в режиме реального времени - Рерих. Сострадание

Татьяна Ульянина-Васта
       Когда открыли все шлюзы, то потоки воды затопили сознание. Что знает человек о субстанции – вода? Солончаки Крыма, гейзеры Камчатки, отравленные волны Арала, погибающие черноморские просторы, высушенные болота Полесья, родившие никогда невиданные в этих местах пыльные бури, фонящие отмели Припяти, чудеса подводного мира дайверов – и кругом вода, вода стремящаяся защититься и защитить свою среду обитания от человека доступными ей способами.
      Она помнит многое, но человек научился бороться с такими проявлениями природной сущности воды. Одно опреснение чего стоит, или фильтрация, или выпаривание – и вот уже память видоизменена. Музыка рождает новую структурную формацию воды, как сказано в одном нашумевшем фильме. Вопрос: Просила ли вода трогать её структуру, пусть даже и из благих намерений воздействия звуковыми волнами?  Потому что эксперимент на то и эксперимент, что кто-то непременно захочет довести дело до конца, до полного фиаско. А если попробовать рентген? Или электромагнитный резонанс, или ионизацию, или жесткое радиоактивное облучение. Были бы деньги на выполнение исследовательских программ, остальное дело техники и пытливости ума.
       Не слышно звуков сострадания на пути к познанию. Мы наш – мы новый…
       Сострадание. Сродни сознанию, согласию, совпадению, созерцанию – недоступным человеку формам соития на основе взаимопроникновения, а не порабощения. Законы, написанные под себя – как норма согрешения. Сосуд? Со-суд…
      Сознание дало одному из проводников знаний – Николаю Рериху – образное мироощущение  «Сострадания». Целые школы построены на учении Блаватской и Рерихов. Сознание на все вкусы и цвета.
      Но когда человек творит исключительно для себя - ему не нужны глобальные теории. Достаточно каких-то штрихов, аккордов, знаков – и мир его уже целостен и многогранен.
      Бежал он быстрее лани… След в след за ним шёл охотник. А может быть за нею…
      Где прибежище для Души (только не этой рукотворной составляющей полного сосуда,  малоинтересующейся формой, в каковую налита)? Нет, речь сейчас не о  форме самого сосуда, а о сосуде как форме. «Я душа – содержание сосуда». Я человек – это звучит гордо? Что тогда сказать амфорам, японским вазам, египетским сосудам из примитивных гробниц?
  Важно им наполнение?
      Трепетное тело лани, искавшее защиту от вполне материального посягательства на свою жизнь – каким-то наитием находит его – Лама. Архат. Греческое — «древний». Древний мир. Архангел. Древнейший из миров. Санскрит - «достойный». Достойный порождения. Страж и защитник жизни.
     Но охота на то и охота, что не даёт человеку успокоится, пока трофей не будет получен. Она сама по себе уже наркотик, и лань, уходящая от преследователя, только подогревает интерес. А вдруг, на самом краю, почти вне зоны доступа – но цель будет достигнута? Ведь преследователь вышел на паляванне не с голыми руками, его ум вооружил руку орудием для нанесения последнего удара. Стрела, отпущенная с тетивы – со скоростью смертельного приговора компенсирует разницу в быстроте охотника и жертвы.
       Не найди это беззащитное существо защиты под рукой, перекрывающей смертный коридор своей кровью, кто знает чем бы закончился этот бег. Скорость реакции архата на выпущенную стрелу.
       Картина – как образная модель мира. Светлый и темный лики мира разделены четкой  гранью. Противопоставление ясного и мрачного, черного и белого, инь и ян(ь),  горы – молочно-белыми пиками и скалы – красновато-коричневыми пирамидами. ближе к зрителю – спектр – инфракрасного, и как бы за невидимой прозрачной стеной – спектр – ультрафиолета.
      Инфракрасное излучение – это грань между красным концом видимого света (с длиной волны ; = 0,74 мкм) и микроволновым излучением (; ~ 1—2 мм). Инфракрасное излучение также называют «тепловым» излучением, так как инфракрасное излучение от нагретых предметов воспринимается кожей человека как ощущение тепла.
       Ультрафиолетовое излучение (ультрафиолет) — электромагнитное излучение, занимающее диапазон между фиолетовой границей видимого излучения и рентгеновским излучением (380 — 10 нм, 7,9;1014 — 3;1016 Гц). Холодная белоснежность горных вершин...
       Многие ученые пришли к соглашению, что свет состоит из трех отдельных компонентов: окислительного или теплового (инфракрасного) компонента, осветительного компонента (видимого света), и восстановительного (ультрафиолетового) компонента.
       Свет как триединство. Как субдоминанта вселенной. От точки пересечения светлого и темного царства в обе стороны вселенная безгранична, и миры соответственно зеркально похожи, но различны, по сути.
       Если посмотреть сквозь розу ветров, то животное ищет спасения по направлению с юго-запада на северо-восток (как и пущенная вдогонку ему стрела), и эти два мира пересекаются в точке сострадания-безжалостности. Лама освещен заходящим солнцем – символ светлого пятна на тёмной реальности. Правая его рука остановила жертвоприношение, а левая лежит на пульсирующем кровеносном сосуде – на пульсаре. И в этих объятьях заключена спасенная от злого рока жизнь. Только что она неслась цокая копытцами, выбивая камешки в ущельях, рассекая воздух и рождая горное эхо, и вот – цель достигнута – сострадание родившее милосердие – и в мире воцарилась тишина.
       В этой замеревшей минуте трое – два человека и животное.  Три тела и две души, исходя из предпосылки авторства русского художника, в языковой модели мира, которого душа сугубо человеческое явление.  Так что это вновь противопоставление душ – низшего и высшего разума.
       Что испытывают с данный миг эти два человека? Один проделал, по-видимому, долгий путь и не получил того, к чему стремился, его душа может быть восприняла это болезненно, но на духовном уровне, а второй – ощущает, несомненно, боль физического плана, но дух его радуется и за спасенноё и за себя, сумевшего привнести в мир это спасение от смерти. Своеобразный поединок духов.
       Животное трудно наделить человеческими чувствами, в это мало кто поверит, одно можно признать несомненным: оно не ошиблось в выборе защитника.
      На маленьком участке земли предотвращена маленькая трагедия одной маленькой формы жизни.
      На первом плане картины нет воды, только там, в горных далях можно ожидать, что она всё ж таки существует…
      Работы Рериха демонстрировались в нашем городе в картинной галерее старого дворянского особняка. На первом этаже. Правда все однозначно были под стеклом – и блики на стеклах от электрического освещения помещения смазывали восприятие. А на втором – в диагонально противоположном зале висела картина – «Кошки». Множество представителей этого вида всевозможных расцветок - на крышах старинных домов,  на ветках деревьев, на фоне неба и земли. И это произведение не имело разделительной грани в виде стеклянного защитного экрана между посетителями и холстом. Никаких неестественных бликов.
       В режиме реального времени.