Мария Рампендаль

Валентина Томашевская
Ее обвинили в том, что он  ведьма, и она была заключена в тюрьму города Лемго.
Пройдя муки пыток , она  не сломилась душой, не стала возводить на себя напраслину, выдержала,  выжила. Более того, она подала в суд на своих обвинителей, на мэра города и - выиграла процесс! И была реабилитирована. Четверть века еще прожила.
 Имя ее Мария Рампендаль*.
Это был последний - 1681 год - процесс ведьм в Лемго.

Наша поездка в Лемго состоялась в будний день. Мы купили общий льготный билет (туда и обратно) на всю нашу  группу. Выйдя из автобуса, мы подошли к старинному обводному каналу . Hаша учительница коротко рассказала нам о городе Лемго. Старинный город, который в свое время входил в Союз ганзейских городов.
Мы направились в городской Музей Hexenbuergermeisterhaus (нем. бувально Дом бургомистра ведьм) . Старинное средневековое  здание в стиле фехтварк с ренессансными колоннами и украшениями на  фасаде.
Кассир, выдав нам билеты, предложила  пройти  и отведать кофе.  Поблагодарив, мы отказались: время у нас было ограничено.
Мы осмотрели камеру пыток и комнату орудий пыток, другие залы.  Экспонатов  не так уж и много: стул с зубьями, ящик пыток, наручники. Интересные сведения содержали информационныe щиты о средневековых процессах над ведьмами в Германии и во всей Европе.
Потом мы вышли на Марктплатц, с  каменной мостовой и со средневековыми домами.  Немало помнит эта площадь, в том числе и тех женщин и мужчин, которые пострадали от огня инквизиции.
Здание средневекового  ратхауза (ныне здесь разместилась аптека) особо интересно: помимо многочисленных скульптурных деталей-украшений в его нишах можно увидеть старинные скульптуры ученых-естествоиспытателей, врачей, философов.

"Почему именно в этом городе были суды над ведьмами? центр расправы над ведьмами,- спросила я учительницу.
"Почему?" - ответила она  мне вопросом на вопрос. Кто ж ответит.
Осень (сентябрь-ноябрь) средневековья (14 -17 века), волна взаимных обвинений да личность, склонная к подобному  суду...

Позже я узнала, что мэр соседнего, тогда еще средневекового города Ш.(в котором мы ныне живем), отказался от  казни ведьм в городе вообще.

... Не в первый раз уже Мария попадала под подозрения в ведьмовстве. В первый раз – будучи еще восьмилетней девочкой. Ее бабушка по отцу была признана ведьмой и казнена. Кроме того, учитель Бешорен был другом семьи Рампендаль. Среди учеников, которых назвал под пытками Бешорен, не было имени Марии, но тень подозрения все же пала на девочку. Когда в 1667 году многие соседи писали доносы друг на друга, имя Рампендаль вновь оказалось в черном списке.
В 1975 году Мария стала женой цирюльника, которые, как известно, в те времена не только стригли и брили, но еще и рвали больные зубы и лечили раны. В этих обязанностях Мария Рампендаль оказывала помощь своему супругу. Другим источником доходов семьи была торговля маслом и молоком. Вскоре супруги смогли даже обзавестись собственным домом. Растущее благосостояние вызвало зависть, а тут еще и несколько смертей среди соседей случились, и против Марии Рампендаль были выдвинуты обвинения в колдовстве. Несмотря на применение пыток, признания от нее добиться не удалось. Мария была приговорена к высылке из страны. Она пыталась обжаловать это решение в имперском камеральном суде, но проиграла дело и лишилась значительной части своего состояния. Мария Рампендаль доживала век на родине мужа, в Ольденбурге. Судя по тому, что три ее дочери остались незамужними, у семьи не хватало средств на приданное.
В 1994 году у церкви Св. Николая, где когда-то служил Андреас Кох, в память о Марии Рампендаль и всех жертвах охоты на ведьм был поставлен „камень преткновения“. Надпись на камне: "Я не отступлю ни на шаг", – это слова самой Марии.

В Лемго есть улица Рампендаль. Довольно тихая.

*Мария Рампендаль (1645 - 1705).