Концентрация в искусстве

Людмила Борман
Никлас Шёлер
отрывок из книги-исследования творчества Томаса Транстрёмера

Сжатые  короткие стихотворения

Огненный  тег

Сочинения  поэта предлагают несколько традиционных любовные стихов.
Мужчина и его жена, действующие в "дельте Нила" (1962), но ни в  семейном контексте, "C-dur" (1962) описывает чувство эйфории после  свидания,  в стихотворении в прозе "Фуншал" (1978) включены любовные отношения. А в "Золотом узле" (1980) встречает читателя изначально «моя дорогая», которая вытесняет темные и разрушительные силы в жизни.
С этим интенсивным звучанием  из  жизненных мистерий  и повседневных прозрений все еще можно утверждать, что сочинения поэта содержат непрерывную любовь к замечательным созданиям. Но эротические или чувственные отношения между двумя людьми, утверждаются они или отрицаются, тема, которая омывает всю историю поэзии, чрезвычайно периферична в книгах поэта.
Одним из исключений является "Огненный тег" в  цикле "Дикая площадь",
который должен  быть описан как любовное стихотворение, даже если стихотворение - несмотря на относительно простой характер - при ближайшем рассмотрении далеко от обычного.
Eldklotter

Under de dystra mоnaderna  gnistrade  mitt liv till
     bara  ner  jag  elskade  med  dig.
Som  eldflugan  tends  och  slocknar, tends  och  slocknar
- glimtvis  kan  man  fjolja  dess  veg
i  nattmjorkret  mellan  olivtreden.

Under  de  dystra  monaderna  satt  sjelen  hopsjunken
   och  livljos
men  kroppen  gick  raka  vegen  till  dig.
Natthimlen  romade.
Vi tjuvmjolkade  kosmos  och joverlevde.

Огненный тег

Когда темны и мрачны времена,светилась моя жизнь
   в твоих объятьях.
Так светлячок, то вспыхнет, то погаснет,
    то вспыхнет, то погаснет -
и в проблесках его путь в темноте
      среди оливковых дерев.

Когда темны и мрачны времена,то падала безжизненно душа.
Но тело шло к тебе дорогою прямой.
Ночные небеса мычали!
Мы  тайно космоса доили молоко
и выживали.
(пер.Л.Борман)

Удивительно мало говорится  о любви в этом стихотворении. Первая строка представляет исходное положение. Именно в "мрачные времена" , постоянны состояния "я" в  свечении. Это происходит только тогда, когда любовь действует , "когда я в твоих обьятьях".
Как Агнета Плейель отмечает в анализе стихотворения, это нормально, когда звезды  сверкают и искрятся. Вот искры в жизни (обратите внимание на срок искры жизни) дают слово «жизнь» другое значение.
С одной стороны, длительная жизнь и  с другой то, что привлекает в стабильные периоды - мгновенная жизнь, которая искрится.
 Я  в дальнейшем вернусь к понятию "жизнь" и нюансам некоторых аргументов  Плейель. Искры производит светлячок и этим определяется название, "огненный тег".
Светлячок, который  загорается и  гаснет в коротких промежутках света по (темной) оси времени становиться  так же конкретизированным  вариантом   временности сверкающей жизни.
Мерцание  светлячка в полете  "отображается"  посредством  повторения "вспыхнет и погаснет", фраза, которая затем менялась на "проблески".
Искрящиеся и мерцающие  в  "темноте ночи между оливковыми деревьями", что является параллелью "мрачным временам и создает превосходный образец сочетания света и тьмы. Через сравнительный ряд повторяются таким образом начальные строки  во второй и третьей строках, которые определяют точно меланхолию и любовь в метафорической конкретности.
Светлые и темные модели сочетаются таким образом с течением времени. Долгому периоду печали противостоит  мерцание света  в огромной темноте  ночи, времени,  изменчивость и исключительный характер которых, подчеркивается  названием " огненный тег, метка,вспышка",которая  кратковременна. Похожая на пунктиры световых сигналов светлячка огненная метка( тег, граффити) это  быстро исчезащая надпись, которая не пишется с целью сохранения.
Вторая строфа повторяет "мрачные времена", ночная темнота в которых заменяется на безнадежную и безжизненную душу. Она являет собой сторону жизни, длительную диструкцию, но она не есть жизнь. Безжизненность определяет это. Жизнь не может  светить в безжизненности, парадокс, который естественен в многозначности слова "жизнь". Резкий контраст продолжается. Свет и тьма сопровождают душу и тело. Метафора "падала безжизненно душа" противостоит противоречиво "тело шло дорогою прямой"
Эго видит, как ни странно, что тело движется против дуэта, который в другом месте, так как при взгляде на светлячка: по проблескам можно проследить его путь.
Души и тела разрушаются, стоит отметить, в союзе любви, и это потому, как также отмечает Плейель,что  тело полно жизни, а душа  висит в депрессии.
Тело обычно  облегчает  или отягощает  меланхолию, но соединение души и тела, как ожидается,  становится откровением любви.
В синестезии " Ночное небо мычало" возвращается темнота. Здесь визуально абстрактное обеспечивается слуховой конкретностью, комически одушевляется. Этот пример из "Огненного тега" показывает, как обьекты из разных областей, небесная широта и земная конкретность  объединяются в единое, становясь бОльшим. Не только компиляция в себе порождает новые смыслы - даже  стихотворение в целом взаимодействует с картиной.
Так "Ночное небо"  означает нечто связанное с предыдущими темными образами. Но через то, что корова одолжила ему свой мычащий рев и через то, что космос можно доить, активизируя этим особый смысл материнства и плодородия - в соответствии с любовью и мерцающей жизнью, образ ночного неба генерируется.
Или можно это выразить, что корова  стоит  в метонимистических  отношениях с "мычало" и
- "доили", словами, которые заражены семантически  этим блистанием  жизни и любви (и в контексте огненных, обновленных сил). Мычание становится плодотворным, и, следовательно, эквивалентным  общению и реальной жизни.
В заключительный строках объединяется  "я"  и дуэт, в  "мы", которые тайно(воровски) доят космос (с языковой связью с английским  "The Milky Way", инемецким "Die Milchstrasse" и русским Млечным путем (прим.перевод.) Тайное доение, таким образом,обьединяется с мычанием, как космос с ночным небом и мерцающими звездами. Светлячок  в ночной темноте и   тайное доение космоса эквивалентны (что подкрепляется цветовым контрастом: свет-белый и темнота-черный).
Выражаются два  типа изображения, в которых широкий обзор - астрономический - и "запечная" конкретность - светлячок - собираются вместе и обеспечивают динамический диапазон для любовной сцены.Но пара "выжила", глагол выдается как  мерцание жизни и противостояние неживому.
Здесь вводится  как финальное слово третий важный нюанс в значение слова "жизнь". Для первого мрачные  времена, ночь и неподвижность жизни, которая "безжизненна". Жизнь во втором смысле это свет и блистающая любовь.
Эти противоположные жизни следуют  к выживанию, содержание которого полно гармонии, а не безжизненно и мертво.Выжить - это результат
сияния света и жизни в безжизненности. Это достойный результат, когда возможны "доения" космоса.
Ассоциации -это дополнительная поддержка, но только чтобы подчеркнуть основные моменты, как  в "С-dur"(1962), или как у Сёдергран :"короткое мгновение,когда цветет пустыня".  "Огненный тег" не из романтичных и  беспроблемный  стихотворений о любви.Тем не менее, здесь от поэтического "я" повествование от мрачных времен, строкой похожей на гимн любви следует к "ты", с благодарностью возлюбленной за близость.
Но основной смысл " Огненного тега"не обращен  против постоянных пересечений меланхолии, темнота продолжает доминировать, несмотря на "тайное доение", никакого  вечного триумфа любви .
В стихотворении можно проследить последовательности побед любви, но побед временных.
1999