09-Девушка с саксофоном

Тэхон
Иллюстрация :  какие звуки, издавая, стонал и плакал саксофон...

09 – ДЕВУШКА  С САКСОФОНОМ.

Рандеву с памятником поэту закончилось.
Идём молча.
Странно, но на определённом участке, на спуске от памятника, все начинают выражать своё мнение по поводу его дуэли, возраста,  таланта…
Не обходит эта участь и нас…

Ах, если бы не… Ах, если бы не…

«Стволов роковых Лепажа*
На дальней глухой полянке…»**

Под Пятигорском в лесу…

«Итак, это мой Мартынов,
Итак, это мой Дантес…»**

Сколько бы он ещё написал ?
А Мартынов, оказывается, прожил до 60 лет и наплодил кучу детей…
А хвастал ли, что поэта застрелил на дуэли ?

__________________________________________________

Из Википедии информация взята :

Николай Соломонович Мартынов (1815—1875) — офицер, убивший на дуэли М. Ю. Лермонтова.
 
Уроженец Нижнего Новгорода. Получил прекрасное образование, был человек весьма начитанный и с ранней молодости писал стихи.
Он почти одновременно с Лермонтовым поступил в юнкерскую школу, где был обычным партнёром поэта по фехтованию на эспадронах. Прослужив некоторое время в кавалергардском полку, Мартынов в 1837 году отправился добровольцем на Кавказ и участвовал в экспедиции кавказского отряда за Кубань.
 
Был награждён орденом Св. Анны 3-й степени с бантом. К моменту столкновения с Лермонтовым имел чин майора в отставке.
 
Стихотворные и прозаические художественные произведения Мартынова немногочисленны: поэма «Герзель-аул», в которой усматривается подражание «Валерику» Лермонтова и вместе с тем полемика с ним, повесть «Гуаша» опять-таки с чертами полемики в адрес Лермонтова и его «Героя нашего времени», ряд стихотворений — оригинальных и переводных.
 
В определённой степени сочинения Мартынова небезынтересны, во всяком случае не дают основания считать его графоманом.

"…Его стихи нашли бы место среди массы посредственных стихов, печатавшихся в то время…"

Писал он, по-видимому, легко, язык свободный, ритм и рифмы почти всегда безошибочны… Иногда Мартынов склонен и к серьёзным размышлениям», — писал исследователь О. П. Попов. Вместе с тем Мартынову присущи (и проявляются в его текстах) повышенное самолюбие, нетерпимость к иному мнению, определённая жестокость характера.
 
По воспоминаниям, Лермонтов в Пятигорске иронизировал над романтической «позой» Мартынова и его стихами.

Мартынов же с обидой считал себя (неизвестно, насколько обоснованно) прототипом Грушницкого в «Герое нашего времени».

Лермонтову приписывается два экспромта 1841 года, высмеивающих Мартынова — «Наш друг Мартыш не Соломон» и «Скинь бешмет, мой друг Мартыш», а Мартынову — подобная же эпиграмма «Mon cher Michel».
После этого, по мнению Мартынова — скорее всего, необоснованному — Лермонтов не раз выставлял Мартынова шутом и совершенно извёл насмешками.

«Он прав! Наш друг Мартыш не Соломон…»

Он прав! Наш друг Мартыш не Соломон,
Но Соломонов сын,
Не мудр, как царь Шалима, но умен,
Умней, чем жидовин.
Тот храм воздвиг, и стал известен всем
Гаремом и судом,
А этот храм, и суд, и свой гарем
Несет в себе самом.

«Скинь бешмет свой, друг Мартыш…»

Скинь бешмет свой, друг Мартыш,
Распояшься, сбрось кинжалы,
Вздень броню, возьми бердыш
И блюди нас, как хожалый!
 
Подобные, но более резкие взаимные колкости и случайная остановка музыки, из-за чего окончание реплики Лермонтова стало слышно всему залу, стали причиной вызова Мартыновым Лермонтова на дуэль (13 июля 1841 года в доме Верзилиных); в 6 часов вечера 15 (27) июля дуэль состоялась, и М. Ю. Лермонтов был смертельно ранен.
 
Подробности столкновения и дуэли были в значительной степени скрыты и мистифицированы Мартыновым и секундантами обоих дуэлянтов перед военным судом, и не все её детали реконструируются теперь надёжно.

Есть серьёзные основания доверять рассказу о том, что Лермонтов отказался стрелять в Мартынова (или даже успел выстрелить в воздух) перед тем, как получил смертельную пулю.

Версии о том, что Мартынов был орудием некоего «заговора против поэта», направлявшегося из Петербурга (популярные в 1930—1940-е годы), являются явно фантастическими.
Версия о том, что поэт был сражён не им, а якобы скрывшимся в кустах снайпером (1950—1970-е) и основанная на не вполне обычном угле между входным и выходным отверстиями сквозной раны, не подтверждена.
 
За дуэль Мартынов был приговорён военно-полевым судом к разжалованию и лишению всех прав состояния, однако по окончательному приговору, конфирмованному Николаем I, приговорён к трёхмесячному аресту на гауптвахте и церковному покаянию и в течение нескольких лет отбывал епитимию в Киеве. Впоследствии написал воспоминания о дуэли.
 
Мартынов (с явной симпатией) выведен в романе Б. А. Садовского «Пшеница и плевелы».
 
Н. С. Мартынов умер в возрасте 60 лет и был похоронен в фамильном склепе рядом со Знаменской церковью в Иевлево-Знаменском. Его могила не сохранилась, так как в 1924 году в усадьбу переселилась Алексеевская школьная колония МОНО, ученики которой разорили склеп, а останки Мартынова утопили в ближайшем пруду.
 
______________________________________________________

На спуске всё громче становятся слышны звуки саксофона.
Девушка «выдувает медь»…
Стоим, слушаем… Какие красивые звуки в парке !
Кажется, что птицы отсутствуют.
Они перестали петь...
Им ли тягаться в песнопении с очаровательной незнакомкой, извлекающей ноты из своего инструмента ?

- «В парке Чаир распускаются розы» ? Можно ? – делает заказ В.
- Пожалуйста ! - и музыка из репертуара  Александра Вертинского…
Девушка выдувает просто потрясающие звуки…
Осень. В «Долине Роз» уже ничего не цветёт, там их 2 гектара различных видов и сортов.

Стоим…слушаем…

Благодарим её…

Она отработала заказ…

Спасибо, незнакомка !

Мы уходим дальше, а новые слушатели останавливаются возле неё.

Звуки саксофона становятся тише…
Появились звуки птиц, шелест листвы под ногами...

В. опять требует стихов…
Но пора и свои показать !
В. читает.


6 ноября 2011 г.


* “Роковые стволы Лепажа”

Спешит Онегин одеваться,
Слуге велит приготовляться
С ним вместе ехать и с собой
Взять также ящик боевой.
Готовы санки беговые.
Он сел, на мельницу летит.
Примчались. Он слуге велит
Лепажа стволы роковые
Нести за ним, а лошадям
Отъехать в поле к двум дубкам”.

Фирма “Лепаж” (Lepage) была известна и в Европе, и в России. Она существовала до начала Второй мировой войны.
Жан Ле Паж (Jean Le Page) - знаменитый французский оружейник. В конце XVIII века он изготавливал в Париже отличные охотничьи штуцера (”винтовка, нарезное ружье, не очень длинное, со стволом в аршин - 71 сантиметр - и короче”) и дуэльные пистолеты. Они и увековечены А.С. Пушкиным.

Хороший подарок молодому человеку XIX века - дуэльный набор - стволы мастеров Лепажа или Кухенройтера.
В оружейных магазинах такой набор можно было купить довольно свободно. Этот гарнитур состоял из дуэльного ящика, пистолетов, деревянного молотка (для забивания пороха), шомпола, пороховницы, формы для отлива пуль и отвертки.
Дуэльные пистолеты были легче и длиннее обычного военного оружия.
(материал из просторов Интернета)

 


**строки из стихотворения Дмитрия Кедрина «Поединок», датировано 1933 годом.
На эти стихи Давид Тухманов написал одноимённую песню, которую исполняла группа «Москва», вокал Николай Носков, который потом в «Парке Горького» пел.А сейчас ему 55 лет, занимается сольной карьерой, юбилейные концерты.Как раз с программой, "55!", он должен был выступать "по Лермонтовским местам" в ту пору, когда писались эти заметки.
Диск называется «НЛО».
Правда, стихи там, в сокращённом варианте.

Дмитрий Кедрин - Поединок

К нам в гости приходит мальчик
Со сросшимися бровями,
Пунцовый густой румянец
На смуглых его щеках.
Когда вы садитесь рядом,
Я чувствую, что меж вами
Я скучный, немножко лишний,
Педант в роговых очках.

Глаза твои лгать не могут.
Как много огня теперь в них!
А как они были тусклы...
Откуда же он воскрес?
Ах, этот румяный мальчик!
Итак, это мой соперник,
Итак, это мой Мартынов,
Итак, это мой Дантес!

Ну что ж! Нас рассудит пара
Стволов роковых Лепажа
На дальней глухой полянке,
Под Мамонтовкой, в лесу.
Два вежливых секунданта,
Под горкой - два экипажа,
Да седенький доктор в черном,
С очками на злом носу.

Послушай-ка, дорогая!
Над нами шумит эпоха,
И разве не наше сердце -
Арена ее борьбы?
Виновен ли этот мальчик
В проклятых палочках Коха,
Что ставило нездоровье
В колеса моей судьбы?

Наверно, он физкультурник,
Из тех, чья лихая стайка
Забила на стадионе
Испании два гола.
Как мягко и как свободно
Его голубая майка
Тугие гибкие плечи
Стянула и облегла!

А знаешь, мы не подымем
Стволов роковых Лепажа
На дальней глухой полянке,
Под Мамонтовкой, в лесу.
Я лучше приду к вам в гости
И, если позволишь, даже
Игрушку из Мосторгина
Дешевую принесу.

Твой сын, твой малыш безбровый
Покоится в колыбели.
Он важно пускает слюни,
Вполне довольный собой.
Тебя ли мне ненавидеть
И ревновать к тебе ли,
Когда я так опечален
Твоей морщинкой любой?

Ему покажу я рожки,
Спрошу: "Как дела, Егорыч?"
И, мирно напившись чаю,
Пешком побреду домой.
И лишь закурю дорогой,
Почуяв на сердце горечь,
Что наша любовь не вышла,
Что этот малыш - не мой.