Репетиция

Татьяна Туль
Миг тишины... И щебет трели
Вспорхнул в безмолвии Начала.
Когда-то ангелы так пели
Под сводом голубого зала.
Вселенная рукоплескала,
И голоса их осмелели...

(64)
...Неисполнима - не запретна! -
Раскрыта партитура Судеб:
Изгибы лиг меж "есть" и "будет",
Частоты темноты и света
Неразличимы смертным слухом;
Как клетки шахматного поля(1)
Расчерчены дороги духа,
Но смертный слух о звуке молит,
И Дирижер возносит руку...

(32)
Потоком хлынул хаос звездный,
Тридцать вторые(2) - их бравада!
О, пересчитывать не надо! -
Творец, взволнован щедрой позой,
Вскрывает недра тайных кладов.
...Что скрыто за лихим фасадом
Небрежной мощи виртуоза?
Обожжены кострами ада,
Летают пальцы. Стынут слезы
На лике, поднятом к вершине:
Его сжимает лед пространства...
Но звуки бег не завершили:
Из вихря страсти - постоянство,
Из неподвижности - движенье!
Явилась жизнь, кипит и жаждет -
И изнемогшему пассажу
Необходимо продолженье.

(16)
..."Смотри, не горячи коней,
Будь тверд, удерживая вожжи(3)
И ты, сынок, я верю, сможешь
Свершить свой круг в один из дней
По светлой кромке небосвода!"
Но коль тебе шестнадцать лет,
То вскачь несет сама природа.
И скачет дерзкая квадрига -
Весь мир объять единым мигом,
Вперед, к заоблачной черте,
В обитель строгих четвертей,
И тотчас - вниз, к самой земле...
Туда же, молнией сожжёны,

Летят останки Фаэтона(4)...
Разломы мертвых скал зловещи.
Весь Геи лик в морщинах трещин...
(8, 4)
Но тучи Зевса вновь сгустились,
Чтоб золотым дождем пролиться,
И обожженные ресницы
Покорной Геи разлепились...
"Кто жив, кто весел - тот и прав!" -
Поет, ликуя, каждый стебель
В зеленом море буйных трав...
То в думах о насущном хлебе,
То в пламени любви и войн
Извилистый поток людской
Меняет маски, темпы, ритмы
От богохульства до молитвы.
...Мазурок дерзкие уколы
Пронзают нежные сердечки;
Поэты страсти баркаролы
Сжигают на дешевой свечке;
Преемник строгих пассакалий,
Надрывно жалок marche finebre(5),
И снова - вопли вакханалий,
Канкан, цыгане, дым до неба!
Как выстрелы, стучат стаккато(6),
Остановиться невозможно!..
"Стоп! Tranquillo, moderato(7)", -
Жест Дирижера непреложен.

(половины, целые)
...А строй предвечного хорала
Незрим, на голоса разложен.
Под сводом голубого зала
Разлит - беззвучен и низложен.
И свод все ниже без опоры -
Страна, покинутая Богом.
Пунктиры визгом дикой своры(8)
Туманят главную дорогу,
Триоли льют потоки жалоб,
Предчувствуя - еще немного -
И слушатель, зевнув устало,
Разочарованно уходит.
А ведь нужна такая малость -
Поддержка гибнущих мелодий,
Чтоб взмыли фениксы из пепла...

(Бревисы)

...И в помощь ослабевшим Светлым(9),
Порвав каденций морок зыбкий
Сверкнули Бревисов(10) улыбки!
Неслышна поступь великанов,
Но в ней - победа музыканта(11).
Ликуя - небо снова чисто! -
Пассаж пронесся по регистрам,
Как облегченный вздох Атланта...

(Лонга)

...Посев окончен. Словно колос
Бездонной Лонги(12) звучный голос
Взошел: Домыслить и исправить.
Разъять. Связать. Проклясть. Восславить.
...Созревши, нота отзвучала -
Здесь больше нечего добавить -
И Дирижер смыкает очи:
Конец предвиден, напророчен...
Но - в землю вновь зерно упало!
Миг тишины... И все сначала.

______________
Длительности в музыке носят условные названия: за "целую" берется длительность, равная четырем четвертям. Музыка непредсказуема - есть длительности, бОльшие целой. Но основа - вот такая "квадратность", ее симметрия.

1 "Шестьдесятчетвертые" - самые короткие из употребимых длительностей, хотя теоретически можно дробить до бесконечности, возможны и "256", и "512", но тогда представить целую ноту, не угасшую за такт, трудно. Или же она при возникновении заставит лопнуть барабанные перепонки...
Шахматная доска состоит из 64 клеток, черно-белых. Не счесть философов и игроков, которые разгадывали тайны этого строения, и не счесть вариантов "судеб" фигур, проживаемых на этой доске. Здесь и сакральные "восьмерки" - число клеток по сторонам, и символика ходов фигур, выраженная геометрически. Дороги духов - на шахматной доске Бога.
2 "Тридцать вторые" - используются для наиболее виртуозных пассажей, исполнение их действительно под силу именно мастерам-исполнителям.
3 "Шестнадцатые" и обликом своим напоминают натянутые вожжи: ноты соединены двумя горизонтальными линиями, словно сдерживающую их разбег.
4 Древнегреческий миф о боге Гелиосе - возничем небесной упряжки - и его сыне Фаэтоне.
5 marche finebre - траурный марш. Пассакалья - старинная пьеса схожего характера.
6 стаккато - манера исполнения отрывистым звуком.
7 Tranquillo, moderato (итал.) "спокойно, умеренно" - в музыке обозначение характера исполнения.
8 пунктирные ритмы - чередование более длинных нот с более короткими в быстром темпе, и их варианты - зовут иногда "хромающими", видя в них нечто бесовское.
9 "Половинные" и "целые" ноты - светлые кружочки. Половинки - с черточками, целые вообще - "нолики без палочек".
10 Бревис - нота, вдвое бОльшая целой. Brevis в переводе с латыни - "короткая", а сама она - очень протяженна. Поэтому она всегда улыбается собственному имени...
11 Длинная нота в басу - действительно спасение, когда исполняется сложный пассаж - она "съедает" излишние обертоны и очищает звучание.
12 "Longa" - (лат.) - "длинная". "Vita brevis, ars longa" - "Жизнь коротка, искусство вечно" - это высказывание Гиппократа давно стало "крылатым выражением", хотя Гиппократ произнося это, имел в виду, наверное, другое: в его времена медицина считалась не наукой, а искусством, искусством врачевания, так что оттенок высказывания может быть такой: "Искусство исцелять продлевает короткую жизнь"... Потому что буквальный перевод Longa - не "вечная", а просто "длинная".