Душа под зеленью купюр

Татьяна Мохрякова
      
                Мне снился Фрейд.
                Что бы это значило?
                Ст. Е. Лец.

                Психоанализ - это исповедь без отпущения грехов.
                Г. К. Честертон


"Пусть легковерные и мещане продолжают верить, что все психологические беды могут быть исцелены ежедневным приложением старых греческих мифов к их половым органам", - писал Владимир Набоков о психоанализе.

Но подобное видение психоанализа, как оказывается, свойственно и современным русским. Высказывая свое мнение о методе Фрейда, многие считают, что психоаналитик им не нужен.

                "Я ЖЕ РУССКИЙ...".

Психоанализ буквально - это анализ души. Само понятие очень близко русскому человеку. Бесконечные душевные муки, искания своего назначения и смысла существования, постоянный возврат к внутреннему миру - разве не в этом русская загадка?

Но вместе с тем существует какое-то глубинное массовое неприятие в России метода, так популярного в Америке. "Нужен ли русским психоаналитик?" Задавая вопрос многим, в том числе моим коллегам и пациентам, в основном я слышала в ответ "нет". Вот несколько мнений:
- Русскому человеку свойственно выговориться для того, чтобы облегчить душу, поделиться своими проблемами с друзьями и близкими.Мы каждый день друг для друга "работаем" психоаналитиками. Поэтому потребности излить душу "чужому дяде" не испытываем.

- Психоаналитик в традиционном его понимании служит ментальной "помойкой", куда нанявшие его люди сливают тревожащие их сексуальные воспоминания. Я сам себе психоаналитик.
- Для православных психоаналитик - духовный отец, а сеанс психоанализа - исповедь. Это гарантия, что твои мысли и проблемы не уйдут куда-то в сторону, а совет будет именно такой, какой полезен для души.Так что в России они (психоаналитики)вряд ли приживутся.
- Нужен скорее хороший психолог. Для профилактики. Ведь от стольких страхов и разочарований человека можно уберечь!
- Зачем мне психоаналитик? Я же русский.

                МЕЖДУ СКРЫТЫМ И ВИДИМЫМ.

Как известно, психоанализ является нейтральной наукой. А каковым же еще может считаться "лечение разговором"? Разговором не праздным - выявляющим инстинктивные желания и влечения,вытесненные из сознания.

Человек часто не осознает истинных мотивов своего поведения. Лишь глубокий анализ внутренних побуждений способен вскрыть проблемы личности. Главное - вытеснить бессознательное. Фрейдовская формула "исцеление через осознание" легла в основу психоанализа.

Лечение словом лежит в основах христианской традиции. Русской культуре свойственна исповедальность. Не случайно, наверное, русский был первым иностранным языком, на который перевели труды Фрейда. Интерес к бессознательному и иррациональному задолго до него проявляли Гоголь, Достоевский и Толстой. В судьбах психологически сложных героев находили отражение проблемы, которые мучили российскую интеллигенцию.

Психоанализ через призму литературы - это ли не особенность русской классики, а, значит, в чем-то и русского характера? Но все-таки Фрейд был новатором. Он первым в основе всех проблем человека увидел сексуальные влечения, вытесненные из сознания - забытые или активно устраненные. Он разработал искусство толкования, используя метод свободного рассказа пациента о своих переживаниях. Он, наконец, увидел, что сон - состояние между видимым и скрытым - настоящий ключ к бессознательному.

Систематически наблюдая больных с неврозами и, как оказалось, с отклонениями в сексуальной сфере, Фрейд вынес проблемы пола за пределы социальных и исторических рамок, отнес сексуальные влечения к разряду изначальных и чуть ли не единственных детерминант человеческого поведения.

Николай Бердяев в работе "Смысл творчества" (1916 г.) писал: "У Фрейда нет психиатрической затхлости, у него есть свобода и дерзновение мысли. Фрейд научно обосновывает ту истину, что сексуальность разлита по всему человеческому существу и присуща даже младенцам. Но склонность школы Фрейда объяснять все вплоть до религиозной жизни неосознанной сексуальностью принимает формы маниакальной идеи, характерной для психиатров".

Анализ души с позиции сексуальной проблематики - может, именно это претит русскому сознанию?

                ...ТАМ, ГДЕ НЕТ БОГА.

Мировоззрение народа формируется культурой и религией.  Психоанализ же типичное порождение западной культуры.Все ведущие психотерапевтические школы возникли, получили наибольшее развитие прежде всего в Германии и США - в странах по преимуществу протестантских.А духовная жизнь русских неразрывно связана с православием.

В дореволюционной России церковь была почитаема и властью, и народом. Священник знал весь свой приход, жизнь и тяготы тех, кто приходил с верой и покаянием."Нераскаянные грехи лишают человека благодати Божией, и тогда человек испытывает на себе душевные и телесные недуги", - говорят отцы церкви. К душевным недугам они относят нелюбовь к отдельным людям и к обществу в целом, раздражительность, гневливость, страхи, депрессии, уныние и отчаяние.

Разве не эти же проблемы пытается искоренить психоаналитик? Но, в отличие от священника, он, психоаналитик, один на один с проблемой. В то время как на исповеди в церкви Бог помогает человеку. Исповедь - благодатный разряд души - Таинство, в самом названии которого сокрыты глубоко интимные переживания. Внешне психоаналитик будто берет на себя роль духовного отца. Сам Фрейд говорил, что отношения между пациентом и терапевтом уже сами по себе являются инструментом терапии и их развитие должно поддерживаться использованием психоаналитических техник. В своей работе "О психоанализе" он пишет: "Невроз заменяет в наше время монастырь, в который обычно удалялись все те, кто разочаровывался в жизни или чувствовал себя слишком слабым для нее".

Может, в этом высказывании ученого и кроется ответ на мой вопрос о потребности русских в психоанализе? Многовековая история Руси - свидетель того, что русские обладают невиданной выживаемостью в труднейших условиях. Веками борьбы за физическую и психологическую независимость наш народ научился приспосабливаться к жизненным невзгодам через формирование себя.

Русскому не свойственно чувствовать себя "слишком слабым". Здесь можно поспорить с Фрейдом, который приписывает слабость и разочарования в жизни уходящим в монастырь, практически сравнивая такой глубокий выбор человека с неврозом. Православие основывается на постижении и выявлении истинной красоты образа Бога, которая раскрывается в страдании и через страдание.

Уходя от "мира сего" в монастырь, православный аскет имеет своей целью приближение к Богу и в конечном счете соединение с Ним. Этот его выбор служит средством к спасению души.

Психотерапия же, если это на самом деле психотерапия, а не оккультная практика, и не претендует на спасение души. Ее задача - помочь человеку жить в этом суетном мире. Фрейд говорил о том, что психоанализ работает там, где нет Бога.

                О ЧЕМ МЕЧТАЮТ ДЕТИ?

Популярность в Америке психоанализа можно объяснить иссушающей прагматичностью тамошних человеческих отношений, отсутствием дружбы между людьми в нашем - русском - понимании. Люди работают на износ, у них нет интереса к общению и нет на него времени. Им легче заплатить кому-то, чтобы быть выслушанными.

В России все не так.  Да, деньги способны разрешить множество жизненных проблем. Но только не проблем душевных. Знаю это из своей врачебной практики: гораздо чаще деньги, наоборот, рождают их или обостряют существовавшие ранее.

Но вот и у нас для многих преуспевающих, благополучных с виду людей работа становится тем наркотиком, который позволяет хотя бы на время не думать о более серьезных и значимых для личности проблемах. Оказывается, чем выше желанный для многих материальный и социальный статус, тем труднее прийти к подлинному самопониманию и самодостаточности.

Известно: большие деньги меняют психологию людей. Для тех, кто с рождения оказывается в материально благополучной среде, этот процесс не заметен. Большинство же "новых русских",обогатившихся в постсоветское время, постепенно изменили себя, свои установки, цели и задачи.

Через много лет своей психоаналитической практики Фрейд пришел к тому, что значимы в жизни только детские мечты. И более того - мечты, возникающие у ребенка до 5 лет. О чем мечтают дети в этом возрасте? О простом, но прекрасном. Ребенок хочет быть любимым, понятым, ценимым, принимаемым своими родными и близкими, не испытывающим страха и получающим удовольствие от жизни.

И в конечном итоге именно это оказывается самым важным и порой труднодостижимым для взрослого человека. Проблемы взрослых часто тщательно скрываются ими. Но оттого становятся еще более мучительными.

И вот тут, как мне кажется, разгадка! Русские, несмотря на вековые тяготы и лишения, запреты и ограничения, беды и страдания, не разучились радоваться жизни, получать от нее удовольствие вопреки всему. При всей взрослости и мудрости души сумел русский человек сохранить в себе детскость. Такой загадочный народ-дитя. То и дело со стороны слышны упреки в его адрес об излишней доверчивости, открытости, порой даже об инфантильности. Но именно русские носят в глубинах своей необъятной, как родные просторы, души настоящие ценности.

Не знаю, может быть, "новым русским" бизнесменам нужен психоаналитик. Но, обнажив бессознательное, он вряд ли сделает их счастливыми.

А вдруг все не так безнадежно и для полного счастья этим людям просто необходим волшебник - психолог, который воспримет "нового русского" не как крутого, c установками и комплексами, заклеенными толстым слоем зеленых купюр, а как нормального, страдающего от неразрешенных личностных проблем человека?
 

Опубликовано в "Литературной газете" №48  28 ноября 2001 года