерку, устанавливаем печку, работающую от паяльной лампы, ставим кипятиться чайник, а сами начинаем «строгать» бутерброды. Но тучу, по-видимому, не устроил наш побег, и в самый разгар чаепития она неожиданно обрушивает на нас лавину градин. Размером с куриное яйцо, они сначала редко, а потом все чаще беспокоят землю и всякую живность на ней, включая и нас. Что-то убирать уже нет времени – самим бы убраться, что мы и делаем, нырнув под машину. Пока бежал к машине и «нырял» и мне пару раз досталось по первое число – по руке и по спине, словно дубинкой огрели. Град сыплет всего несколько минут, но успевает перевернуть нашу печку с паялкой, разбить посуду и перемешать все съестное.

И надо сказать, что мы, быстро найдя укрытие, еще легко отделались. Когда, собрав наш покалеченный скарб, мы двинулись к Улан-Батору, то возле дороги увидели стадо коров, которому тоже досталось от града – несколько коров лежат, но не так, как они обычно лежат на отдыхе – на животе и подогнув ноги, а на боку с вытянутыми ногами. Что с ними – просто оглушены, или убиты, мы проверять не стали еще раз поблагодарив судьбу, что не застал нас такой град в маршруте на открытой местности.