Поезд-птица

Мама Мия
               
               Что общего между этими фотографиями? На первый взгляд, - ничего. Но, если использовать дедуктивный метод, окажется, что это - одно и то же, только слева - без кавычек, а справа - в кавычках...


               Увековечить птицу можно по-разному: назвать её именем пьесу или повесть, создать памятник или дать чему-либо её имя. Например, отель «Альбатрос», кафе «Фламинго», лодочная станция «Пеликан». И эти названия невольно отражаются на нашем отношении к отелю, кафе или станции. Не зря поётся в известном мультфильме: «Как вы яхту назовёте, так она и поплывёт».

           Высокоскоростной электропоезд, курсирующий между Москвой и Питером, назван «Сапсаном», именем хищной птицы, чемпиона мира по остроте зрения и скорости передвижения (около 300 км/час). Но это скорость пикирующего полёта, когда сапсан стремительно «падает» вниз на свою жертву. А в горизонтальном направлении его, как и других птиц, опережает стриж. Эта маленькая птичка благополучно пролетает тысячи километров, преодолевает серьёзные трудности и может несколько месяцев находиться в воздухе, умудряясь выполнять все жизненные функции, не садясь на землю. При этом стриж движется легко, спокойно, не мешая другим птицам. Неплохо бы и поезду иметь такие характеристики. Однако всё не так.

            Подобно стремительному соколу-сапсану, мчится на огромной скорости одноимённый поезд, нередко сбивая ударной волной тех, кто не успел, не рассчитал, не заметил. Точно так же птица-сапсан наносит своей жертве настолько сильный удар, что у той может даже отлететь голова. Воздушная волна при движении «Сапсана» достигает 5 метров, а стандартная ширина платформ, мимо которых он мчится, всего 4 м 60 см. Его называют и «поездом-убийцей», и «смертельной молотилкой». Применить экстренное торможение на такой скорости нельзя, и список жертв постоянно растёт. Конечно, часть несчастных случаев можно списать на неосторожность, легкомыслие, алкоголь. Но ясно, что с появлением «Сапсана»,  риск попасть под колёса или оказаться отброшенным на несколько метров, значительно возрос.

             Сокол-сапсан охотится, в основном, на птиц среднего размера. Хищные повадки по отношению к себе подобным наблюдаются и у  поезда «Сапсан»: он оттеснил обычные скорые поезда, доступные гражданам среднего достатка. Не стало популярного фирменного поезда «Юность», отменено ещё несколько поездов дальнего следования и пригородных электричек. А оставшиеся идут теперь дольше, потому что вынуждены стоять, пропуская «Сапсан». По той же причине  увеличено время закрытия переездов, а значит, замедлено движение автомобильного транспорта. Получается, что одни выигрывают время, а другие (и их большинство) от этого страдают.

             Недёшево обошлось и приобретение «Сапсана». За 8 составов, изготовленных  в Германии специально для России, уплачено 276 миллионов евро, плюс контракт на 354 миллиона евро за их техобслуживание в течение 30 лет. Последнее, может быть, и кстати. Замена некоторых механизмов потребовалась уже в первые месяцы, поскольку  россияне слишком агрессивно выражают негативное отношение к «поезду-птице»: забрасывают камнями, подкладывают на рельсы булыжники. Только за несколько месяцев на него совершено больше 50 покушений.

             Как видно, проблем с «Сапсаном» немало, и аналогий с хищником многовато. Но дело, конечно, не в названии. Просто, коль завели дорогую птицу, надо и обращаться с ней умело, а движение «Сапсана» организовано с серьёзными нарушениями. Для поездов такого уровня нужны отдельные линии с защитными ограждениями, что и намечалось вначале, а потом  сделали, «как всегда», на авось.

             Невольно задумаешься: а так ли нам необходим «Сапсан», если мы ни технически, ни психологически к его появлению не готовы? Полгода назад было официально заявлено, что в России «Сапсан» производиться не будет, потребность в таких поездах ограничена. Зато появится скоростной поезд «Ласточка», опять же при участии иностранных партнёров. Что ж, «пой, ласточка, пой…». Посмотрим, не окажется ли она из одного отряда с «Сапсаном», вопреки принятой в орнитологии классификации.