День Благодарения

Пробштейн Ян
Рыжие флибустьеры, кавалеры, авантюристы,
ступившие на благословенную землю —
они бряцали побрякушками и ружьями,
проливая огненную воду и кровь,
и пришпоривали коней — на запад, на запад,—
не вepя ни в черта, ни в Бога,
лезли не за словом в карман —
 из-за пояca рвали ножи и наганы —
и рвались, хмельные — на запад, на запад.
Боги-завоеватели,
сошедшие на эту землю,
обрели вместо лавра
яд зеленеющий —
не ходить им отныне босиком по лесам.

Гонимые за веру, страстотерпцы, изгои
погибали за волю, познавая цену свободы:
как растили, голодные,
как молили о том урожае,
как долго благодарили Бога
суровыми гимнами
в таких же суровых и грубых церквах.
Град на Горе узрели они
и хотели создать в пустыне новый Эдем,
и пошел в пустыню новый Адам,
чтоб грехи искупить,
и преследовали они квакеров и прочих
христиан-иноверцев, а своих
отлучали от церкви за неуместный смех,
и ввели смертную казнь за пьянство
или непочитание старших,
и началась война с королем Филиппом,
сыном вождя, который их от голода спас,
и горели вигвамы, селенья
с женщинами, стариками, детьми.
А потом привезли дядю Тома,
чтоб кормил он грядущего Сэма,
и пришло изобилие
с потом потомков Тома,
взращенных в дерьме и невежестве, —
из дерьма истрадания
вырастет роза проклятия,
не спасут и отцы демократии —
роза питается кровью
ненависти и любви.

Беглецы, отщепенцы, страдальцы
новых времен и народов
принесли в испепеленных сердцах
отблеск ужаса и Катастрофы
и коричнево-красной чумы.
Суждено до скончания дней
им о Спасенье молиться
с отблеском смерти в глазах
и воевать за свободу и веру
с другими, друг с другом, с самими собой —-
каждый знает лучше других,
что есть Вера, Бог и Свобода,
и, поучая бывших сограждан,
прирастает к новой земле.

Объединил их лукaвый Меркурий,
и факел языческой леди-богини
озаряет бурлящий котел.

1990, 2011