Иоанн Русский. Поэма

Галина Подъяпольская
               

И времена, и имена слагаются в пыли –
В библиотеках их кладут в шкафы за стёкла,
Обложка книжная у них поблёкла;
Иные помним, а других забыли мы.
Как бусы чёток их связало время,
Но круг не замкнут и не дремлет Провиденье;
Так имя Иоанна не стёрто из книг
Для тех, кто церковные тайны постиг.

По-рекрутски лоб у Ивана забрили,
В тот год о сынах бабы слёзы роняли,
В дорогу им ладанки дать не забыли
Когда под Азов воевать собирали.
Война для истории – вечная рана.
Воюют идеи, религии, страны;
Сразились тогда Пётр Великий с Султаном –
Скрестилась там шпага с кривым ятаганом.
Иван  не  вояка – смирен и  незлобен,
И ликом он иноку Божью подобен;
Привычно ему землю плугом пахать,
Но в строй его ставит Российская рать,
И маршем ведёт к стенам крепким Азова
Сразиться с Османскими турками снова.
Петровское войско казаками полнится,
(Кому не известна казацкая вольница)
О воле мечта век была у народа;
Что нужно ему? Хлеб, земля и свобода!
Свобода – она, как малиновый звон....
Но взяли Ивана татары в полон,
Связали, и вдаль от родимой земли
В Капподокию  его увели.
Там воин-начальник –  турецкий Ага,
Купил себе в рабство Ивана-врага;
Послал на конюшню трудиться и жить.
Так стал Иоанн иноверцу служить.
Строптивости нет, лень солдату чужда;
И вскоре утихла к Ивану вражда.
Бывало, «кяфиром» его называли –
«Неверным» сипахи* его обзывали.
Но кроткий Иван был заботлив и честен...
И видели все, что их гнев неуместен;
Чтил Бога он свято, постом и моленьем;
Работал он днём, а молитвенным бденьем
Служил пред Творцом возле «Храма Георгия»
И этим сердца завоёвывал многие.
Ага, видя смирную жизнь Иоанна,
Ислам и свободу ему предложил (без обмана).
Но странную речь он услышал в ответ:
«Христос – мой Господь – Он спаситель от бед,
Он будущность знает и жизнь всю мою;
И волю свою я Ему отдаю.
Судил Он мне жить в рабстве и на чужбине,
Я с волей Его согласен и ныне.
Он знает: что благо и что мне вовред.
Другого такого Спасителя нет».
Ага сим речам нимало дивился,
Но, вскоре, и сам в правде их убедился.
Хозяин богат стал, соседям на диво,
Но хвастать не стал и гордится кичливо;
Святому Ивану он то приписал:
Де, Бог  благодать на их дом ниспослал
И следует в Мекку ему удалиться –
Благому Аллаху там в хадже(1) молится.

Прошло много дней, как он в хадж ускакал.
В то время в империи праздник настал –
Десятого дня зу-ль-хиджжа(2) наступил;
Когда каждый верный быка приносил
Иль тушу барана, для праздничной жертвы.
В руках пастухов звонко пели монеты:
«Есть  спрос на товар!». Это Курбан-Байрам(3).
Аллаха прославит всяк чтущий  Ислам.

Товар разукрасили лентами, краской;
И праздник казался чудесною сказкой!
Такбир(4) повторяли и басмалу(5),
Салат ал-ап-наби(6) – все пели хвалу!

В том доме, где жил Иоанн наш святой,
Был плов приготовлен для трапезы той,
Что в Праздник  готовилась, как угощенье.
Вот тут-то вмешалось само Провиденье!
Хозяйка, помыслив о муже своём,
Сказала: «Вот мы здесь насытились, песни поём;
Жаль, нет рядом мужа, плов вкусный такой;
Не можем его разделить мы с Агой.
По случаю, рядом Иван оказался
И взялся служить так, что всяк посмеялся:
Сказал, что Аге, он то блюдо отправит
И Бога Иисуса в молитве прославит.
Иные подумали: «Хитрый Иван.
Сам хочет поесть, угостить христиан».
На этом, истории был бы конец,
Но вскоре вернулся хаджи-молодец.

Хаджи стал Ага, хадж закончив успешно.
И с верной женой поделился, конечно,
Своим впечатленьем смущённый Ага:
Такой вышел случай, что верно она
Ему в слове этом сейчас не поверит,
Но он эту тайну одной ей доверит:
«Представь: в Мекке я так усердно молился,
Что пловом со мной Сам Аллах «поделился».
Всё делал я верно: вступил я в ихрам(7),
Поклоны Каабе(8), таваф ал-вада(9),
Босым я вошёл в Масджид ал-Харам(10),
И бегал к холмам Сафа и Марва;
Свершил ас-салат(11) и пил воду Замзам(12),
Стоял у горы Арафат и молился;
И в ночь Муздалифы(13) пред Богом смирился,
И камни в столбы Иблиса(14) бросал.
Был «гостем Аллаха» я в Доме Его(15)...
Похоже, Он Сам подал мне угощенье
На блюде, где выбито имя моё,
Наградой был плов мне за дело смиренья;
Из дома родного, в Ургюп, было блюдо;
В десятый день хаджа прибыло отсюда.
Гостиницы дверь там была заперта!»
Но, здесь, его речи жена прервала:
«Я знаю, мой милый Ага, в чём тут дело!
В тот день за тебя моё сердце болело.
Я думала: кто его пловом накормит?
Не веря, что раб это дело исполнит».

С тех пор Иоанна все звали святым.
«Вали»(16) мусульмане его называли,
Как мужа Писанья его почитали.
И мы его образ с молитвою чтим.

Путь жизни кончается в разные сроки,
Кто знает когда? Иногда, лишь, пророки
Царю иль слуге сообщат эту дату.
Черёд похорон подошёл и солдату:
Ага поспешил в храм священника звать
И  тело Иоанна земле передать.
Его хоронил весь Ургюп: мусульмане,
Молились у Храма и все христиане;
У стен его скорбный обряд совершили.
Но люди, святого отнюдь не забыли.
Три года усердно молились, и вот,
Прославил его и Господь, и народ.
Явился святой старцу храма Господня,
И факт это стал нам известен сегодня
По той лишь причине, что став сокровенным,
Иоанн сообщил, что пребудет нетленным!

Что чудо святое? Есть власть у Творца
Святых удостоить такого венца
И дивным явленьем на месте могилы
Явить неизменную, вечную силу!
И чудо свершилось над гробом Ивана –
Небесная слава столпом засияла!
Нетленным остался Иоанн и сегодня,
И благоухает в нём Слава Господня!

                2.07.2010г.


*Сипах -  воин турецкой тяжёлой кавалерии.
1.Хадж – паломничество в Мекку.
2,3. Пра;здник жертвоприноше;ния (Ид аль-Адха;— исламский праздник окончания хаджа, отмечаемый в 10 день двенадцатого месяца исламского лунного календаря (зуль-хидж) в память жертвоприношения пророка Ибрахима и через 70 дней после праздника Ураза байрам.
4. Алла;ху ;Акбар (араб. All;hu Akbar, абджадия — 289) — арабское выражение, означающее: «Бог — величайший». Акбар — превосходная степень прилагательного каби;р «великий». Фраза «Аллах акбар» называется такби;р «возвеличивание», от того же трёхсогласного корня к-б-р.
5. Ба;смала, или бисмилла — термин для обозначения фразы, с которой начинается каждая сура Корана, кроме девятой: би-сми-Ллахи-р-рахмани-р-рахим ‘во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного’.
6.  ас-Салат ' ала-н-наби или таслийа - произнесение формулы благопожелания гсалла-л-лаху ' алайхи ва саллама", призывающей благословение на Пророка; одна из обязательных формул в зикре
7. Ихрам («посвящение») — особое состояние духовной чистоты паломника, совершающего хадж. Для пребывания в нём требуется совершить полное омовение тела, облачиться в особые одеяния и соблюдаются правила ихрам.
8,9,10,11,12,13,14 –  действия, предписанные для паломника в хадже.
15. все посещающие мечеть являются гостями Аллаха.
16. ВАЛИ (араб.; мн. ч. аулийа) — в исламе — святой. В Коране термин "В." по отношению к Аллаху и пророку означал, по-видимому, "покровитель", к людям — "находящийся под покровительством (Аллаха)".