Ещё раз о национальном вопросе

Алина Тарская
Если вы помните, на эту тему любил говорить и писать И. Сталин и его статьи  «Как понимает социал-демократия национальный вопрос», «Марксизм и национальный вопрос» и другие  в своё время были настольными  по данному разделу. Говорил И.Сталин  короткими, чёткими и ясными предложениями, таков был его стиль, хорошо запомнившийся советским людям того поколения. Кстати, такая речь, выразительная, продуманная и медленная по ритму, хорошо воспринималась и запоминалась разными людьми. Советский Союз был образцом благополучного устройства многонационального государства, в котором царили мир, взаимопонимание и дружба народов, несмотря на то, что в нём проживало больше ста больших и маленьких наций и народностей.

Основой построения многонационального государства была автономия нескольких уровней, которая зависела   от численности народа. Крупные по численности народы образовывали союзные республики, поменьше автономные республики, области, районы, округа. При этом все национальности, большие и малые, кроме автономии и самоуправления, получали право на государственную поддержку, на сохранение и развитие национальной культуры и языка, а русский язык был средством  межнационального и  экономического общения. Согласитесь, что подобное государственное устройство было достаточно мудрым, хорошо  продуманным и приносило свои плоды.

Я родилась и выросла в Южном Казахстане, где проживали в мирном соседстве люди более ста национальностей, попавшие туда по различным причинам – многие мигрировали из России из-за репрессий, голода ( как родители моих отца и матери), выезжали в эвакуацию в войну, вывозились эшелонами насильственно, как чеченцы перед Отечественной  войной или немцы с Поволжья, греки из Крыма. Кстати, именно чеченцы и греки тогда  были наиболее агрессивными и опасными для остального населения, их мужчины и парни всегда ходили с ножами, что заставляло нас, русских девушек,  относиться к ним с опаской, хотя мы любили по воскресеньям ходить на танцы в парк культуры и отдыха в центре города. Но возвращаться домой поздно вечером для безопасности старались в компании сверстников.  Отец рассказывал, что там, где на работе появлялись чеченцы, начинались кражи, хищения, пропадали люди, кстати, чеченцы остались такими и в наше время. Тогда как люди других национальностей вели себя дружелюбно и гостеприимно, в частности местное население – казахи и узбеки, которые оказывали, по возможности, посильную помощь переселенцам.

Казахи и узбеки чаще всего обучали своих детей в русских школах, так как хорошее знание русского языка открывало перед ними в дальнейшем дорогу для получения высшего образования и лучшего устройства в жизни. В русских школах они получали знания и по иностранному языку (английскому, немецкому, французскому), тогда как в казахских школах иностранным считался русский язык, а английский или немецкий шёл факультативом, и знания по нему были слабыми, что мешало при  дальнейшем обучении, особенно при поступлении в институт и тем более в  аспирантуру. Казахский язык в русских школах  преподавали со второго класса, но знания казахского у нас были слабыми, так как вокруг звучала русская речь, все казахи знали русский язык, и необходимости для русских хорошо знать казахский язык не было.
 После окончания медицинского института я училась в очной аспирантуре в Алма-Ате, и там были аспиранты – казахи, которые совсем не знали английского языка по причине того, что обучались в казахских школах, и они часто обращались ко мне за помощью, когда надо было сдавать так называемые  «тысячи» - переводы специальной медицинской литературы по теме диссертации с английского на русский. Я вслух переводила текст на русский, а они за мной записывали, и потом получали зачёт. Довольно распространенными были межнациональные браки, дети в таких семьях часто рождались красивыми и очень способными,  но в их внешности  преобладали восточные черты над славянскими.

Россия очень много сделала для развития союзных национальных республик, которые с её помощью шагнули сразу из феодализма в социализм. В них создавалась разнообразная промышленность, развивалась наука, создавались академии,  для которых  на постоянное место жительство направлялись русские учёные, активно готовились научные кадры, как на местах, так и в российских научных центрах через целевую ординатуру и аспирантуру. Минздрав России направлял много средств в эти республики, чтобы улучшить помощь материнству и детству, так как у коренного населения была высокая рождаемость и высокая младенческая смертность. В летнее время сюда направлялись комплексные медицинские бригады с акушер-гинекологами, педиатрами, неонатологами для оказания помощи местным органам здравоохранения. Зачастую такая помощь шла в ущерб русскому населению и территориям, но русский народ проявлял понимание и солидарность.

После распада Советского Союза благодаря тому, что русский язык потерял статус государственного, из Казахстана и республик Средней Азии выехало много хороших специалистов русских,  немцев, евреев – врачей, учителей, инженеров, учёных, в связи с чем национальный состав населения стал более однородным, но медицинская помощь, например, стала намного менее квалифицированной.  Доля русскоязычного населения в Южном Казахстане, которая раньше составляла до 40%, теперь резко уменьшилась, количество русских школ продолжает сокращаться.

В ближайшем будущем преподавания в школах на русском языке не будет совсем, вся официальная документация переводится на казахский язык.  Мои родители еще долго оставались в Казахстане, и я приезжала к ним и с удивлением наблюдала эти перемены. Если раньше, в Советском Союзе, вне зависимости от места проживания родственники могли приехать к своим родным на свадьбу или похороны, то  теперь из-за высокой стоимости проезда родственные связи стали рушиться, и я забрала родителей к себе в Москву. Раньше проезд в купированном вагоне поезда  из Москвы в Чимкент стоил 32 рубля, на самолёте - 50 рублей, то теперь на такую поездку или перелёт необходимо до 10 тысяч рублей в один конец, в Западную Европу слетать дешевле.

В период перестройки в Казахстане приходилось наблюдать интересные «гримасы» того времени. Все улицы в Чимкенте были переименованы с русских названий на казахские, трудно было встретить русского человека на улице, кругом звучала казахская речь, и если я обращалась к кому-то с вопросом как мне пройти куда-то, мне отвечали, что они не понимают по-русски. В банке я не смогла обменять русские рубли на местную валюту, принимались только доллары.  Правда, в пунктах обмена на улицах  рубли принимали охотно. Тем не менее, в многочисленных кафе и аквапарке (модное нововведение) звучала современная русская эстрадная музыка и песни на русском языке. А одно кафе называлось «На старом Арбате», что меня просто рассмешило. Видимо, экономический интерес всё-таки преобладает над национальной гордостью. И это надо было бы понимать в Казахстане руководителям всех уровней.

Многие мелкие по численности нации до октябрьской революции не имели даже своей письменности, а в Советском Союзе им печатали книги на их языке. Фестивали национальной культуры и народных промыслов  всегда были красочными мероприятиями, привлекавшими большое число зрителей, особенно интересными программами были выступления национальных ансамблей песни и пляски в ярких  национальных костюмах.
Возможно, что причиной такого  благополучного разрешения межнациональных проблем в большой стране был тот факт, что её руководитель  И. Сталин принадлежал к грузинской нации, одной из многочисленных национальностей, населявших Советский Союз. Хотя сам И.Сталин, говорят, не любил, когда его называли грузином, он считал себя русским.  Невероятный факт, не правда ли? О своём грузинском народе И.Сталин заботился особо, он поощрял расселение грузин в Абхазии и на Северном Кавказе, вероятно втайне надеясь на то, что в будущем эти территории станут грузинскими. Однако, после распада Советского  Союза грузины были быстро вытеснены местным населением  из этих районов.

Иосиф Броз Тито  когда-то мечтал о создании большой Югославской империи на Балканах, и, наверное, поэтому разрешил албанцам, несмотря на религиозные различия, переходить границу с Югославией и селиться  для проживания в Косово. В результате более высокой  рождаемости в мусульманских семьях численность албанцев в Косово  стала быстро расти, что привело к  жестокому  этническому конфликту, многочисленным жертвам среди христианского сербского населения и, наконец, к отделению Косово от Югославии и распаду Югославской республики. Вряд ли И. Броз Тито мог предвидеть такие тяжёлые последствия своих имперских амбиций.

Когда я переехала из Казахстана в Москву, мне приходилось ездить часто  в Прибалтийские республики в командировки и на отдых в Юрмалу, а также на Украину,  там отношение местного населения к русским, особенно в Прибалтике и на Западной Украине, было всегда более враждебным, чем в Казахстане и Средней Азии. Сохраняется там такая ситуация и сейчас, поднимают голову неофашисты, история переписывается, русских называют  не освободителями во второй мировой войне, а «оккупантами».  Переносятся и оскверняются памятники русским бойцам, погибшим при освобождении этих территорий, привлекаются к суду заслуженные ветераны Великой Отечественной войны и др. Русскоязычное население в Латвии, даже родившееся и выросшее там, лишено гражданских прав, притесняется. Несмотря на это, Прибалтийские страны были приняты в члены ЕС, однако их мечта о красивой жизни не сбылась, экономическая ситуация там сложная, молодёжь в поисках работы и лучшей жизни выехала в другие страны ЕС. Всё это показывает, что острота национального вопроса никогда не снижалась и является одной из основных проблем для России и всего мира и сейчас.

Наблюдая жестокие  межнациональные конфликты, которые сейчас происходят во всём мире и длятся десятилетиями – в Азии, Африке и даже в Европе (Ирландия, Албания, Косово), я невольно вспоминаю благополучную ситуацию в этом вопросе, которая много десятилетий сохранялась в Советском Союзе и  размышляю  над причинами этого необыкновенного феномена. Вероятно,  одной  из причин длительно сохранявшего у нас межнационального мира и взаимопонимания, помимо государственной поддержки, служил тот факт, что религия в Советском  Союзе была жестко и бескомпромиссно  отделена от государства и от школы, и что основным приоритетом в этом вопросе у коммунистов  был атеизм. Религия занимала вторичное место в нашей жизни и с трудом сохраняла свои позиции в обществе, хотя эту ситуацию тоже трудно назвать хорошей.  Мой отец был офицером и коммунистом, поэтому его дети – я и мой брат - не были крещены после рождения, и крестились намного позже, когда переехали в Россию.

После распада Советского Союза в демократической России мы наблюдаем пышный ренессанс  религиозного влияния на общество и на государство. Бывшие коммунисты, сейчас демократы,  на праздничных церковных службах стоят впереди молящихся людей, усердно крестятся и целуют руку священникам, что выглядит довольно странно и неискренне. Церковь берёт реванш за понесенные ранее притеснения, восстанавливаются храмы, монастыри, церковные деятели пытаются не только влиять на духовную жизнь, но и вмешиваются в политическую жизнь общества. Религиозный ренессанс из-за различий  вероисповедания приводит к  межнациональным конфликтам на религиозной почве, особенно остро обстоит ситуация с исламом.

В Москве строятся мечети, на празднике после окончания  длительного поста приносят на улицах баранов в жертву,  что приводит к разногласиям с менталитетом и верой русского населения, исповедующего христианство. Радикальный исламизм взорвал ситуацию на Северном Кавказе, что привело к нескольким чеченским войнам и многочисленным жертвам среди населения, многочисленным террористическим актам на территории России и Москвы в частности (взрывы жилых домов, в метро, автобусах, поездах, захват заложников в театре на Дубровке на спектакле «Норд-Ост» и других).

Одной из острых проблем, возникшей за последние двадцать лет, является незаконная миграция коренного населения из бывших Советских республик, находящихся в состоянии глубокого экономического кризиса, в Россию, особенно в Москву.  Эта миграция связана  с поиском работы для содержания своих семей на родине. В Москве создаются анклавы жителей из Средней Азии и Кавказа, сращённые с преступными организациями, которые резко ухудшают криминогенную обстановку в Москве и других регионах России. На их долю приходится до 70% всех тяжелых уголовных преступлений - убийств, грабежей, изнасилований, экономических преступлений. При этом выходцы из этих регионов подвергаются дикой эксплуатации, нередко живут в трудных, неприспособленных для жизни человека условиях, скученно, в антисанитарии, сами заболевают и становятся источниками инфекций для окружающего населения.

По этой причине коренное население относится к приезжим из Средней Азии и Кавказа настороженно, справедливо опасаясь за жизнь свою и  своих детей, за  свою собственность и жильё. Нередко возникают этнические конфликты между приезжими и коренным населением, особенно резко выступает против приезжих молодёжь, объединяющаяся в националистические организации. Эти уродливые явления требуют от нашего Правительства законов для  регулирования миграции, а также работы на межправительственном уровне. Решить эти трудные проблемы можно только создавая нормальные условия для жизни и труда людей в каждой стране, тогда исчезнет причина, вынуждающая  их покидать свою родину и уезжать куда-то в поисках заработка и пропитания.
Происходящий сейчас в странах Азии и Африки бурный процесс демократизации  общественной жизни приведёт, вероятно, в ближайшем будущем к большим изменениям на этих континентах. Примером им может служить Турция, которая давно перешла от исламского государства к демократическому устройству общества и достигла больших успехов на этом пути.
28.09.11