Ветхий и Новый завет в свете Слова Божьего

Олег Боска
Перед тем, как углубляться в чтение Библии - Ветхого и Нового Завета. Необходимо, хотя бы в общих чертах, понимать, что они собой представляют и как избежать тех "подводных камней" (мнимых) противоречий, которые возникая вводят нас в заблуждения и сеют зёрна сомнения в истинности Слова Божьего.

ВЕТХИЙ ЗАВЕТ.
Не секрет, что передаваясь изустно - до возникновение письменности, за многие и многие сотни лет он не мог не претерпеть неизбежных изменений - добавлений и упущений. По крайне мере до исхода Евреев из Египта и возникновения рукописной Торы, в этом не может быть никаких сомнений. Доносимый Богом Еврейскому народу, для их выживания и процветания, он не может являться назидающим учебником жизни для Новозаветных христиан. Но несмотря на это его общая целостность и преемственность с Новым Заветом несомненна и факты несоответствий между ними говорят лишь о некоторых неточностях Ветхозаветного текста, который был утрачен со временем. Например: общеизвестное ветхозаветное - "Око за око, зуб за зуб..." и Новозаветное - "А я вам говорю - ударили по щеке, подставь другую". Казалось бы поучение Господа противоречит ветхозаветному. В чём давайте и разберёмся, не забывая о Его изречении: я пришёл не отвергнуть Ветхий Завет, но дополнить, что говорит не только о поучениях грядущим Христианам, но и о восстановление утраченной с годами истины в Ветхозаветных текстах, в наиболее важных его деталях, как в данном случае. Итак - "Око за око, зуб за зуб..." и "А я вам говорю - ударили по щеке, подставь другую". Что их может связывать - утраченное в первом случае?
Сейчас не лишним будет вспомнить о истории возникновения Ислама в начале 7 века на территории Аравийского полуострова. В те времена племена жившие в тех местах были идолопоклонниками и проповедовали многобожие. Около 610 года Мухаммад произнес первые аяты (стихи) Корана. С этого времени Пророк начал свою проповедь. Он призвал единоплеменников отказаться от многобожия и перейти (вернуться) к монотеизму, к вере Ибрахима (Авраама) и Мусы (Моисея), и Исы (Иисуса), читать молитвы, раздавать милостыню нуждающимся и поститься, кормить сирот, быть справедливыми, не обвешивать при торговых сделках. Он утверждал, что исконная вера арабов монотеизм, вера в единого Бога, та, что была у прародителя Адама, у Ноя и других. Мухаммад говорил, что Бог посылал пророков людям, чтобы наставить их на истинный путь. Почему Бог не сделал их Новозаветными Христианами, и не вложил в уста пророка Мухаммада слова Нового Завета, а Ветхого, как и древним пророкам Иудеев?
Отвечая на этот вопрос не лишним будет вспомнить священника-иезуита, в средние века, в Америке обратившим в христианство племя индейцев, в результате которого оно было уничтожено в течении нескольких месяцев их более кровожадными соседями. Действительно, учитывая жестокосердие населявших те места народов, - пророку Мухаммаду и были переданы Богом именно ветхозаветные ценности, которые (принятые за первоисточник) и - могли бы открыть нам недосказанное. Читаем в Коране:"...жизнь за жизнь, глаз — за глаз, нос — за нос, зуб — за зуб, за раны — возмездие. Если же кто-либо откажется от возмездия, то это послужит искуплением ему [за прошлые грехи]. А если кто-либо не судит соответственно ниспосланному Аллахом, те — нечестивцы"Коран.Сура 5. Аят 45, и в продолжении “....Воздаянием за зло является равноценное зло. Но если кто простит и установит мир, то его награда будет за Аллахом....” (Коран, 42:40).В этом стихе Корана прощение прямо противопоставляется возмездию, при этом само воздаяние злом за зло рассматривается уже как зло, через совершение которого мстящий приравнивает себя злодею: (42:40 / смысловой пер. М.-Н.О. Османова).Очевидно, что именно это и было утрачено в Ветхом Завете - то, что здесь не шло речи про месть, а речь шла про правосудие и последующее наказание, и о воздержании человека от мести, о чём и говорил Господь - дополняя и развивая утраченное ветхозаветное. "А я вам говорю - ударили по щеке, подставь другую" т.е не мсти, и делай больше чтобы не кормить зло - подставляй другую щёку и зло искоренится.

НОВЫЙ ЗАВЕТ
Переходя к чтению Нового Завета от Ветхого, следует помнить о том, что
Новозаветные ценности не перевешивают Ветхозаветные, они их развивают и дополняют,  в любом случае заповеди и законы и Ветхого и Нового завета неизменны, о чём говорит сам Господь -
«Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Матф.5:17).

В Новом Завете говорится - Да не убавит слова никто и не прибавит, по причине того, что несут они в себе нескончаемый кладезь мудрости слова Божьего, заложенный в каждом из них. Незначительные неточности перевода с древнееврейского (из-за отсутствия надлежащих слов) были уточнены и доработаны до совершенства! Это касается и сути Ветхого Завета, не точности слов  т.к Веихий Завет столетиями передавался изустно до исхода евреев из Египта, и поэтому возможны некоторые неточности а по сути и смыслу. В Новом же Завете нет ни одного случайного слова, именно поэтому Новый Завет и уточняет Ветхий, дополняет его и исполняет. Но и тут проникаясь Новым Заветом - внимающему слову Божьему мирянину следует знать следующее, Дабы не воскликнуть в сердцах: - То о чём говорит Господь человеку не по силам. Поучения Господа о том, как нужно жить, определяют два пути - путь мирянина и путь живущего во Христе. Крест человека идущего путём Христа не по силам мирянину. Не берите крест, который не по силам вам! Представьте себе жизнь, как выгребную яму - где нет ничего чистого, о чём непрестанно поучали святые отцы церкви! Выбравшему путь жизни во Христе Господь говорит, что нужно умереть для этой жизни т.е выбравшись из выгребной ямы больше в неё не возвращаться. Это путь избранных - монашествующих. От идущего путём мирянина этого не требуется. Зная нашу слабость и подвластность грехам - "Руководствуйтесь правилом - избирайте из двух зол наименьшее...", - поучают святые отцы, ведь в выгребной яме нашей жизни нет ничего чистого. Где даже то - что мы называем добродетелью не может принести добрых плодов. Исповедуйтесь и кайтесь... На то и нужны нам (непрестанно) исповедь и покаяние очищающее нас от грязи - отделяющее нас от неё. Конечно - это не может гарантировать спасения жизни во Христе, но даёт надежду на него...
И не слушайте тех, кто говорит о "спасении" вне церкви (вне очищения покаянием). Его нет, есть только исключения, которые связаны с волей Божьей...
Читайте Новый Завет почаще, находя в нём для себя всё новые и новые откровения - разрушающие сомнения в Божественной природе его, настолько он всеобъемлющий (в каждом союзе слов заложена бесконечность) и совершенен (ни убрать, ни добавить слова). Помните о словах Господа Библейским Апостолам - "не заботьтесь что сказать, ибо дух Отца Моего пребывает в вас и будет говорить вашими устами" - говорить с нами, через слово Божье  Новозаветных текстов.

Постскриптум: Но, как тогда спастись, на чём зиждется спасение верующих христиан? Фундаментом спасения служит СМИРЕНИЕ, именно в нём заложена основа основ, без него спасение НЕВОЗМОЖНО, и не исповеди ни покаяния не спасут подобных христиан не имеющих смирения от библейских слов Господа: «Отойдите от Меня, Я не знаю вас». А смирение это прежде всего - надежда на Господа, а не на себя, подчинение его воле, А НЕ СВОЕЙ. Вот и спасение человек должен ждать, не как заслуги перед Богом, а, как милости к себе с Его стороны - грешному и недостойному спасения рабу Божьему. В этом и спасение! И то рабство, о котором постоянно напоминает нам гордыня, совсем не  рабство, а освобождение от рабства греха идущее от доброй воли человека признающего свою слабость и подвластность грехам и смиренно просящего у Господа помощи и поддержки в его ВЕЛИКОЙ ДУХОВНОЙ БИТВЕ с искушающими его страстями и привязанностями к грехам, предводительство в которой он отдаёт Богу.  И помните всегда - в этой битве за нашу ДУХОВНУЮ Победу, Господь не оставит нас никогда, всегда поддержит и утешит в минуты великих скорбей и изнеможений!