Фактурный мальчик

Ольга Никитина-Абрамова
http://www.youtube.com/watch?v=XnZOwYSF8d0

Прошёл очередной конкурс для галочки…
Как я радовалась, когда в мои руки попало положение открытого регионального конкурса исполнителей художественного слова, который, по словам организаторов, проводится с целью сохранения и развития отечественной языковой культуры… И задачи мне понравились…Прямо сказать, благородные задачи… Развитие традиционных и инновационных форм и методов работы над звучащим словом, выявление и поддержка талантливых исполнителей художественного слова, распространение лучших образцов художественного чтения, повышение престижа искусства художественного слова, актуализация и популяризация произведений отечественной литературы. Обратите внимание, дорогие читатели, что ни словом здесь не обмолвились об актёрском мастерстве. Умением передать только голосом всю палитру русского слова… всю его музыкальность и неповторимость… могут не все чтецы… Когда я узнавала у хозяев конкурса, преподавателей НГТИ, об инновационных формах, они мне не могли определить, в чём эти формы заключаются… Но оказалось всю предельно просто, на фоне уменьшения потока абитуриентов, как вы помните, в средине девяностых детей мало кто осмеливался рожать, театральный вуз решил таким способом найти талантливую молодежь…А красивые слова об актуализации и популяризации произведений отечественной литературы - обыкновенная вывеска и ширма… Меня до глубины души потрясло, что преподаватели по сценической речи, которые готовили детей к конкурсу, не пытались искать те самые образцы отечественной литературы, которые необходимо вытаскивать на божий свет, чтобы актуализировать и популяризировать наше и так в полном дерьме отечественное искусство… Репертуар выступающих – это произведения школьной программы… «Скифы» А.А. Блока, «Василий Тёркин» Твардовского А. Т., Леонид Андреев «Ангелочек». .. Зачем их популяризировать? Зачем? Они и так досконально изучаются на уроках литературы, разбираются по винтикам и даже по слогам! Молодёжный театр «Жираф» (какие талантливые ребята!) показывает на мастер-класс постановку «Граф Нулин». Талантливая постановка… Но почему классика…Да потому, что педагогу просто лень искать новое… неординарное… Это надо исследовательское чутье…проще взять общеизвестное и общедоступное… которое изучено вдоль и поперек… Я думаю, что много интересных драматических произведений и поэтических выставлено на наших любимых с вами литературных сайтах… Я понимаю, что культура читательская невысока у людей, что сейчас нет цензоров и редакторов, которые выберут интересные произведения и напечатают в лит. журналах… Надо искать…думать… Так поступили и остальные педагоги, которые подготавливали детей к конкурсу… Это боль автора, который ждёт, что его творчество будет востребовано… Но скажите, милые читатели, сестры и братья по перу, кто придёт к нам по своему желанию? Никто… ,потому что, во-первых, люди, которые должна популяризировать всё новое, закоснелые "бюрократы", во-вторых, духовные "лентяи", которым легче взять старое, заезженное и это навязать детям… Инновационные технологии работы с художественным словом и тут же осуждение конкурсанта за то, что перешел на рэповое изложение текста… Сдержанная жестикуляция - это интерпретируется, как зажатость; естественность и гармоничность выдаётся как неумение зажечь зал… Сколько некрасивых неестественных лиц детей я сегодня увидела… выдрессированные "обезьянки" мило улыбались, громко декламировали, они дети, они верят нам, взрослым… Меня всегда разочаровывали неестественные улыбки актеров и актрис провинциальных театров… Натянутая улыбка, как бабочка-галстук, прилепленная к губам… Мне жалко моего ученика Влада Дубровского, стремящегося поступить в НГТИ, вот он сейчас читает, в глазах осмысленная растерянность, на щеках румянец…он гармоничен…Посмотрите ролик, дорогие читатели… Он не прыгает по сцене, как заведенная игрушка, жесты умеренные для текста, который он сам выбрал. В глазах грусть и осмысленность… Но он юноша, институту такие нужны…вердикт комиссии: «Фактурный мальчик!» Не талантливый и естественный, гармоничный, а фактурный… его выбрали, как хорошего скакуна, за внешние данные. Алёна Шабанова - талантливая, её бы снимать в художественных фильмах…Посмотрите ролик! От неё невозможно отвести глаза…Она притягательна… Я горда своей ученицей… моя работа не пропала даром… Но жюри не милосердно девушке, который зал слушал затаив дыхание, они предъявили такие несуразные требования, что я поняла, что и здесь давно распределены места… Глупость на каждом слове! «Милая и обаятельная девушка, но почему она в джинсах (у нас дорога не близкая, платье помялось), почему она объявляла название стихов, и аргумент, особенность её прикуса…» Алёна не собирается в театральный институт, она участвует, потому что с 5 класса выступает в конкурсах чтецов и очень успешно… Вспомните о благородных целях конкурса! Воспитать у молодого поколения любовь к русскому слову…распространить образцы произведений отечественной литературы. Какая любовь! Мои одиннадцатиклассники - люди умные, их на мякине не проведёшь. Они откровенно смеялись над репертуаром выдрессированных сценических кукол – манекен. Я не хочу приводить пример, чтобы не обижать этих ребят. Они молодцы, выполнили задачи, которые ставили перед ними педагоги и жюри. Мне кажется, что жюри и их педагоги - одни и те же люди…
Никто не объявлял, что это не конкурс художественного слова, а предварительный вступительный экзамен в театральный институт… Никто из педагогов, присутствующих на этом формальном конкурсе, не засомневался в правильной политике жюри. Люди привыкли быть частью "дойного стада, винтиком большого часового механизма", верить всё на слово…
Уважаемые читатели, посмотрите выступление моих учеников. Какие у них горящие глаза! Какие одухотворённые лица! Как поют их сердца… Как они понимают то, о чём читают…
Не останьтесь равнодушными! Это проблема касается всех, кто пишет и видит смысл жизни в этом...кто болеет душой за наше будущее, кто видит наше убожество, интеллектуальное и духовное... Господи! Меня поддержали мои ребята, когда сказали: "Что Вы, Ольга Геннадьевна, хотите от провинциального театра, если  на экране никому не нужна чистота, естественность, красота!" И я поняла главное, что это поколение - поколение, которое очистит грязь последних десятилетий!"


***добавила ссылочку, чтобы увидели читатели результат... Напоминаю НГТИ (Новосибирский государственный театральный институт...
номера у ребят поставлены...инсценировки, а в положении ни слова не было об этом варианте представления материала...