Особенности национальной охраны памятников

Мама Мия
          Памятники берегут и охраняют во всём мире: и от физического износа, и от актов вандализма по политическим мотивам. А нам приходится, прежде всего, защищать их от обычных краж: либо «на память», либо на металлолом.

         Казалось бы, как можно незаметно похитить что-нибудь в самом центре Москвы? Однако недавно опять не досчитались одной из цепей-гирлянд, окаймляющих памятник А.С.Пушкину. Пришлось установить видео-наблюдение.

           Есть у Новодевичьего монастыря  бронзовая скульптурная группа – утка и 8 утят, подарок Барбары Буш Раисе Горбачёвой.* Одного утёнка спилили сразу же после открытия памятника, в 1991 году, а через 9 лет пропали в одночасье ещё два утёнка и мама-утка. А ведь она весит целый центнер, в руках не унесёшь. Восстановили композицию при участии американцев, и в 2000 году состоялось повторное открытие. Рядом с утятами теперь находится  будка охраны, дежурит полиция. Маму-утку застраховали на 24 тысячи долларов, а каждого утёнка – на 6 тысяч.
 
           Справедливости ради, замечу, что из Центрального парка Бостона, где находится оригинал этой композиции, в разное время  тоже пропадали 4 утёнка, которых заменяли новыми. Да  и в Брюсселе был случай – украли памятник «Писающая собака». Хорошо хоть до мальчика не добрались. Но Россия всё равно впереди, и примеров тому немало.

            3 года назад в Марьино  украли бронзовую зачётку с «пятёркой» с памятника студенческим приметам. В Питере недавно спилили  наконечник копья с памятника Николаю I на Исаакиевской площади. Знаменитую «бронзовую птичку», Чижика-Пыжика, похищали с момента открытия (1994 г.) 7 раз, правда, всегда находили и возвращали на место. Охраняют её теперь так же тщательно, как и московских утят.
          Как известно, нос гоголевского майора Ковалева имел обыкновение свободно разгуливать по городу. Видимо, так поступил и его мраморный «двойник», обнаруженный через несколько дней  после пропажи в подъезде соседнего дома.

          И двух месяцев не простоял на ипподроме в Тюмени памятник легендарному коню Сорренто; в Челябинске отпилили руку Левше; в Нижнем Новгороде  похитили скульптуру козы, а в Ростове-на-Дону – бронзовую фигуру Нахалёнка. В Калининграде разбили кувалдой четырёхметровый чугунный памятник Барклаю-де-Толли, простоявший почти 190 лет. Кованую ограду от него обнаружили в местном пункте скупки цветных металлов. А судьба находившегося внутри монумента серебряного сосуда с сердцем полководца до сих пор неизвестна: то ли украден, то ли завален обломками. В центре Красноярска вторично пытались украсть 80-килограммовый зонт с памятника художнику Андрею Поздееву. Правда, задержанные уверяли, что просто хотели сфотографироваться под этим зонтом.
         Вот и приходится ломать голову, как с этим бороться. Сохранность памятников, конечно, - забота общая. И всё же, думается, есть у нас в этом свои особенности, как, впрочем, и во многом другом.


*Об этом памятнике  написана миниатюра Зои Сергеевой «Дайте дорогу утятам». http://www.proza.ru/2011/06/03/1149

На фотографии - памятник  художнику А.Г. Поздееву. Авторы — архитектор Михаил Меркулов и  скульптор Юрий Злотя.