Взрыв сверхновой звезды России

Зера Черкесова 2
 
Взрыв сверхновой звезды России.
Коммунизм как образ необходимо наступающего будущего

«Коммунизм есть необходимая форма и энергический принцип ближайшего будущего»
К.Маркс.

«Марксистский коммунизм в 20 веке оказывается единственной рационально обоснованной доктриной, могущей предложить людям земной идеал их коллективно осуществляемой самодеятельности. Поэтому марксизму ныне противостоит не «другая» теоретическая доктрина, а отсутствие доктрины.
Этим вполне объясняется и то обстоятельство, что рационалистически ориентированные на реальность люди, в конце концов, после более или менее продолжительных колебаний, либо принимают принципы коммунизма, либо впадают в социальный пессимизм, выраженный не только в теоретической литературе, но и в таких шедеврах искусства, как «1984»Джорджа Оруэлла или как «Молчание» Ингмара Бергмана.
Я лично предпочитаю коммунизм, открывающий человечеству реальную, хотя и трудную, перспективу».
Эвальд Ильенков. Маркс и западный мир. Доклад советского философа для симпозиума в США по критике марксизма.1965г.


»Коммунизм, как образ необходимо наступающего будущего» - тезис из работ Э.В.Ильенкова по диалектике идеального. Выдающийся советский философ-марксист не по принуждению, но по убеждениям и неординарности анализа марксизма.



Исчерпали ли себя марксистская идеология и коммунистическая идея?
Отгремела целая эпоха тотального отрицания Красной Идеи.
Марксизм, социализм, коммунизм, СССР, как русский авангард человечества, поведшего за собой в светлое коммунистическое завтра униженных и оскорбленных всего мира, девятый вал левых идеологий по всем обитаемым континентам Земли-куда все исчезло, словно и не бывало?!
Что же вместо?
Возврат частнособственнических отношений со всеми антиномиями как раннего, дикого капитализма, так и нынешней эпохи западного империализма и неоколониализма в гораздо более изощренных формах.
Снова отчуждение человека от плодов его труда через присвоение прибавочной стоимости владельцами средств производства.
Явный регресс в интеллектуальном уровне общества, где книга и совесть из культа поколений наших отцов и дедов превратились в почти излишества. Вместо же-культ золотого тельца и нравственно-правового релятивизма.
Вспомнилась диссидентская документальная повесть Владимира Солоухина» Последняя ступень», где писатель-почвенник в год глубокого застоя однажды на кавказском пиршестве членов Союза писателей, все сплошь именитых, но частенько нетрезвых, - разразился разгромной речью в адрес фальши и лицемерия строя.
Сначала прочел стихотворение Демьяна Бедного о Ленине, в котором »пролетарский поэт» живописал крайнее убожество России во всех смыслах и аспектах-в год рождения Владимира Ульянова.
Затем, выждав «мхатовскую» паузу, В.Солоухин перечислил десятки имен литературы, искусства, науки и техники, составивших славу и гордость России, вошедших в золотой фонд всечеловеческой культуры. Они творили в те годы-70-е 19 века. Массу смелых индустриальных проектов-задолго до советских великих строек. Материальный уровень даже рабочего класса и зажиточного крестьянства, не говоря об интеллигенции (аристократия само собой) - какой и не снился столетие спустя гражданам СССР, если судить по товарному изобилию дореволюционных «рядов» по контрасту с пустыми полками советских магазинов и аскетизмом всего советского стиля жизни.
И задался вопросом: так какими же были годы 1870-е? Каковы в действительности были годы конца 19/начала 20 вв. в России?
Сегодня все это уже не новость. Россия конца 19/начала 20 вв-переживала подлинный Ренессанс. Серебряный век не только в литературе.
Эти доводы ныне приводятся, как доказательство чужеродности марксизма на русской почве, насильственное ее насаждение кучкой злоумышленников, задавшихся целью погубить Россию.
Если все было не так уж и плохо, даже кормила Россия своим хлебом Запад-зачем нужна была революция? - Значит, это была не революция угнетенных масс, а масонский переворот. Такова популярная сегодня интерпретация, неявно присутствующая даже в новых учебниках истории Отечества для старших классов школы (разве что за вычетом скандального словца «масонский»). Примитивизм. И ложь-такая же, как про убожество дореволюционной российской жизни («1913 год» - для сравнений.
Представляется теперь, что изначально-лживой была пропагандистская модель «убогой России», влачащей жалкое существование во всех смыслах-в хвосте европейских держав.
Сверхразвитыми же в индустриальном и культурном отношении были страны Западной Европы-Англия, Франция, конечно, Германия. Ну и США (называвшиеся тогда Северо-Американскими Штатами).
Согласно марксистской модели, социалистическая революция-удел исключительно индустриально развитых стран Запада-как логическое завершение идеи частной собственности, ее диалектическое самоотрицание.
Социалистическая революция в России, этой «варварской», безнадежно отставшей в развитии стране-для Маркса-была немыслима.
В плену тех же догм были и русские марксисты, ожидавшие революционной бури на Западе-но не в России и Восточной Европе.
Теперь мы знаем, что все произошло-»с точностью до наоборот»!
Ирония истории... Ирония ли? Если вспомнить Русский Ренессанс грани 19/20 вв-так ли уж «не укладывается» в марксову модель-русская революция?! Не пора ли развенчать этот замшелый миф об «отсталости» России накануне революции 1917г.? Реальные статистические сравнения и параллели Российской империи с западноевропейскими странами-предмет многих новейших исследований-мы не будем здесь перегружать текст обширной статистикой. Сколько советских философов переломало перьев в попытках объяснить социальную революцию в России-когда «по теории» она должна была случиться в Западной Европе и США?!
А там и поныне социализм воспринимается массовым сознанием и «истеблишментом», как жупел и антиутопия, не приведи Господь...
Если отбросим, наконец,застарелую ложь,направленную на принижение национального достоинства:миф об извечной российской отсталости-то ясно узрим:Революция не была случайностью!
Ни пресловутым «переворотом»,какие бы силы за ним не стояли.

Она логически вызрела из Русского Чуда,начавшегося задолго до 1917года.

Из подъема духовных сил нации,породившей всемирно-историческое значение русской культуры 19-20вв.

Коммунистический идеал не мог появиться и дать обильные всходы - на духовно убогой, иссушенной почве, среди мрака невежества, бескультурья и нищеты.
Значит, Маркс был прав-хотя ошибался в отношении России-разделив в этом всеобщее заблуждение Запада.
Революционный взрыв прогремел не на прагматически - протестантском Западе-но на почве мессианского русского самосознания. Ошибка Маркса состояла в абсолютизации принципа первичности Бытия над Сознанием. Экономического базиса над духовной надстройкой.
Поставь сей принцип наоборот: духовно - «надстроечный» уровень нации-выше «базисного» экономического уровня-и Россия оказывалась не в «хвосте», но в авангарде всемирно-исторического пути к Новой Цивилизации. Случайностей в смысле бессмыслицы-история не порождает.
Так или иначе, логика развития однажды проясняется, освобождаясь от покровов лжи и заблуждений.
Взглянем снова на поразительную цитату, приведенную в качестве первого эпиграфа этой статьи: Маркс называет коммунизм «энергическим принципом и формой будущего«. Сегодня мы сказали бы: «энергетический».
Не случайно с 60-х гг. 20 в. на Западе и в СССР (полуподпольно) пытались противопоставить молодого, раннего Маркса-зрелому, позднему. Маркса «Экономическо-философских рукописей»1848г, полного «идеализма» - зрелому Марксу «Капитала» с его сугубым политико-экономическим анализом и отбрасыванием юношеских идеалистических «утопий».
Из «молодого Маркса» еще недавно пытались вычитать «другой» марксизм, отвергнутый самим Марксом в его зрелые и пожилые лета. Советская официозность глухо отвергала «раннего» Маркса-оправдываясь тем, что, мол, сам зрелый умудренный Маркс смеялся над «идеализмом» ранних работ. А теперь в тех «незрелых» работах-обнаруживаются едва не пророчества.
В самом деле, молодой Маркс пишет о «энергическом принципе» будущего-почти предтеча гумилевской концепции пассионарного взрыва этногенеза-не находите?! А зрелый Маркс тверд в убеждении, что все решает «экономический базис», и только он один.
Но сегодня в словаре нашей цивилизации 21 века - «энергия» - одно из ключевых слов, некий единый код во всем. Сегодня мы скорее расположены верить и принимать «энергические» концепции (такие, как теорию пассионарных взрывов империй Льва Гумилева, концепции космистов) - чем унылые «экономически-базисные» теории эпохи экстенсивного развития западноевропейского капитализма середины 19 века с культом материального над духовным, представлением о безусловной первичности первого и подчинении ему последнего.
Автору данной статьи представляется, что не «убожество» России 19-начала 20 века, уже развенчанное в новейших работах, а именно Русский Ренессанс, пассионарный взрыв русской нации-привел к приятию и утверждению марксизма и коммунистического идеала» необходимо наступающего будущего».

Отвержение же марксизма и коммунистической идеи, появившиеся на западной почве-Западом-не показатель ли правоты концепции Льва Николаевича Гумилева об угасании западноевропейской культуры, иссякании ее пассионарно-энергетического ресурса?

Западные культуры, как известно, на несколько столетий старше, а оттого и развитее российской, по-настоящему начавшей путь к раскрытию своего потенциала со времен Петра Великого.

Если же за точку отсчета Новой Русской Цивилизации взять не Киевскую Русь, не эпоху Рюриковичей, не 300-летнее правление Романовых-но Великий Октябрь 1917года, когда Россия тотально отвергла прошлую историю и начала многотрудный противоречивый путь к восхождению к коммунистическому идеалу необходимо наступающего будущего и всемирной своей миссии-то Русскому пассионарному взрыву всего-то...94 года.
Менее века-против тысячелетия Западноевропейской цивилизации, так и не сумевшей дерзнуть шагнуть в Неведомое, ужаснувшейся тому «дивному новому миру», которое им было воспринято в искаженном зеркале и безмерно испугало.
«Поэтому,скажем, кошмары Олдоса Хаксли и Джорджа Оруэлла на самом-то деле-независимо от иллюзий самих авторов этих антиутопий-рисуют вовсе не перспективу эволюции социалистического общества,а как раз грозную перспективу развития частнокапиталистической формы собственности. Рисуя по внешним приметам и признакам» современный коммунизм», эти авторы на самом деле прочерчивают, по существу, линию дрейфа товарно-капиталистического строя жизни. Потому-то эти кошмары так и пугают гуманиста-интеллигента» западного мира». Нас они не пугают. Мы понимаем эти тенденции как наш вчерашний, хотя и не до конца еще пережитой день».
Э.В.Ильенков Маркс и западный мир.
(Доклад, который так и не был прочитан на американском симпозиуме приглашенным, но не выпущенным Эвальдом Ильенковым. Напечатанная по английски в США-на русском впервые увидела  свет в перестройку. За эту работу, как и за другие, автор на родине подвергся кампании травли в обвинениях в »искажении марксизма»).
Противники Гумилевской концепции пассионарных взрывов мировых империй-насмехаются над «мистицизмом» подобного подхода.
Таинственный» Удар из Космоса» (пассионарный взрыв этногенеза), которое получает какое-нибудь доселе захудалое племя, и которое в фантастически короткие сроки «необъяснимым» даже в марксовой концепции главенства базиса и развитости надстройки «вдруг» выводит ее в лидеры и подчиняет себе «полмира»(как было со всеми империями типа монгольского дикого племени, внезапно обретшего власть над миром в кампаниях Чингисхана и т.д. - до советских танков с красными звездами на улицах европейских городов весной 1945,импортировавших советский социализм в страны Восточной Европы, далее по всей Ойкумене, включая Третий мир)-предмет смелой постановки проблемы Львом Гумилевым. Почему?! Что скрывается в толщах национальной истории и национального духа такого, что «внезапно» осуществляет Квантовый Скачок какой-то доныне второразрядной или вовсе »никакой» нации, этноса?
Как это было и в веке 20-м. Сначала-Россия-Октябрь 1917-го. После второй мировой войны, как на дрожжах, поднялись полупровинциальные Северо-американские штаты. Тогда как Британский Лев за какие-то несколько лет растерял все свои колонии. Англия из »владычицы морей» превратилась в культурном отношении во все еще привлекательную для мира страну (мировая поп-музыка от Битлз до наших дней-почти вся британская), но в общем-во второстепенную страну, утратив статус мировой державы. А ведь вместе с США и СССР по антигитлеровской коалиции-вышла победительницей по итогам Второй Мировой войны. Однако, США и СССР - «на паях» захватили по полмира. А Великобритания, почти не понесшая ни урона, сопоставимого с советской послевоенной разрухой, ни финансово поиздержавшаяся, подобно американскому ленд-лизу 40-х-тем не менее «необъяснимо-легко» сдала позиции, отпустила все свои колонии в свободный полет. За что ей честь и хвала-старый колониализм отвратителен. Но нового британского чуда не получилось.
Разве чуда музыкального-и то замечательно.
А послевоенное японское чудо?
Замкнутая от мира, интроверсивная, погруженная в почитание своего древнего наследия, экономически отсталая и в последней степени деморализованная после поражения во Второй Мировой войне Япония - «внезапно», в исторически кратчайшие сроки, захватывает мировой рынок электронной продукции и уверенно оказывается в авангарде интеллектуального прогресса человечества.
Где был у Японии »развитой экономический базис» и продвинутая «надстройка» - на ядерных развалинах Хиросимы и Нагасаки и разгромленной Квантунской армии, живущей с 1946г. по указке и на подачки США?! (В скобках заметим, что нас отнюдь при этом не прельщает полурабская модель «пожизненного трудоустройства» на одном месте и чудовищный трудоголизм на износ японского народа, конечно, сыгравшие не последнюю роль в »японском чуде». Однако, что русскому здорово, то немцу погибель...).
Нет, классический марксизм не объемлет собой всей истины, хотя отринуть его целиком, как «позавчерашний день», - было бы ошибкой.
Итак, у каждой нации-свой путь в историческом пространстве-времени.
Попытки навязать коммунистические принципы развитым западным демократиям в 20 веке-ни к чему не привели. И не потому что эти принципы плохи-а потому что неаутентичны западному духу.
Сегодня Россия отзеркаливает эту ситуацию: ни к чему значительному не приводят попытки насадить на российской почве принципы западного модус вивенди. Нации, как и отдельные индивидуумы, - слишком разнятся, несмотря на общие базисные потребности.
Россия должна найти в себе силы и волю-политическую и общенационально-энергетическую-вернуть свой идеал необходимо наступающего будущего в очищенном от исторических искажений виде и в новом содержательном наполнении.Чтобы использовать, быть может, свой последний исторический шанс в условиях приливных волн западного глобализма и восточного фундаментализма, грозящих обоюдно потопить ее, подобно мифическому Китеж-Граду. Альтернативы нет-кроме возвращения на круги своя национальной идентичности, исторически нашедшей наиболее полное выражение в социалистическом идеале и мессианско-коммунистической идеологии и в ее первой в истории человечества космоустремленности. Таковы черты нашего Пути.
 

Р.S.А »таинственный удар из Космоса» - не такой уж и таинственный. Тайна пассионарных взрывов, открытая Гумилевым-но не разрешенная им-предмет наших изысканий. По проблематике   космогенеза и космических циклов России, других цивилизаций и народов мы уже писали и надеемся еще не раз вернуться в следующих работах, посвященных развитию нашего понимания России, ее прошлого, настоящего и будущего.

 
02/10/2011.



02.10.2011 19:52


https://zera-cherkesov.livejournal.com/551657.html