Великая Отечественная война в нашей фантастике. Ст

Сергей Декопольцев
 Фантастика и Великая Отечественная война.
Тема Великой Отечественной войны в нашей фантастике – вопрос чрезвычайно деликатный. Эта война – один из самых трагических моментов нашей истории… Двадцать семь миллионов погибших, сотни разрушенных городов и поселков, тысячи уничтоженных деревень. А еще – более четырех миллионов пленных (вернуться оттуда довелось немногим), миллионы угнанных на чужбину… Это был наш Холокост.
 У моей бабушки (по матери ) на этой войне воевало три брата и младшая сестра. Воевали родственники и по отцовской линии. Поэтому я бы на эту тему фантазировать не стал. Потому что кровоточит… Действительность превзошла любые антиутопии. Ведь, как ни крути, фантастику многие считают «легким» жанром. Раскрывая книгу с подзаговком «Фантастика. Приключения.» читатель заранее себя настраивает на легкое, занимательное чтение. Не требующее особых усилий ума для уяснения смысла. Не вызывающее сильных душевных переживаний. Но это, повторюсь, мое личное мнение.
 Помню, еще, будучи старшеклассником (году, эдак, в 80-м), я был возмущен фантастическим рассказом, опубликованном в одном из молодежных журналов. Там ( в рассказе, то есть) нашим дедам отражать натиск немецко-фашистских войск помогали… инопланетяне на «летающей тарелке»! Выходит, без помощи «зеленых человечков» наши солдаты и победить не могли? Итак уже, обыватель на Западе ( а теперь, увы, зачастую и у нас) свято убежден, что «этим тупым русским» нипочем бы не победить бравое воинство «гениального Адольфа», если бы не помощь «рядового Райана»! (Поймите, я нисколько не умаляю вклада в Победу наших союзников – просто ратую за историческую справедливость.)
 И все-таки, в советские годы, довелось мне прочитать пару вещей, написанных людьми талантливыми, а главное – воевавшими на фронтах Великой Отечественной. Их право на «фронтовую фантастику» не оспоришь. Но и впечатление от этих вещей у меня осталось неодинаковое…
 Александр Шалимов и Север Гансовский… Оба – фронтовики. Оба были тогда очень популярны (да и сейчас они не забыты – осталось много поклонников их творчества).
 Александр Шалимов – дипломированный геолог, бывший офицер-сапер, в то время прославился своими увлекательными повестями с головокружительно закрученным сюжетом. «Охотники за динозаврами» – о попытке поймать в африканских болотах живого тиранозавра. «Тайна Гремящей расщелины» – об обнаружении в пустыне Гоби древнего космодрома пришельцев. «Окно в бесконечность» - рассказ-предупреждение об опасности игр с человеческим разумом. «Призраки белого континента» – самая интересная вещь Шалимова, с загадочной судьбой, которая – сама по себе – тема для статьи.
 Повторяю: Александр Шалимов – один из моих самых любимых авторов. Но вот эта вещь – «Беглец»…
 Впрочем – судите сами. Сюжет ее прост (проще уже некуда). На улице оккупированной немцами Алушты появляется словно бы ниоткуда странный юноша. Чисто и аккуратно одетый, с тонкими чертами лица, буйной гривой черных волос и большими печальными глазами. Говорит по-русски с акцентом, но на немца, или «союзника» не похож. Имя тоже странное – Альбин. И угодил бы бедняга в лапы патруля (а потом – в гестапо), если бы не местный лесник – Митрофан Кузьмич Цыбуля. Он подобрал странного парня (по сути дела – спас) и привел к себе домой. Ну, а дальше – как положено. Альбин не знает какой на дворе день (ни числа, ни месяца). Мало того – он не знает, какой нынче год! Митрофан Кузьмич сначала решил, что бедный юноша «того» (А мы бы с вами что подумали?). Но незваный гость обнаруживает немало талантов. Чинит сломанные «ходики» (ну, этим, пожалуй, еще Вася Теркин хозяев удивлял). С помощью внушения заставляет напившегося «в дымину» хозяина прекратить буянить и идти спать. «Предсказывает» с точностью до дня дату окончания войны. Это-то как раз ему – раз плюнуть, ведь Альбин прибыл из Будущего (если вы еще не догадались)! Он понимает язык птиц, обладает невероятной памятью. А еще – сжигает из «маленького блестящего пистолета» немецкий патруль, а потом – помогает бежать арестованным партизанам (полицейский участок сгорает дотла). Одним словом – «воздействие на будущее путем изменения прошлого». Не знаю, может быть сейчас, по прошествии многих лет, мне действия героя кажутся, ну, какими-то слишком простыми, что ли? К тому же, когда на сцене, так сказать, появляются другие… потомки, оказывается, что Альбин – не такой уж и положительный персонаж. Там, у себя, в Будущем, он, мечтая задержать отлет космической экспедиции, с которой улетала его девушка, попытался взорвать корабль (Ничего себе?!) А потом, испугавшись, решил рвануть подальше, в Прошлое… Получается, что наш чудо-юноша на поверку оказывается самым обычным террористом… Суровые, но справедливые потомки из «группы захвата» забирают проштрафившегося соотечественника… Казалось бы, можно поставить точку. Но Александр Шалимов дарит нам совсем неожиданный финал (по-моему, это самые удачные страницы). По прошествии «энного» количества лет, постаревший Митрофан Кузьмич рассказывает эту историю заезжему корреспонденту. В доказательство своего рассказа он предъявлет обалделому гостю странного вида пояс с портупеей (забыл Альбин). На поясе – куча колец с цифрами и буквами. Понятно, что это нечто вроде портативной Машины Времени. Увлекшись, Митрофан Кузьмич одевает на себя эту «сбрую»…
- Как сейчас помню, - вздыхает он. – Стоит передо мной Альбин и колесики вон энти покручивает…
- Дядя Митрофан! – вскидывается гость. – Не трогай колес!..
 Поздно. Внезапно включившееся устройство уносит старика в другие времена…
     Север Гансовский – тоже известное имя в нашей фантастике. Говорят, прежде, чем стать писателем, он перепробовал не один десяток профессий. Ходил матросом на кораблях, работал в геологической партии, даже грузчиком, говорят был. В редакциях, поначалу, не хотели принимать его рассказы – уж больно реалистично написано. Умом редакторы понимали, что события автор описывает невероятные, но… По-моему это лучшая похвала писателю-фантасту.
По его повести «День Гнева» был снят одноименный фильм. Замечательный рассказ «Хозяин бухты» – о возможности существования существ-сообществ. Вот плывут в воде маленькие комочки слизи, но, стоит им собраться вместе – и они превращаются в огромное чудовище, способное шутя расправляться с акулами…
 Тот рассказ на «фронтовую» тему, кажется, назывался «Чужое лицо». «Кажется» – это потому что запомнив текст почти наизусть, я, к стыду своему, не только смутно помню название рассказа, но и напрочь забыл имя главного героя! Простите меня. Примите только, пожалуйста, совет: если вам на глаза попадется сборник Севера Гансовского – обязательно прочитайте его! Хотя бы ради этой вещи! Не пожалеете!
 А героя рассказа (которого автор представил как своего фронтового друга) назовем Александром. (Точно не уверен, но, по-моему, звали его Сашей или Женей. Пусть будет Саша,)
Основная тема «Чужого лица» - телепатия или, как это сейчас модно называть, «парапсихическая связь».
 Нашему Сашке начинают сниться чужие сны. Именно – чужие! Действие этих кошмаров происходит в этих же местах, но…
 … Вот он проходит мимо подбитого советского танка на борту которого вражеской рукой намалевано издевательское «Броня крипка и танки наши бистры». Он видит надпись, но не возмущается, а только добродушно усмехается… Вот поляна, с которой он посылает в небо условные знаки, мигая фонариком… С неба спускаются немецкие парашютисты, и их предводитель подобострастно докладывает ему (Ему!.. Советскому бойцу!..) о готовности выполнить задание… Во сне он ведет немцев лесом к какому-то укрепленному лагерю. Они уничтожают часовых в странных черных шинелях и захватывают странную машину с затянутым брезентом верхом… Вот он гонит захваченную машину через линию фронта (на немецкую сторону!) и в Берлине благодарный Гитлер дружески треплет его по щеке и вешает на шею Железный Крест!.. Гитлер, встреть он которого наяву – удавил бы голыми руками!
 … Сашка просыпается с головной болью. Лейтенант-особист, ночующий тут же подозрительно спрашивает:
- Ты что – знаешь немецкий?
- Немецкий?!
- Мне показалось, ты бормотал во сне.
- Да я по-ихнему – ни бум-бум!
- Ну, ладно… - мрачно изрекает особист, и окидывает его подозрительным взглядом.
 …Наша герой не знает, что и делать. Эти сны-кошмары приходят к нему каждую ночь. Содержание их повторяется раз за разом, но – с небольшими вариациями. В одну из ночей он видит, как бреется над тазом, и в осколке зеркала отражается совершенно чужое лицо! Впрочем, оно кажется ему знакомым.
 Особист все время крутится рядом, и это тоже не улучшает настроения. А тут еще, бродя по окрестностям (их часть стоит на отдыхе), он забредает в смутно знакомую местность и его останавливает часовой в черной шинели! Матрос. Морская пехота.
- Стой, браток! Сюда – нельзя!
 Морская пехота, оказывается, охраняет позиции гвардейских минометов – таинственных «Катюш». Кошмар начинает сбываться наяву.
И тут Сашка вспоминает, где видел чужое лицо, привидевшееся ему во сне. Неподалеку от расположения их полка живут двое гражданских – хмурый малоразговорчивый мужик и его глухонемая дочь. Он спешит обезвредить притаившегося немецкого диверсанта, но попадает в засаду – «глухонемая дочка» оглушает его ударом по голове. И если бы не помощь настырного лейтенанта-особиста, который следил за ним, подозревая, а потом, разобравшись в ситуации – поспешил на помощь, война для Сашки закончилась уже тогда.
 …Хмурый бородач на самом деле оказался майором Абвера, которому было поручено похитить одну из «Катюш». Перед выполнением задания он неоднократно обдумывал порядок своих действий и даже представлял себе сцену награждения в Берлине. И все это мозг советского бойца принимал во сне как чуткий приемник!
 …В Особом отделе ему поверили. В означенный срок на поляне немецких парашютистов ждал совершенно иной прием. В операции по их захвату и уничтожению участвовал и наш герой – ведь он хорошо запомнил, как надо мигать фонариком!
 После этого его хотели перевести в Особый отдел (чтобы «подглядывать» сны разоблаченных фашистских шпионов), но такого больше не повторялось, и он выхлопотал себе направление на передовую. Погиб уже в последние дни войны, при освобождении Чехословакии…
  А что наша современная русская фантастика? В основном все произведения, где действие происходит во время Великой Отечественной войны, эксплуатируют одну и ту же тему – так называемую «альтернативную историю». Что было бы, если бы…
 У Федора Березина – это мир, в котором Советский Союз наносит «упреждающий удар» по Германии и захватывает Европу.
В романе Андрея Лазарчука «Все способные носить оружие…» все происходит с точностью до наоборот: Германия побеждает, а Советский Союз расчленен на несколько частей.
 В сложной и неоднозначной вещи Василия Звягинцева «Одиссей покидает Итаку» герои пытаются «переиграть» начальный период войны. Как если бы Сталин поверил донесениям о готовящемся фашистском нападении и принял меры…
 Кстати, о пришельцах… Они активно действуют в романах Лазарчука и Звягинцева. У Лазарчука это – «иновремяне» (наши потомки, прибывшие на Машине Времени), у Звягинцева – могущественные суперцивилизации, не могущие поделить Галактику. И если действия «иновремян» можно понять (доигрались с Историей, вызвав у себя в Будущем катастрофу и пытаясь исправить положение ), то цели инопланетян в романе Звягинцева остались для меня смутными. Ну делите вы Галактику – так делите! Причем тут мы и тот проклятый 41-й год?!
 Вот и все.