Хэппи энд для хомо сапиенс

Александр Шерстюк
Предисловие к книге Ж. Э. Абдрахманова «Существенное продление жизни человека согласно принципам эволюции»

         Книга Ж. Э. Абдурахманова небольшая, но она «томов премногих тяжелей». Это та краткость, которая, будучи развёрнута на сотни и тысячи страниц, прибавит в весе бумажном, но останется той же величиной в весе научном. Так составляются формулы, описывающие изобретение – в одно предложение. Так Эварист Галуа, изложив свои открытия в тоненькой тетрадке, положил начало новой математике. Так проходчики – первопроходцы добираются до ценных пластов, и затем в дело вступают разработчики недр – добычники.

         Продолжительность жизни человека как вида – да может ли она измениться? Вопрос долгие годы был безответный. Как вид человек не изменяется в морфологии своей десятки тысяч лет. Правда, фантасты предсказывают, что в будущем такие перемены будут происходить – и голова у человека будет увеличиваться до предполагаемых инопланетных пропорций, и в теле, по мере продвижения от животного начала к духовному, наступит деградация с отмиранием, частичным или полным, тех органов, которые традиционно относят к «низменным» или, вообще, ненужным.
 
         Похоже, что так оно и будет. Уже сегодня имеем примеры, когда волевой человек не даёт расти своему «арбузу» до астраханских размеров, а сокращает его чуть ли не до прилипания к позвоночнику. Хотя это ещё не является видовым достижением, но, кажется, вот-вот – и все «чихнут разом», и все станут такими. Допустим, «солнцеедами». Допустим, станут. И рождаться научатся без ненужных аппендиксов, чреватых засорами и острой болью. Что-нибудь изменят в генах – и получите, пожалуйста, человека совершенного (homo … – как это там будет по-латыни?).
 
         Но ведь это всё физиология. А как быть с долголетием? Гена которого не обнаружено и, по-видимому, не существует. Как быть с долголетием, не полученным в дар от медикаментов, скальпелей и пособий по безработице, а желательно гарантированным сразу для всех, скажем так, небом? Ответа на этот вопрос в науке не было.

         И вот появляется исследование, методологически строго научное, которое даёт ответ на этот вопрос. Не будем описывать метод исследователя, читателю здесь посредник не обязателен. Скажем только, что вывод автора – оптимистический. Это тем более важно, что данный эпитет, вербально и по умонастроению перекликаясь с «Этюдами оптимизма» И. И. Мечникова, автор которых искал чисто физиологическую экстраполяцию в проблеме долголетия человека, то есть то, что решают сейчас медицина, генетика и социум – уровень социального обеспечения и пр., наш автор, Ж. Э. Абдурахманов, пошёл иным путём.
 
         Этот путь отличается также и от психотренинговых методик в духе исцеляющих настроев Г. Н. Сытина, где оптимизм является просто начальным условием и тоже ведёт к долголетию, но всё-таки он частный – не видовой. Идя названными традиционными путями, мы, может быть, и сможем достичь того возраста 160 лет, который имел встреченный Пушкиным казак, участвовавший в разбойных походах Стеньки Разина и помнивший немало подробностей. Но это достижение, опять-таки, не является видовым, ибо названный замечательный уровень уже был обозначен тем же казаком, хотя, вероятно, в виде девиации – отклонения от правила.
 
         А автор новой теории, Ж. Э. Абдурахманов, всматриваясь в теорию эволюции видов, в формирование инстинктов (в нашем случае речь идёт об инстинкте смерти), видит иные закономерности, иные пути. Не асимптотическое приближение к некоему уже имеющемуся уровню (это потихоньку делает цивилизация за счёт своих средств, всё время улучшая статистику средней продолжительности), а поднятие самой планки. Не для отдельных индивидов, сколь много их бы ни было, ведь механическая сумма индивидов ещё не составляет вида, а поднятие планки для всего вида и потому для каждого индивида в отдельности.
 
         Произойти это, конечно, сможет только когда сумма всех социальных достижений, помноженная на новые массовые целевые установки в жизни индивидов, составляющих человеческое сообщество, приведёт к исполнению диалектического закона перехода количества в качество.

         Оптимизм… Именно такая доминанта должна характеризовать наше отношение к новой теории, ибо, как заметил классик: «Скептицизм всегда отличается бесплодностью и бессилием» (И. С. Тургенев).
 
         В заключение о книге скажем, что в проблеме, волнующей почти всех живущих, нет более занимательного сюжета с таким счастливым концом.