Каждый студент своего института

Надежда Рябчунова
(Околонаучное исследование о студенческой типологии)

Еще немного и начинается изнуряющий забег под названием «Абитуриент- 2000». Сейчас, когда происходит «великая переоценка ценностей» в бывшем СССР, миллионы людей сохраняют верность ленинскому принципу «учиться, учиться и учиться». Сотни тысяч молодых и не очень молодых людей по весне заболевают лихорадкой подготовки к вступительным экзаменам. Десятки тысяч жаждущих знаний добираются таки до экзаменаторов. И лишь избранные становятся студентами и получают право носить зачетки.

Так было всегда. Во все времена студенчество являлось носителем культурных, оккультных, огульных, разгульных и многих других знаний. На лицах студентов всегда отражались неисчерпаемое богатство человеческой мысли, многовековой исторический и жизненный опыт всего человечества. Все сильнее вгрызаясь в гранит науки, студенты находят обильную пищу для пытливого ума и все больше отдаляются от простых смертных. Нам остаются доступными лишь слабые отголоски студенческого фольклора, в котором эти научные грызуны с изумительной силой и простотой поэтическими средствами передают жизненную студенческую мудрость, философские размышления сокурсников о власти рока и гибельных страстей, о силе человеческого разума и лености студенческого мозга.

Студенчество всегда беспокоило общество. Этот сложный многокурсовой мир обычно скрыт от стороннего наблюдателя, а сами студенты кажутся особенно разумными «гомо сапиенсами». С давних времен люди задавали себе вопрос: «что это за звери?». Так впервые были определены типы студентов. По традиции тотемизма круг составили двенадцать животных, разделенных на три сектора.

В первом секторе — группа сильных типов студентов: барс, вепрь, орел и волк. Обладая мощным интеллектом и хищными инстинктами, эти студенты пугали своих наставников скоростью реакций и неожиданностью ответов. Наиболее опасным считается период экзаменов, когда умственная и физическая активность студентов достигает предела, а их изречения переполнены ядом бушующих гормонов. В это время опасно препятствовать продвижению таких студентов по коридорам учебного заведения и пересекаться с ними в словесных потоках. Особенно если сам наставник еще плохо ориентируется в стенах вуза.

Второй сектор включает типы: паук, змея, варан и тюлень. Эти изворотливые создания обладают блестящим умом и гибкой физической конституцией. Их волевая сфера находится в позвоночнике, который имеет способность прогибаться под тяжестью знаний и принимать различные формы. Работа с такими студентами вызывает истинное удовольствие у наставников, имеющих склонность к эстетическому наслаждению от умственный построений на весьма шатких основах. Формы логических связей, интерпретации и ассоциации, связанные с факультативными предметами, у данной группы студентов обычно очень сложные и запутанные. На их фоне основной вопрос кажется скучным и незаметно исчезает как незначительная часть ответа. Речь студентов, как правило, захватывает художественной образностью, прелестью и изяществом. В таком случае существует опасность отвлечения от учебного процесса в целом.

Наиболее тревожным является сектор, состоящий из типов: архар, верблюд, суслик и тушканчик. Слабая нервная система этих типов не позволяет им вести активную студенческую жизнь, что может вызвать неожиданные всплески эмоций и депрессивное состояние. Безопасный для наставников депрессивный период отсутствия студентов сменяется агрессивными выпадами, которые могут быть явными (архар, верблюд) и скрытыми (суслик, тушканчик). Непредсказуемая активность слабой группы может вызвать проблемы в учебном процессе и личной жизни наставников.

Естественно, что ни один разумный студент не мог смириться с тем, что его сравнивают с обычными животными. Со временем научная мысль, подхлестываемая научно-техническим прогрессом, предложила несколько теорий типологии студентов. Каждая из них заслуживает особого разговора. Мы рассмотрим лишь некоторые.

Теория гуманитарного направления предлагает следующую систему распределения типов студентов. Первый — «точечный». К нему относятся студенты, имеющие точные знания о гуманитарных науках. Отклонения и исключения из правил воспринимаются ими как личная трагедия, а оценки ниже «пятерки» — как оскорбление.

«Двоеточечный» тип объединяет студентов, воспитанных в духе диалектического материализма. Все вопросы рассматриваются с двух неоднозначных сторон и становятся объектом философствования.

«Многоточечный» тип характеризуется многозначными высказываниями ни о чем и обо всем, имеет настолько широкий кругозор, что с трудом определяет предмет своих исканий.
Последний тип, «запятательный», включает в себя студентов, которые обычно присутствуют на факультетах и сидят в аудиториях в таком же количестве, что и запятые в предложении. Это наиболее неизученная группа в связи с недосягаемостью из-за периодического отсутствия. Таинственность этого типа усугубляется и нестандартностью экзаменационных ответов.

Самую краткую характеристику типов студентов предлагает институт физической культуры: по физиологическим признакам и физическим данным студенты делятся на посещающих институт физической культуры и его не посещающих.

Наибольшее распространение получила типология, разработанная точными науками. Типы «положительный» и «отрицательный» уже не вызывают удивления даже у весьма далеких от высшего образования людей. Менее известны типы «разделяющий» и «умножающий».

«Разделяющий» тип характеризуется способностью разделять точку зрения экзаменатора, а также расщеплять факультативные науки и научные категории на труднораспознаваемые составляющие. «Умножающий» тип, как правило, умножает славу факультета. Исключение составляют «умножающие на нуль».

В настоящее время развернулись исследования студенческих видов в психологии. Молодая наука, обладающая хорошей памятью, развитым вниманием, богатым воображением и сложным категориальным строем, обещает наиболее полно описать студенчество. Особенно актуальна эта работа сейчас, когда молодые люди больше внимания уделяют материальному благополучию и меньше размышляют над философскими и общественными проблемами. Все реже студенты встречаются на гуманитарных факультетах. Все меньше верят студенты в «большой бизнес», приносящий пользу стране и людям. Однако молодежь все еще хочет заниматься интересной работой за приличный заработок. Неужели и это мечты идеалистов?