Мой дилетантский Дебют-2011

Александр Хрон
Глянул я тут, поутру, на лонг-лист премии «Дебют-2011» в номинации «Поэзия» и решил заняться несвойственным мне делом — написать некий критический обзор по конкурсантам. А поскольку, ни разу не будучи литератором — ни поэтом, ни писателем, ни обозревателем, ни журналистом — обзор мой получился крайне дилетантским и обывательским, ведь я, кроме всего прочего, также не являюсь искушенным во всяких там филологических и культурных вопросах и терминах. Так что у вас есть выбор — или прочитать то, что я тут наваял с кондачка, или сразу отказаться и не нарушать свою тонкую душевную организацию.


Александр Авербух
Безусловно состоявшийся поэт. Если обратиться к стихиям, которые повелевают его стихами, то, несмотря на присутствие всех четырёх, преобладает всё же земля; но не просто земля, а земля испещрённая (+воздух), твердь сочащаяся (+вода), объятая со всех сторон пламенем (+огонь);  объекты его поэтических миров появляются и исчезают в этих полостях, земля выступает за основу, начало и конец всего сущего: покинул её — сгорел, сгнил — вернулся в виде тлена в исходную точку. Также в стихах этого автора много хлеба, мякиша, глины, которую замешивают в жиже, что-то лепят, жуют — как тело бога, который (конкретно — Иисус) также, зримо и незримо, бегает между строк, корчит гримасы; а всё остальное, кроме этого мягкого бога, по мнению автора — пустое. Можно было бы привести соответствующие цитаты, но тогда придётся цитировать всего Авербуха, ибо «кусочничать» не получится — поэтому обойдёмся без цитат. Ну и, конечно же, указанный автор не должен не пройти в шорт-лист (а может даже выиграть гран-при, мхехе).


Павел Арсеньев
Честно признаюсь — стихи этого автора лично мне не понравились. При всей своей техничности, я бы отнёс их к так называемой «актуальной поэзии», или, как характеризует их сам автор — «поэзии прямого действия». Если автор претендует на стёб, то явно недостёбывает. Я бы посоветовал двинуть ему в шоу бизнес, а конкретнее — в рэп; и уверен — это будет очень сильный рэп, с достойнейшими (здесь я ни капли не ёрничаю) текстами. Автор до шорт-листа, имхо, не дотягивает.

Татьяна Барботина
В стихах Татьяны слишком много усов, ртов, пальцев, глаз, сигарет «Мальборо», сермяжного. Подарите девочке настоящего живого ковбоя, на край — полное собрание фильмов с Клинтом Иствудом. А то, бедняжка, стихи вот пишет. Понятно, что шорты ей не к лицу — только классические длинные джинсы известных марок.


Андрей Бауман
Повезло найти конкурсный текст этого автора. Расстроен. Автор заигрался словами, чересчур. А вот за это «полусогнут в бараний рок, || человек — || двуногая, без крыльев и перьев, овца(-)с || © отъединенным || во внешнюю тьму || внутренним миром || замкнутым в яростный гомон стад — || гомогенизированную массу; || ягнеупорная одногневка, || чья овчинка не стоит даже свеч, || даже модной агнцезащитной оправы» я бы отрывал все лишние рифмующие конечности. Может я погорячился? Читаем дальше... Нет, скорее был слишком мягок:
«слово тоньше волоса || острее воспаленного г;ря || горше зримого мира || горячей и негромче || на всех || дорогах горя; || между родом || и даром…»;
«Растущее в достаток световой — || Вглубь неба пробуравленная шахта, — || В него впиваясь кроной корневой, || Оно — самостоянье, ось ландшафта, || Весь лес его взошедший строевой —».
И ещё один признак «авторского стиля» — характерные повторы в начале почти каждого стихотворения:
«Бог, как принято, Пастырь. || Но лишь до перемены времен, || до того, как время пойдет на отмель. || Лишь до предела: || пока, на пределе,»;
«В острый, режущий, заледенелый пар || уходят эшелоны || уходят теплушки || уходят обрубленные рельсы || уходят в драконову тьму»;
«Когда воля выйдет — || выйдет на волю, —»/
А вот и повтор в первых строчках двух идущих подряд стихотворений: «Медлительно, сквозь явь и через сон,» и «Медлительное солнце-мед».
Короче, автор слишком много всего положил в свой поэтический суп. Получилось несъедобно (мимо шорт-листа).
Справедливости для дочитал подборку до конца, и хочу отметить — там есть очень сильные вещи. Непонятно, зачем автор начал с явно неудачных, ляповатых. Надеюсь, он ещё заявит о себе в последующие годы, более достойно.


Василий Бородин
Прекрасные стихи. Если существуют поэты-минималисты, то Василий Бородин — один из лучших представителей этой породы. Как пишут в школьных сочинениях: я пил его стихи, как родниковую воду — ибо они так чисты и богаты минералами, что одного глотка хватает, чтобы утолить жажду; и в то же время так вкусны, что невозможно оторваться. Василий снабжает свои миниатюры картинками — вроде как они должны составлять с текстом единое, законченное целое. Но я старался не смотреть на эти иллюстрации: во-первых, меня интересовал «чистый» текст, во-вторых, рассматривал их именно как иллюстрации — т.е. как визуализацию текста, а не взаимное дополнение одного другим или, тем паче, версификацию изображения. Если проводить какие-то параллели творчества автора, то скорее с японским искусством — там аналогичная параллель каллиграфии и поэзии. Ну и, конечно же, Василий Бородин пополняет мой личный короткий список.


Елена Горшкова
Очень хорошие девчачьи стихи. Импонирует эксгибиция — девочкам всегда нравится показывать, а мальчикам — подглядывать. Несколько милых строчек из разных стихотворений:
«на фотографии столько-то-летней давности || будут кончать чаще чем на меня»;
«меня кутали в семь одежек а мне хотелось || чтобы меня кто-нибудь сфотографировал голой»;
«я танцевала не на всех столах || я целовалась не во всех углах».
При всей симпатии к авторше — это не то, что требует дополнительной, более пристальной, оценки.


Андрей Гришаев
Андрей Гришаев — человек, которому не грозит клаустрофобия, ведь он пишет интерьерные стихи: комнаты, стулья, буфеты; люди, мебель, танцы... Он и сам этого не скрывает:
«Я решил стать поэтом и написать стихотворение
Про любовь и смерть.
А вышло – про какие-то чернильные тени и картонные цветы.
...
Но и в другой, и в третий.
Получались груды хрусталя,
Какой-то обморочный занавес,
В лучшем случае, котёнок,»
и в то же время, мечтает когда-нибудь вырваться:
«Отлежусь. Отдышусь. Выйду во двор, наконец,».
Пожелаем ему удачи в этом — ведь у данного автора в 2012 году осталаётся последняя попытка вырваться из зала лонг-листеров.
Вторая особенность стихов Андрея Гришаева — (почти?) все они написаны в форме диалога с читателем.


Надя Делаланд
Её «муза всеядна» — согласен полностью. И, несмотря на то, что в одном из своих стихотворений авторша утверждает: «Эрос, танатос, логос… Безумие предполагать, что стихи бывают о другом», это далеко не так.  Очень понравилась эта далеко уже не девочка, зрелостью и оформлением образов. Вот, например: «Я покажу инжир Вам, на то и дана рука, || и удалюсь подчёркнуто строго, маша курсивом.». Нет, не хотелось бы, чтобы Надя удалилась курсивом мимо короткого списка, ибо очень всё у неё понравилось.


Тимофей Дунченко
Прочитав название цикла («Спойлеры»), подумал: ну вот, опять «Тачки», «Терминаторы», «Трансформеры»... Начал читать, задался вопросом: «При чём тут спойлеры?». Продолжив, понял — автор решил погрохотать аллитерациями. Несмотря на то, что задуманное удалось на сто с плюсом — для премии этого мало.


Анна Золотарева
Слишком ровные, закруглённые стихи. Даже заумь. Попадание в длинный список — уже удача для автора.


Руслан Комадей
Если бы меня попросили охарактеризовать стихи Руслана в трёх словах, то я бы сказал — поэзия интеллигентствующего гопа. Очень мило, слегка контркультурно, недостаточно гениально. Такие стихи обязательно должня присутствовать в лонг-листе, чтобы помнили — есть и такая поэзия. В общем, мне симпатичен стиль этого автора, но объективно он — не в десятке сильнейших.


Александр Маниченко
Наверное, Урал — это такая, полная гопников и осени, чёрная дыра. По крайней мере, на эту мысль меня навели стихи очередного сурового челябинского поэта («поздний вечер, гопники в подворотнях», «Стриженые девочки, хайрастые мальчики курят в окно, плачут»). Автору явно не хватает словарного запаса: «на немом Урале дорожное небо в стёкла ... не весна, не лето, майавгуст, мартобрь, плохо не хватает слов и воздуха ... на немом Урале даже нема вода». Грустно как-то, что для Александра конкурс на этом закончен.


Григорий Медведев
Это очень хороший поэт. Не могу объяснить, почему — поэтому лучше поверить, или самим почитать. Он как-то непостижимо «вибрирует» словом и смыслом — не экспериментирует, а очень точно подбирает. Я бы, без всяких объяснений, внёс его в короткий список. Нет, внёс бы с пометкой «Замечательный автор с ещё не раскрытым полностью потенциалом», проиллюстрировав стихотворением:

Неудобный русский язык во рту,
Поперек гортани рыбий костяк.
Колотящийся в горле комок-колтун,
Трудный предродовой моих слов натяг

Неудобный язык то податлив, то
С головой окунает в окунью немь,
И не знает, лежа на дне никто -
В невод вынырнет, в явь ли, в невь.

Неудобный язык различит на вкус
Чернозем, черный хлеб и чужой стишок
Из неровных слов, что слетевши с уст,
Только воздух ткнул и тоску прижег.

Кстати, тема языка для автора не проходная — вот цитата из другого стихотворения:

Мне нечем говорить: уже наполовину
Язык, как наждаком, соленой речью стерт
И времени резец — губитель хлипких хорд
Мне разгрызает пуповину.


Евгений Никитин
По слухам, известнейший, достойнейший автор. Предпочитаю слухам не верить, пробовать самостоятельно, «на зуб». Вычитывал — да, замечательный, пытался осмыслить — что же меня смущает? Подсказку дал сам Евгений:

Я исследую череп, словно бы открываю,
 где у меня теперь – подбородок, щека, висок.
 Найденное хороню под кроватью,
 как отрубленную руку Т-800

Да, действительно — автор исследует мир, ощупывает его стихами, тщательно вырисовывает. Созерцатель, он понимает суть вещей:

- Человек – это колония клеток,
 с четкой социальной организацией,
 словно в кастовой структуре индусов.
 Небольшая область
 коллективного-бессознательного
 этого муравейника,
 называемого «человеком»,
 выполняя свои функции
 (главная из которых –
 ориентация в пространстве)

но не даёт нам этой самой «ориентации». Ну что ж,

Можно с вами, тонкими, поплыву,
будто бы я рядышком, наяву?
Осень в нашем городе, господа,
(у мотива длинная борода).

можно — плывите с нами, Евгений, и избавляйтесь от собственной бороды. Вливайтесь! — вместе понаблюдаем за номинантами, прошедшими в шорт-лист... как зрители.


Екатерина Перченкова
От текстов Екатерины у меня осталось ощущение бруснично-клюквенной смеси в стиле ЖЖ и наивного фэнтези. Не смог разглядеть за этими рваными лоскутами личности автора. Допускаю, что я читал не те тексты Екатерины. А вообще, он существует в реале?


Алексей Порвин
Автор поглощён собственным внутренним миром. Мир этот не всегда близок и/или интересен читателю. Для того, чтобы стать для нас открытием, автору стоит открыться, выпустить демонов. Пока же стихи его стерильны, как мошонка педофила-рецидивиста.


Петр Разумов
Я увидел в стихах П. Разумова во-первых — незрелость, во-вторых — перерифмованность, в-третьих — отсутствие музыкального слуха и поэтического чутья. На последнее меня натолкнуло вот это: «В моем компьютере нет "ятей", это лучшая метафора того, что произошло со временем, с языком, со стихом в то время, когда меня еще не было - от Блока». Скажите мне, что я не прав, что дремуч в заблуждениях неверных суждений, полученных путем сложных умозаключений. Есть у автора также излюбленные слова, например — «кольцы».


Константин Русаков
Тёмная лошадка конкурса. С первых трёх попыток тексты автора найти не удалось.


Анна Русс
Очень лёгкие, воздушные стихи. В шорт лист? А почему нет? Ога — в шорт. Автор(ша) достойна, хотя бы по той причине, что состоявшийся поэт. Здесь не подкопаешься (да и подкапываться не хочется — некошерное это занятие).
Ну а непопавшим — рецепт от Анны Русс:

 Лицом к лицу вокруг не увидать
Давай мы станем тихо увядать
Не делать ничего для райских кущей
А лишь собой для истины текущей
Целее стать
Не унижать себя до трали-вали
И строй держать по четкой калевале
И отрастить, чего там оторвали
Усвоив опыт курочки рябой
Учить себя дарить, не отвлекая
И отходить едва ли отвыкая
Ты умер бы, когда б узнал какая
Работа происходит над тобой


Сергей Сдобнов
Несмотря на публичность автора (участие в фестивалях, уличных чтениях и т.п.), его поэтических текстов в сети найдено не было (по крайней мере «нахрапом». Жаль — судя по всему, автор неплох.


Мария Суворова
Мне понравились музыкальные стихи Марии. Причём не пейзажные, к которым она тяготеет, а про девочек, девушек, бабушек, дедушек. Например, это

«...Маменькой назвала, Юлией назвалась.
Кто бы мог знать, что так вычеркнут и сотрут
Линию на руке, ямочку на щеке...»

и это

«Мне было восемь лет, тебе, наверно, тоже,
...
Вначале неспеша мы раздвигали ноги
И куколкой играли туда-сюда,
И меркло всё в глазах, и путались все слоги...»

и это

«Мой прадед без вести пропал на войне,
Дед умер, когда папе было 11 лет,
Бабушка, когда я училась в 10 классе,
Семья распалась незадолго до этого.
...
И на летний отпуск оказывается легче уехать на море,
Чем к маме в деревню или к папе на дачу,
...
Мне кажется, что мы тоже пропали без вести,
Потому что больше не можем быть вместе»

и много чего ещё... В-общем, будь моя воля, я бы рекомендовал жюри повнимательней присмотреться к Марии Суворовой и её стихам — в ограниченном формате шорт-листа.


Ната Сучкова
Ещё одна девочка из Вологды написала хорошие «Деревенские стихи» глазами городского жителя. Хотя город и деревня в Вологде переплелись, и она вполне могла писать, не покидая городской черты. Вологда — красивый уголок деревянной руси. У нас учительница музыки была из Вологды: помню, она рассказывала, как любит обнять телёнка, прижаться к нему, такому доброму; она сама была похожа на телёнка; потом вышла замуж за ученика; потом умерла от побоев — молодой муж забил до смерти на втором году совместной жизни. Слава богу, Нате это не грозит. И стихи очень хорошие, мне понравились. Хочу, чтобы автор и дальше продолжала писать такие же замечательные стихи; и не расстраивалась, что не попала в номинанты. А то ведь может получиться, как с «Цветочным крестом» — так же неоднозначно. Кому, скажите, это нужно, кроме жёлтой прессы? Вот именно — никому, кроме...


Айгерим Тажи
Про Айгерим я бы сказал — это казахский Лорка в юбке (или шароварах — как там у них в Казахстане принято?): те же образы, палитра, гербарий (в смысле — бестиарий для растений). Правда, при довольно неплохой технике, смущает меня прямолинейность применяемых автором тропов. Однозначно не для шорт-листа.


Ксения Чарыева
Ещё одна участница из Жуковского. Что это — топонимический дух повинен? Но, в отличие от Екатерины Перченковой, Ксения Чарыева широко представлена в сети. И тексты у неё сильные, я бы даже сказал — очень мужские (хотя тут уместнее термин «унисекс», да простят меня феминистки, ггг). Чувствуется, что автор в творческом кураже, разминается, пробует то и это, демонстрирует эрудицию в самых разных областях. Для попадания на одном из следующих конкурсов в шорт-лист, я бы посоветовал ему отказаться от чрезмерного увлечения географией, а именно — топонимами: стать чуть-чуть проще вовсе не синоним к «поглупеть».

живи меня, пока я занят
тригонометрией моржа —
нетерпеливыми глазами
резину за прыжок держа —
где, упражняясь и пружиня,
блестит, умильно неуклюж

приноровляй: как бы машине
не подошедший было ключ,
остроконечную лебёдку,
в пол уходящую парчу;
да что свободу — так, свободку
и ту с тобой не захочу

— не, ну круто же!


Сергей Шабуцкий
В представленном на конкурс произведении описан привычный российский быт, вкупе с буднями онкодиспансера. В тексте обнаружено обильное наличие медицинских терминов, присутствуют капслоки. При таком раскладе непопадание автора в шорт-лист вполне переносимо.


Наталья Эш
У авторши в стихах очень много котов (любит животных) и голода/еды (следит за фигурой), иногда вперемежку:

он заботится о двоих
и эта, и та - животные
только с разной походкой
но гладит он
крикливое и двуногое
а котенок застыл
в креветочьей позе
- - -
благодарность за крошки радости
отблески на стенах
как кот мой благодарен
за кусок ветчины
нечаянно упавший
от неловкости рук и от голода
- - -
кот на коленях
пленный сгусток
нежности и
раздражения
- - -
после утренней спайки
тайный голод
. . . . . . . . . . .
ни о чем не просил
кроме глотка воды
- - -
а потом дающих и благодарных
за плоть бесцеремонную
но не умеющую наколоть
ранний ужин или поздний обед
- - -
язык раздражен судорогой
. . . . . . . . . . .
пригодное мне животное
может вскрыть все коробки
с воздушными хлопьями

— ну и т.д. Айс? — Айс. Шорт? — Не шорт.


Яна Юзвак
По-моему это ужасно! Я в культурном шоке. Как так? Яду мне:

(1)
Сообщение отравлено,
яду мне тащи, Сократ,
перед Богом мы не равные,
олимпийский мой собрат.

Ты языческий и гипсовый,
самоубиенный пан,
я лежу под кипарисами,
налегаю на стакан.

(2)
ленивый Крым динамика распада
подножный корм – канабисная суть
им ничего, окрiм любви, не надо:
движенье колкое, колышащее грудь

тут свет ночной от полнолунной жопы
и шёпот шёпот – мать его щепоть!
у лавровишен сексуален опыт
люби своё творение, Господь

— это первые четыре строфы из конкурсного текста. Ужасно — не тематика, не «грудь» и «жопы». Ужасен слог, все эти «мне — мы — мой», «самоубиенный», «окрiм», «сексуален опыт». Дальше — вообще трындец кромешный. Это не панк, это — пышная бездарщина.


Итак, подведём итоги — в мой виртуальный шорт-лист попали шесть авторов:
Александр Авербух;
Василий Бородин;
Надя Делаланд;
Григорий Медведев;
Анна Русс;
Мария Суворова.
Интересно будет сравнить с выбором уважаемого жюри. Ну и, кого бы я избрал победителем, одарив мильёном? Если честно, без каких-либо колебаний — Авербуха. Вот почему-то его, да.