Моноримы и псевдомоноримы

Лилит Мазикина
Монорим, как известно, это стих, написанный монорифмой, то есть тот, в котором все строки или строки каждой части (обычно четверостишия) связаны рифмами на одно слово и одной степени насыщенности, причём сам тип рифмы должен быть от богатой или абсолютной до насыщенной ассонансной.

Классические образцы моноримов обычно берут из восточной поэзии. Я, однако, поищу поближе, у Цветаевой:

Июльский ветер мне метёт - путь,
И где-то музыка в окне - чуть.
Ах, нынче ветру до зари - дуть
Сквозь стенки тонкие груди - в грудь.

Псевдо- или квазимоноримами называют иногда стихи, написанные на одну и ту же, но нестандартную рифму (чаще всего — консонансную), или же сочетающий два типа рифмы, так, чтобы каждая строка в стихе или его части рифмовалась с любой другой строкой по одному из двух типов рифмы. Чаще всего используется сочетание точной рифмы и ассонансной, причём обычно ассонансную помещают в «слабых» строках, т.е. нечётных в четверостишиях и шестистишиях, чётных в пятистишиях и т.п., чтобы чёткая рифма создавала крепкий и красивый контур стиха.
Консонансные монорифмы редко используются именно как средство художественной выразительности, чаще это экспериментальные стихи. Впрочем, найдутся и исключения. Нескромно предложу в качестве примера моё стихотворение, посвящённое моей хорошей знакомой Liberis:

Там, где красавицы красные лЕНТы
Дарят юнцам-лейтенАНТам,
Тучи приходят надбашенным фрОНТом —
Ливневым бУНТом.
Там, где фламинго танцуют фламЕНКо
В красной воде спозарАНКу,
Ветер играет фанданго на звОНКих
Ливневых стрУНКах.

Каждое четверостишие здесь написано консонансной монорифмой. А вот псевдомонорим на сочетание классической и полурифмы — наброано специально для эссе:

В меня вселился медный бес —
Король всех рыжих бестий;
То предлагает нагло в лес,
То весь исходит лестью,
То сыплет мне под веки соль,
То, выступая сольно,
Фальшиво тянет «ми-фа-соль»
(Чтоб лопнул той фасолью!).
Ну, ладно, песни: как-то раз
Облил соседку краской!
Нашёл в субботу старый таз
И задал палкой таску…
Что с бесом делать, я ума
Не приложу — и мама
Не знает, только задарма
Не нужно беса-хама!

Однако самый каноничный вид псевдомонорима — это перемежение рифмы классической и ассонансной:

По кромке крыши гуляет кошка,
Хватает лапой луны осколки
В стеклянных бликах, и понарошку
В окне чердачном рисует волка.

Псевдомоноримы фактически являются одним из приёмов звукописи и используются с той же целью, что и аллитерация с асонансом.