Дешифровка песен Гребенщикова

Джабраил
«Город золотой» ( http://www.youtube.com/watch?v=PCNJp1X0N5Q)

Пожалуй, самая известная песня группы «Аквариум», хотя авторство принадлежит не Гребенщикову, а поэту Анри Волохонскому, и в песне очевидны христианские мотивы. Если проанализировать текст, то речь, безусловно, идет о христианском рае, или по еще одной версии о Небесном Иерусалиме.
Под небом голубым
Есть город золотой
С прозрачными воротами
И яркою звездой.
А в городе том — сад,
Всё травы, да цветы.
Гуляют там животные
Невиданной красы.

В тексте есть выражения, напрямую имеющие соответствия с некоторыми местами из Нового завета, в частности, из «Откровения святого Иоанна Богослова» (Глава 4, стихи 6-8), где есть фраза «исполненный очей». В песне «Вол, исполненный очей» - в Откровении «и посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади».
  Самый интересный вопрос всегда касается животных, упоминаемых в песне – лев, вол и орел. Эти образы нас также отсылают к Ветхому завету к «Книге пророка Иезекииля», но учитывая новозаветную ориентацию произведения, отдадим приоритет «Откровению святого Иоанна Богослова» и христианским интерпретациям.

Одно, как жёлтый огнегривый лев,
Другое — вол, исполненный очей,
С ними золотой орёл небесный,
Чей так светел взор незабываемый.

Лев – это евангелист Марк, Бык – евангелист Лука, Орел – евангелист Иоанн. Эти животные также связываются с властью и земным путем Иисуса Христа. Лев представляет собой власть Иисуса над миром и символ его воскрешения, Вол – священническая роль и крестную жертву, Орел – Святой дух и вознесение.
Но остается неясным один момент, а именно, куда делся в песне четвертый элемент тетраморфа «и третье животное имело лице, как человек» (Откровение святого Иоанна Богослова). Это животное с человеческим ликом чаще всего в христианстве ассоциируется с евангелистом Матфеем. Исходя из этого, можно предположить, что рассказ в песне может идти от имени евангелиста Матфея, потому что иначе, автор допускал бы отход от оригинального текста Святого писания.
Итак, если повествование ведется от имени Матфея, то к кому он обращается и что за образ «звезды» дважды упоминается в тексте.
А в небе голубом
Горит одна звезда.
Она твоя, о, ангел мой,
Она твоя всегда!
Обращение адресовано ангелу – «о, ангел мой». Под «ангелом» можно понимать, например, любимую женщину или ребенка, но принимая во внимание религиозный характер текста песни, не исключено, что здесь имеет место обращение к человеческой душе. Это человеческая душа должна идти за звездой, чтобы попасть в золотой город. Эта звезда, конечно же, аллюзия на Вифлеемскую звезду, приведшую волхвов к месту рождения Христа в городе Вифлеем, а, следовательно, к источнику спасения души и к пути в райскую обитель, Золотой город.

«Серебро Господа моего» (http://www.youtube.com/watch?v=_0OnxsLJPfU)

Почему Гребенщиков выбрал образ серебра, а не золота или алмаза? Принимая во внимание его любовь к метафизике и восточным учениям, вполне очевидно, что выбор образа серебра является неслучайным. И вообще, эта песня буквально пропитана различного рода образами, отсылающими к метафизическим символам. Рассмотрим некоторые из них, чтобы попытаться уловить логику в весьма темном тексте Гребенщикова.

Я ранен светлой стрелой - меня не излечат.
Я ранен в сердце - чего мне желать еще?
Как будто бы ночь нежна, как будто бы есть еще путь -
Старый прямой путь нашей любви.

«Светлая стрела», по всей видимости, это тайное знание, например, учение буддизма о благородном восьмеричном пути спасения, которое, если оно попадает в человека, то попадает прямо в сердце, являющееся вместилищем души, духа или ума. Тот, в сердце которого попадает эта светлая стрела, уже не сможет быть излечен (в тексте «меня не излечат»), т.е. вернуться в прежнее материально ориентированное состояние сознания. Здесь любопытно провести параллели со 154-м сонетом Шекспира:

Вода потока стала горячей.
Она лечила многие недуги.
И я ходил купаться в тот ручей,
Чтоб излечиться от любви к подруге.
Любовь нагрела воду, - но вода
Любви не охлаждала никогда
(перевод С.Маршака).
   
Если идти дальше по тексту, то после «ранения в сердце», человек начинает испытывать бессознательную тоску по Богу, по Высшей Истине.
Но словно бы что-то не так,
Словно бы блеклы цвета,
Словно бы нам опять не хватает Тебя...

И тут впервые в тексте появляется фраза «серебро Господа моего». Серебро традиционно связывается с женщиной, с женским началом мира, с материей и женской сущностью в самом мужчине, с его внутренней Дамой Натурой. Согласно мифу Платона, первоначальный человек Антропос, был круглым или, говоря другими словами, цельным. Но затем богами он был разделен на мужчину и женщину. Близка к этому мифу библейская история о сотворении человека Адама. Ведь он первоначально был цельным, но потом из него была выведена женщина (из его ребра).
По всей видимости, поиск героем песни серебра-женщины есть стремление к обретению первоначального целостного состояния нерассеченного Антропоса, которое возможно в полном соединении мужского и женского начала в человеческой душе, что дает изначальную внутреннюю гармонию, спокойствие и ясность ума.
И может быть, я был слеп,
И может быть, это не так,
Но я знаю, что ждет перед самым концом пути.
Серебро Господа моего...
Серебро Господа...

Конечно, это довольно поверхностное объяснение и оно не исчерпывает глубины смыслов, заложенных в песни этого замечательного музыканта. Но то, что его тексты несут в себе эзотерическую нагрузку, думаю, вполне очевидно.