Эксперимент Бетховена

Елена Грислис
                «Музыка Бетховена всеобъемлюща».
                Николай  Петров.


                1. Пролог

В трущобе без солнца, без воздуха даже
Родился ребенок. Нет Людвига краше!
Из Фландрии стойкой сей род произрос.
Малютка был крепок, румян и белес.

Его голубые глазенки сияли!
Младенца крестили. И в Бонне узнали:
Растет пятилетний в семье музыкант –
В ком  Моцарта зреет блестящий талант.

Германия, славь виртуоза от Бога!
Стели же цветами маэстро дорогу!
Напрасно! Весь путь был борьбой и страданьем.
НО МУЗЫКА ВЕЧНАЯ ЕСТЬ ВОЗДАЯНЬЕ!!!


                2. Творец Дня и Ночи

Отображая  жизни миг в пространстве,
Великий мастер все ж преодолел
Пределы времени, что дремлет в постоянстве
Людей ушедших и вчерашних дел.
Статуи Микеланджело застыли.
И День и Ночь* - все ясно как вчера.
Тремболо скрипок развевает были…
Порывов страсти настает пора!
Кларнет вдыхает в рукотворство масок
Живую нить, которая парит.
И воздух флейт – и невесом и ласков –
С гобоем о минувшем говорит.
Виолончели сочностью вступают.
Речь переходит в бурный разговор.
И откровенье страстное витает,
Соразмеряя силу и напор.

Вот духовые, в споре побеждая,
Вдруг уступают место тишине.
Оцепененье, сладкий ужас тайны
Нас постигает в сердца глубине.
Тишь паузы – хранительницы знанья,
Восторги радостей и горечи скупой –
В симфонии девятой и финальной
Восстали вечной жизнью и борьбой.

Бетховена мятежные молитвы,
Рожденные сознанием живым –
Необнаруженное извне поле битвы,
Где воин – раб страстей и господин!



                3. Гейлигенштадская  исповедь.  1802 г.


 Гейлигенштадт. Дома осели в сводах.
Трактиров, лавочек унылый маскарад.
Здесь винограда кислая свобода,
Церквушка с алтарем и скучный сад.
И ничего заметного в пейзаже…
Нет, все же есть: лачужки скит.
Там прозвучали мощные пассажи
Великого сознания, где быт
Двух тесных комнатушек был ничтожен.
От Вены отдыхал здесь музыкант.
Осмысливал удар,  что уничтожил
Права телесные, но не ДУШИ  талант.
Так чем же знаменито это место?
Тут завещание маэстро написал.
Он стал угрюм, но прямо без кокетства
Признался:  ДОБРОДЕТЕЛЬ выше прав!
Она зовется просто – словом «ЧУВСТВО»,
Что составляет суть его искусства.
И, страстно обретая свет и новь,
По-прежнему он видит лишь  ЛЮБОВЬ.
Любил Джульетту**  памятью жестокой.
Та муза удалилась,  не  спрося,               
И четверть века глухо, одиноко
Он  ждал её, страдая и грустя.
Покорность Смерти – горькая забава
Отшельника и жертвы глухоты…
Но вдруг фанфарами симфония *** прокричала,
Ломая стены страха и мосты!



                4.  Гимн      «К  радости»


Он обессмертил Шиллера творенье.
И Радость – Пламени святого рвенье –
ЛЮБОВИЮ  слетела в светлый храм,
Который довелось узнать и нам.
Так славь же хор всё: доброе и злое.
Не забывай и нищего изгоя,
Оглохшего от тягостных невзгод.
Восславит Бог его дела и род!

                Август 2009



________________________________

*Статуи Дня и Ночи – скульптура Микельанджело перед гробницами Джульяно и Лоренцо в капелле Медичи во Флоренции. – прим. автора.
**Джульетта Гвиччарди – первая земная любовь и пожизненная страсть Бетховена, которой он посвятил свою знаменитую Лунную сонату.
***Речь идет о Второй симфонии Бетховена,  которая была исполнена в апреле 1803 года и ознаменовала выход из «гейлигенштадского» кризиса. – прим. автора.