Командировка

Александр Протасов
Утром следующего дня Потехина вызвали срочно к командиру батальона.
     -Садись, капитан, и слушай боевое распоряжение. Вам с вашей ротой в ближайшее время предстоит очень серьезная командировка в бандеровский район Ивано-Франковской области. Вы, наверное, знаете о бандеровских формированиях в западных областях Украины, которые не признают Советские органы на местах. Конечно же, вы направляетесь не воевать с бандеровцами, а заниматься чисто хозяйственными делами. В нашей части намечаются большие хозяйственные работы. Потребуется много пиломатериалов. И ваша рота направляется в этот район на заготовку этих пиломатериалов и их перевозку в часть.
    
Командировка ответственная. Этот район славится большим количеством банд разного толка. Рота, как боевое подразделение, выезжает полностью. Укомплектовывается боевым оружием и боеприпасами. Вы должны получить пилы, топоры и прочий инструмент сегодня же. Руководство части для выполнения этой ответственной задачи выбрало вас и вашу роту.
    
Вы, как участник Великой Отечественной войны, хорошо понимаете, в каких условиях будет находиться ваша рота. Отъезд в командировку через два дня. За это время вы должны серьезно подготовить личный состав роты к работе в особых условиях. Считайте эту командировку своей боевой задачей, которую вы должны выполнить без потерь личного состава и техники. Свяжитесь с начальником тыла полка и получите у него все необходимое для производства работ. Вот, кажется, и все. Идите и занимайтесь решением всех вопросов, чтобы рота успешно выполнила все задания.

Непредвиденная командировка осложнила жизнь капитана Потехина. Он уже увлекся Машенькой, а тут эта командировка. Машенька приехала на короткое время. Ей скоро надо уезжать. Что делать? И он решил поговорить с капитаном Вороненковым, чтобы тот повлиял на Машу, задержал ее отъезд. Мысли его сейчас были сосредоточены только на Маше. Маша очень похожа и лицом, и характером на его бухарестскую Наташу.   

«Видимо, Бог все-таки есть, коль он послал Машу из далекого Наровчата в западную точку Союза на встречу со мной», - думал Потехин. Сегодня же после танцев я сам договорюсь с Машенькой, чтобы она обязательно дождалась и не помышляла об отъезде в Наровчат.

И ему стало немного легче на душе: не все потеряно. Бог ему поможет еще раз. Удача не отвернется.

С капитаном Вороненковым они договорились, что весь вечер они проведут на танцах, чтобы решить этот вопрос о задержке Маши в Виноградово. И вот он увидел капитана Вороненкова с двумя дамами в зале танцев. Женщины были одеты и модно, и красиво. Машенька в голубом платье выглядела очень привлекательно.
Вечер танцев прошел весело.

Вскоре танцы закончились, и наши две пары отправились к дому Вороненковых. Подойдя к дому, Вороненков шутя сказал:
Мы старики. Идем спать, а ваше дело молодое, вам домой еще рано. - Они чмокнули в щеки Славу и Машеньку, ушли в свою квартиру. Потехин с Машенькой направились в скверик, что находился рядом с домом, уселись на скамейку. Потехин обнял Машеньку за талию и прижал к себе.

Не обижайся, Машенька, я сердцем тянусь к тебе. – И все рассказал ей о своей командировке. И просил ее не уезжать домой эти три недели.
     -Выходит, Слава, так надо. Вы капитан, боевой командир. Я не буду торопиться, буду вас ждать. Я, конечно, буду без вас скучать, - и нежно поцеловала его в щеку. – Извините меня, я тоже расчувствовалась.

Машенька, извините и вы меня, мне очень хочется вас поцеловать. Я тоже, как мальчик, расчувствовался. Вы мне, Машенька, нравитесь.
Слава, вы тоже мне понравились. Я еще никого не любила. Я тоже хочу вас поцеловать, - она обняла его за шею, и они начали горячо целовать друг друга.
Хватит целоваться, - тихо прошептала Маша, - а то Аня сразу догадается, чем мы с вами занимались. Слава, давай друг друга называть на «ты». Так роднее получается. Но ты едешь в бандеровский район, и я буду за тебя волноваться. Будь осторожен, Слава, очень осторожен. Бандеровцы сущие бандиты.

Проводив Машу до дверей квартиры, Потехин ушел на свою квартиру. Сейчас он был счастлив: Маша обещала его ждать. Ему казалось, что он Машу полюбил на всю оставшуюся жизнь. «Мне двадцать восемь лет, и пора бросать якорь. Подруга для семейной жизни есть. И я ее люблю», - думал он по дороге домой.

Через день три грузовые машины, оборудованные скамейками для сиденья, стояли у контрольно-пропускного пункта. Рота капитана Потехина стояла в строю рядом с автомашинами. Командир батальона, подполковник Ефремов провожал танкистов в дальний путь.
Пришли провожать Потехина и семья капитана Вороненкова с Машей. Они уже успели с Потехиным поговорить. Закончив напутствия, командир батальона громко скомандовал:
По машинам! – и экипажи роты быстро заняли свои места в машинах.

Первая автомашина подала долгий гудок, и рота двинулась в долгий путь. Дорога предстояла им действительно дальняя. И когда маленькая колонна автомашин подъехала к прикарпатским горам, капитан Потехин остановил колонну и громко предупредил роту:
Далее будем ехать долго по гористой и лесистой местности. Дистанцию держать пятьдесят метров. На машинах организовать круговое наблюдение. Быть готовым к выполнению моей команды в случае нападения противника. Оружие держать готовым к действию.
И колонна двинулась в путь.

Дорога опускалась круто вниз. Внизу хорошо было видно большое село Колочава, пересеченное небольшой рекой. Хорошо было видно с машин, что с противоположной окраины села в гору, поднималось несколько повозок. Потехин не придал этим людям на повозках никакого значения. Три машины колонны осторожно спускались с горы вниз. Был уже вечер. Сумерки сгущались. Доехали до середины села, где должен был находиться сельский совет.
И местные жители, перебивая друг друга, рассказывали танкистам, что полчаса назад банда бандеровцев убила председателя сельского совета, скальпировала его череп, ограбила маслозавод и продовольственный магазин, погрузила все на повозки и ушла в горы.

Эти сообщения взволновали Потехина, но он себя ни в чем не винил: он направлен не на борьбу с бандеровцами, а по специальному заданию по заготовке леса, пиломатериалов. И нельзя преследовать сейчас эту банду, так как бандиты могут устроить им в горах засаду.
Его раздумья прервал старшина роты Черник:
     -Вот эта женщина, товарищ капитан, хочет с вами поговорить, - и показал ему женщину, которая, оглядываясь по сторонам, тихо сказала Потехину: - Я – врач местной больницы. Но если вам негде остановиться, идемте за мной. Я очень боюсь бандитов. Я пойду домой, а вы тихо за мной. – И она пошла домой, а Потехин с машинами, в готовности к отражению бандеровцев, сзади ее.
Вскоре эта колонна зашла в огороженный забором участок сельской больницы. Слева находился добротный дом врача больницы, справа – здание для лечения больных. Рядом с ним – больничная кухня. Было все необходимое для размещения и питания команды Потехина. Людям есть где отдыхать, машинам - отличная площадка для стоянки. Для личного состава есть матрацы и подушки.

Быстро разместив личный состав, Потехин тут же организовал охрану этого пятачка: два часовых с оружием у входных ворот, два часовых сзади строений и один часовой с овчаркой хозяев дома – подвижный пост вокруг дома и всей территории больничных строений. Назначив дежурного офицера на сутки и порядок смены часовых, Потехин по приглашению хозяйки дома с остальными офицерами ушли в квартиру женщины.

Жена врача поведала им грустную историю своей жизни.
     -Два дня тому назад ночью к нам в дверь постучали неизвестные. Сопротивляться здесь смысла нет, взорвут и убьют тут же. Я открыла дверь. Муж крепко спал. Зашли двое бандитов. Приказали разбудить мужа, срочно ему собраться, захватить весь хирургический инструментарий для проведения операций – он у меня, к несчастью, хирург – еды для себя, одели на голову мешок, чтобы он не видел, куда его везут, а мне строго пригрозили, что если я буду жаловаться – меня будет ждать жестокая смерть. И вас я прошу никому ничего об этом не рассказывать. А мужа тут же увели. Такие случаи с ним были и ранее. Однажды его не отпускали больше месяца. Такая моя горькая правда.
Она пыталась покормить офицеров, но Потехин категорически запретил ей это делать. Для офицеров еду приготовил старшина Черник. И офицеры, поужинав, улеглись спать. Но спать им долго не пришлось.

Во втором часу ночи раздалась автоматная очередь, за ней вторая. Слышны были громкие слова часового: «Стой! Кто идет?». Вся рота с оружием наперевес была на ногах. Оказалось, часовой с овчаркой услышал треск опавших сосновых веток под чужими ногами, окликнул. Ответа не последовало. И часовой дал вторую очередь в направлении звука хрустящих веток. И вдруг часовой услышал испуганный мужской голос:
Не надо стрелять, не надо. Я свой человек. Хотел сходить в гости к Маргарите. Она в больнице работает.

Задержанного капитан приказал привести в дом врача для допроса. Задержанный, человек лет за тридцать с наглыми глазами и большим носом, утверждал, что он шел в гости к своей подруге Маргарите.

Так, значит, вы шли на свидание с подругой в два часа ночи? Так я вас понял?
Правду, начальник, сказал. Я к Маргарите шел погулять. Маргарита - моя девка. А я еще хлопец молодой. Извините!
Потехин понимал, что он все врет, но он щадил хозяйку квартиры и не спросил ее, работает ли такая в больнице. А хозяйка квартиры страшно боялась, что Потехин спросит ее об этом.
    
-Почему же вы не пришли к Маргарите вечером, часов в десять?
-Я проспал.
-Где вы живете?
-Живу я в этом селе.
-Покажите документы.
-Документов со мной нет.
-Ваш адрес?
-Адрес я не помню. Пойдемте со мной, и я вам покажу, где я живу.

Потехину было совершенно ясно, что перед ним стоит закоренелый бандеровец, нагло издевающийся над ним. Он насмешливо улыбался, стремясь смутить русских офицеров.   
-Будем завтра разговаривать с этим типом. А сейчас, товарищ дежурный офицер, заприте этого любителя дам в зерносушилку под замок и поставьте к нему персонального часового. В случае, если будет наглеть – разбудите меня и мы вместе научим его понимать, что есть на свете честь и совесть. Он забудет о своей наглости на всю жизнь. Посадить его, и всем, кроме караула, спать.

Ночь была испорчена. В девять часов утра капитан Потехин связался с лесничеством этого села и с их представителем вывел роту на лесной участок с инструментами для работы. Рота была с автоматами, готовая к бою.

Организовав охрану работающих, с двумя автоматчиками, командир роты отправился в село к заместителю председателя сельсовета, чтобы разобраться о скальпировании председателя сельсовета и с задержанным. Заместитель председателя, запуганный вчера, был неработоспособен. Потехин завел задержанного в сельсовет и спросил заместителя председателя сельсовета:
     -Вам знаком этот человек?
     -Это парень нашего села. Он сын бабы Даши, Никита Стасюк.
     -Сегодня в два часа ночи мы его задержали около вашей больницы. Он шел проверять нашу бдительность, да чуть не угодил на тот свет. Этот ваш Стасюк помощник тех, кто вчера скальпировал председателя сельсовета. Но коль он ваш хлопец, как вы говорите, мы его отпускаем под вашу ответственность. Помните об этом.
     -Отпустите этого парня. Я ручаюсь за него. – Он явно лукавил и боялся этого бандита. И, обращаясь к Стасюку, Потехин продолжил свою речь:
     -Запомни, хлопец, если еще раз ночью или днем ты зайдешь в эту больницу, пеняй на себя. А вы, товарищ заместитель председателя, не дрожите, как пескарь премудрый, перед этим наглецом. Пусть расправа над председателем вас многому научит, царствие ему небесное. Давайте отпор этим бандитам, а то и с вас снимут скальп. Организуйте народ и давайте отпор этим ублюдкам, успеха вам. – И пожал руку растерянному заместителю. И с двумя солдатами ушел из села в свою роту.

В течение трех недель рота Потехина успешно валила лес, готовила бревна и на машинах отправляла их в часть. Но бдительность в роте была высокой. Да и люди в селе стали чувствовать себя в безопасности, к солдатам и офицерам относились по-дружески. Они были рады их присутствию в селе, считали их своей защитой.

Но время быстро шло вперед. Рота успешно выполнила приказ командира части. Качественный лесоматериал вовремя доставлен в часть. Перед отъездом в часть капитан Потехин с двумя сержантами снова навестил запуганного зам. председателя совета. Тот его радостно встретил, и вроде трусости с его стороны уже не было. Он сообщил Потехину, что на днях приезжает новый председатель сельского совета. И что он этому очень рад.
     -Как поживает ваш Никита Стасюк? – спросил Потехин.

Я заходил к нему вчера домой, и мне ответили, что он уже больше недели домой не приходил. Наверное, к родственникам уехал куда-то.
     -Его родственники – это те бандиты, которые скальпировали твоего прежнего председателя. А вы за Стасюка Никиту ручались. Ручались, а он, как видишь, ушел в горы к своим братьям-бандеровцам. Если вы собираетесь здесь и дальше работать – создавайте коллектив. Чтоб бандиты вас боялись, а не вы их.               
     -Успеха вам. – Пожав ему руку, Потехин возвратился в свою роту.

Рота была готова к отъезду домой. Капитан Потехин сердечно поблагодарил хозяйку дома, которая так хорошо приютила танкистов. Но хозяин дома, увезенный бандитами в горы, дома так и не появился.

Капитан Потехин перед отъездом построил роту, объявил личному составу благодарность за добросовестный труд, напомнил о бдительности по дороге домой, и рота, усевшись на машины, тронулась в дальний путь.

Домой дорога всегда легка и весела. Она для танкистов прошла без происшествий. А в части все уже знали о событиях, происшедших в Калачеве: о скальпировании председателя сельского совета, об успешном выполнении ротой приказа командира части. И танкистов роты
Потехина встречали чуть ли не как национальных героев, выигравших бой с бандеровцами, хотя этих бандюг они видели только при въезде в село, когда те поднимались в горы из села. Но рота Потехина проявила стойкость духа и дисциплинированность, находясь от части далеко.

Командир батальона уже знал, что рота вот-вот должна прибыть, и находился рядом с контрольно-пропускным пунктом, чтобы лично встретить роту Потехина. И когда машины остановились, Потехин громко скомандовал:
     -К машинам! – быстро построил роту и, подойдя к комбату, доложил: - Товарищ подполковник, первая танковая рота приказ командира части выполнила и в полном боевом составе прибыла в часть.
      -Здравствуйте, товарищи гвардейцы! – поздоровался комбат.
      -Здравия желаем, товарищ подполковник! – гаркнула рота.
      -За бдительность и добросовестный труд всему составу роты объявляю благодарность! – подошел к Потехину и горячо его обнял. – А теперь, товарищ капитан Потехин, вы должны догонять остальные роты по боевой и политической  подготовке. Но я надеюсь на вас и очень благодарен вам за успешную командировку…