Тополь у дороги. Рассказ

Зоя Воронина
                В память моего дяди
Старкова Артемия Петровича,

( Имена не изменены. Событие действительное)




Угрюмый старик в инвалидном кресле неподвижно сидел у окна в своей почерневшей от времени бревенчатой избушке, построенной когда-то своими руками и смотрел на пустынную улицу, на обочине которой ещё недавно стоял величественный тополь… Теперь его нет, но огнём жжёт душу старика вопрос: « Почему судьба сыграла  с ним такую злую шутку…»
В который раз вся его жизнь встаёт  перед глазами как кадры длинного кино. Вот он с ватагой ребятишек, своих одноклассников бежит в близлежащий лес, чтоб набрать по заданию учительницы листья для гербария. Разнотравье, полевые цветы, деревья с радостью дарят ребятишкам свои листочки, завораживают ребячьи глаза своей красотой и разнообразием. Артёмша (так звали его дома тятя и мамонька) и сейчас не мог вспомнить, чем привлёк его внимание стройный молодой тополёк, который пробился к свету из упавшего зёрнышка  на лесной опушке. Вспоминал Артёмша как бережно, отыскав острый колышек, он откопал этот тополёк и завернул его корни  в смоченную в луже линялую рубаху, ласково прижал к груди и принёс в деревню. Он и сейчас не мог объяснить, почему посадил тополёк не возле родительского дома, а на обочине главной дороги села. Вбил вокруг дорогого саженца  острые палочки, чтоб кто-нибудь нечаянно не затоптал его лесного друга и каждый день, проходя мимо него в школу,  мысленно, посылал ему пожелания  вырасти большим и сильным. И тополь, словно внимая  Артёмше, рос вместе с ним, набирал красоту и величие.. Стремительно летело время. Артёмша превратился в высокого, стройного, улыбчивого парня. Вместе с ним рос и тополь, поднимаясь  к солнцу и раскидывая свою крону над дорогой и примостившейся неподалёку небольшой избушкой, в которой поселилась молодая семья.
Кадры прожитой жизни возвращали  Артемия  в ту пору, когда он впервые под кроной своего тополя поцеловал красавицу Татьяну, ставшую впоследствии матерью его четырёх детей, двух сыновей и двух дочек. Дочери, выйдя замуж, покинули родительский дом, а старший и младший сыновья остались в деревне.
  Вспоминалась Артемию    тяжёлая, кровавая война и то, как вернувшись с неё он помогал вдовам приводить в порядок обветшалые избы. Кому рамы в доме заменить, кому забор поправить, кому новые двери сделать….Мастером на все руки прослыл Артемий на деревне, чем и заслужил у односельчан глубокое уважение и почёт.
 В постоянном труде жил Артемий вместе со своей Татьяной, приучая к нему и своих детей. И дети не подвели своих родителей.  Все они  выросли и стали настоящими людьми, усвоив  накрепко все те правила, которые  привили им отец с матерью.
Постепенно подкрадывалась к Артемию старость, напоминая о себе болью в натруженных руках и  спине. Подсказывал о надвигающейся старости  Артемию и его тополь, который со временем превратился в большое, раскидистое дерево с густой кроной. Встречаясь каждый день со своим тополем,  Артемий    замечал, как его « крестник» матерел и постепенно менял своё обличье. Кора на его стволе грубела и местами отваливалась.
Тополь становился похожим на кряжистого, сильного старика, изо всех сил старающегося
не поддаваться  времени. Но время неумолимо. Всё чаще замечал Артемий на своём тополе сухие ветки и  проплешины на загрубелом, поседевшем стволе. Смотрел Артемий на стареющий тополь  и глубокомысленно говорил про себя: «Что ж поделаешь… такова жизнь….все стареем… растут молодые на смену нам…»
Особенно радовал Артемия и Татьяну младший их сын, Александр. Уважаемым человеком стал  он на селе – председателем сельского совета.
 Шли к нему люди со своими проблемами и бедами,  и всем их Сашка помочь старался.
Гордились  Артемий с Татьяной свои младшеньким, помогали его семье чем могли и с радостью  проводили своё время с его двумя дочками- внучками, которые  дарили  деду с бабой  свою непосредственную любовь и нежность.
Доволен был Артемий своей жизнью….Только иногда, проходя мимо своего тополя, Артемий замечал, что его «крестник», не смотря на свой биологический возраст, показывал явные признаки старения. Казалось,  что  тополь стремился идти в ногу с тем , кто его посадил. Седел Артемий и тополь также менял цвет своей коры, часто  сбрасывая её и оголяя свой ствол, который  с каждым годом всё больше походил на скелет. Скрипели на ветру сухие ветки тополя, грозя отколоться и упасть под натиском ветра к своему подножию. Пугал этот скрип состарившуюся вдову, поселившуюся когда-то вблизи молодого тополя. Зачастила старушка к председателю сельского  совета с просьбою, что мол пора спилить старый, высохший тополь, а то он, неровен час,  под натиском ветра упадёт и завалит и её избушку и её саму. Права была старушка…. Пора было спилить старый тополь, тополь посаженный его отцом, тополь, который стал как бы  символом его жизни и  ярким подтверждением её конечности. 
Не мог сын, не предупредив отца, спилить этот тополь, ставший для отца свидетелем  его юности,  местом встреч   и разлук, местом, где  ясная детская душа  подарила новую  жизнь  юному топольку.
Организовав всё необходимое, прибежал Сашка к своему отцу со словами: «Папка, сейчас твой тополь валить будем…». Пересадил парализованного отца к окну, поцеловал седую мать и убежал к тополю, где всё было готово: ….и трактор… и трос. Не мог сын доверить эту работу кому-то. Он решил, что сам, на глазах отца уберёт отживший свой век тополь и посадит новый   во славу  вечной жизни всего сущего на земле….
   Видел Артемий как обмотали трос вокруг ствола его голого тополя, видел издалека тёмную фигурку его младшенького, который  подал команду трактористу…услышал натужный рёв трактора и кажется сердцем услышал треск лопнувшего троса, который своим концом ударил по сухой верхушке тополя, от чего та, отвалившись ,стремительно полетела на землю и острым концом вонзилась в шею его Сашке. То,  что  это был он, их Сашка, Артемий понял сразу, выдохнув с хрипом жене: «Мать… нашего Сашку убило».
Сашка скончался в машине скорой помощи, не доехав до больницы.
Хоронили его всем селом. Все знали историю старого тополя и все шептались, идя в скорбной  процессии  о страшном роке, постигшем эту семью.
   Мать Сашки как-то враз превратилась в дряхлую, полоумную старуху и вскоре ушла за своим сыном, не перенеся разлуки и горя.
… Сидит старик в своём  инвалидном  кресле, смотрит на то место, где когда-то стоял посаженный им тополь, вспоминает всю свою жизнь и в который раз пытается объяснить и   понять неумолимость рока….судьбы. Одна лишь фраза постоянно возникает в его воспаленном мозгу ; «,,,Неисповедимы пути господни…»
  Скрип открываемой двери отвлёк Артемия  от грустных мыслей. Он обернулся. На пороге стояли две его внучки, которые улыбаясь, вручили деду   свежеиспечённый, его любимый капустный пирог…. Жизнь продолжалась…