Орган доставания

Двакин
Рецензия на «Хрен знает что» (Людмила Шутько)
http://www.stihi.ru/2011/08/27/6001

Хреновый орган - до стояния.
Достал вже Вас он *
Достояние.



* Васаны.

" В следующих строфах разговор о бессознательных впечатлениях. Именно они определяют карму.

Что такое эти бессознательные впечатления (ВАСАНЫ)?

«Бессознательные впечатления — это формирующие факторы или латентные следы, оставленные прежней деятельностью».

Если имеются в виду бессознательные впечатления из далекого прошлого, «с начала времен», от многих и многих прошлых инкарнаций, то используется термин ВАСАНЫ. Если разговор о конкретном инграмном следе, от конкретного поступка, то используется термин САНСКАРА (в некоторых переводах — САМСКАРА).

О чем речь?

Мы уже говорили о бессознательных впечатлениях, но теперь я постараюсь показать суть этих следов с новой стороны.

Представьте, что психика — нечто вроде земляной поверхности, с неким уклоном. А мысли, слова и дела — нечто вроде водяных потоков. При повторении эти потоки формируют следы на поверхности. Чем чаще повторяется идентичный импульс, тем глубже русло и, соответственно, тем больше вероятность, что вода, вновь пролитая на то же место, опять устремится в данное русло.

Наша жизнедеятельность — нечто вроде нескончаемой воды, проливающейся на эту воображаемую поверхность. Вот некто совершил удачное ограбление, в его уме образовывается самскара. В будущем ограбление повторится еще легче. Еще и еще… След от мысленной энергии, прокладывающей себе дорогу в читте, станет глубже.

Но вот тот же индивидуум становится религиозным человеком. Он молится, исповедуется в своем грехе. Он осуждает свой поступок, просит Бога о прощении, старается культивировать мысли о НЕВОРОВСТВЕ, о честности…

Что он делает? Попытайтесь увидеть процесс с точки зрения психологии йоги — человек старается уничтожить след в читте. Он старается изменить одну борозду на другую.

Вся наша психика — это невероятно сложный комплекс этих самых впечатлений. Любые поступки, мысли, слова, все удовлетворенные страсти, «каждая выкуренная сигарета»  — все оставляет инграмный след в читте (уме). Йога сравнивает психику с рыболовной сетью, с бесконечными узлами — ВАСАНАМИ, латентными следами от прежней деятельности. Эти инграмные следы — формирующие факторы новой деятельности. Каждая выкуренная сигарета ЖЕЛАЕТ повториться. Это и называется кармой — вся совокупность ФОРМИРУЮЩИХ ФАКТОРОВ.

Теперь перейдем к 8-й сутре четвертой главы. Но до этого вспомним, что в 7-й строфе говорилось о трех видах поступков (белые, или благие, черные, или безнравственные, и черно-белые). Эти три вида поступков определяют карму. Но они порождают лишь те желания, которые могут осуществиться в той форме существования, которая наличествует в данный момент. Смысл восьмой сутры таков, хотя сутра чуть туманна, как и последующие несколько.

8. Вследствие кармы трех видов — проявление лишь тех бессознательных впечатлений, которые могут проявиться в данной форме существования.

Иными словами, в данной инкарнации. Наша читта полна миллионами семян, бессознательными впечатлениями от прежней деятельности. Некоторые из них благие (белые), которые сформировались от дел, направленных на порабощение материи, на праведность, сострадание, самосовершенствование. Другие, напротив, — безнравственные, черные. Третьи — смешанные, черно-белые.

Вспомним, при комментировании 7-й строфы в предыдущей главе я рассказывал о взаимоисключающих теориях о карме. Что случается от складывания злых и добрых дел? Уравновешивают ли друг друга черная и белая карма? Можно ли благими поступками искупить злые?..

Я говорил, что в текстах встречал разные ответы.

Йога-сутры утверждают, что бессознательные впечатления от прежней деятельности сохраняются в читте, переходя из инкарнации в инкарнацию. И если нет соответствующих условий, этих следов как будто бы нет… Хотя они тут же проявят себя, как только такие условия появятся.

Комментаторы объясняют суть 8-й строфы, приводя пример воплощения в полубога (Дэва). Дэв – существо астральное, без грубого тела (стхула шарира). Поэтому, несмотря на невероятные удовольствия, доступные на астральном, тонком уровне, воплотившись в Дэва, душа забывает телесные удовольствия, главным образом еду, а также кинестетику и прочее.

Но ведь за бесчисленные прошлые жизни сформировались миллионы Васан, связанных с едой и прочими удовольствиями чисто физического тела (стхула шариры). Что становится с этими Васанами?

На этот вопрос и отвечает 8-я строфа — эти васаны (бессознательные впечатления) дремлют, пока душа опять не обретет физическое тело. Но как только это случится, как только благая карма будет истрачена и душа опять воплотится в человека, желание есть вспыхнет так, как будто не было перерыва.

То же верно и при воплощении в более низкую форму, чем человеческая. Например, некто уж очень отяготил свою карму животными инстинктами. Из-за этого он воплотился в дикаря, почти животное…

Но его благая карма (ведь и такая должна быть) как бы консервируется. Он не сможет удовлетворить духовные желания, ибо его нынешнее воплощение не дает отделиться от тела. Что станет с такими формирующими факторами?

Они будут в состоянии консервации, пока душа опять не воплотится в такое состояние, чтобы было возможно удовлетворить духовные потребности.

9. Из-за принципиального сходства (экарупатват — единая форма) памяти и формирующих факторов существует непрерывность васан, даже разделенных инкарнацией, временем и пространством.

Например, в читте существует некий инграмный след, вследствие которого душа должна испытать некое животное ощущение. Но этот человек аккумулировал огромное количество благой кармы, возвысился над животным уровнем и наслаждается небесной формой воплощения. Жизнь Дэва несравнимо больше, чем человеческая. Тысячи и тысячи лет эта душа находится без физического тела (стхула шариры), наслаждаясь удовольствиями тонкими (сукшма — астральными, райскими). Но как только условия позволят, даже после этих тысяч лет, инграмный след даст о себе знать, и душа окунется в животное удовольствие, «даже если эти условия будут отделены сотней инкарнаций, или далекими расстояниями, или сотней космических форм творения…»

10. И васаны безначальны, ибо жажда жизни вечна.

Вивекананда переводит «жажда счастья». Но ЖАЖДА ЖИЗНИ, о которой говорит Патанджали, — это АБХИНИВЕША, пятый аффект (клеша), о котором мы говорили при комментировании второй главы.

Но термин не имеет особого значения, жажда жизни или жажда счастья, оба перевода верны, ибо в тексте санскритский термин АСИСА, от АСАС — желать, надеяться.

Я считаю, что здесь разговор о бесконечной погоне за счастьем, наслаждением, мечтой. Это и есть суть майи. Все люди гонятся за этой призрачной мечтой, как мотыльки слетаются на огонь, находя лишь смерть. Это и есть майя. В этом и есть главный механизм нашей привязанности к сансаре. Мы имеем неверный вектор поиска, нечто, потерянное в подвале, ищем во дворе, лишь потому, что там УДОБНЕЕ ИСКАТЬ. Жажда счастья, вечности, могущества — все это исконно присуще нашим ПУРУШАМ, нашим истинным «Я». Но все это мы ищем в пракрити, в меняющейся материи…

Этот неверный вектор поиска и есть майя, авидья, иллюзия…

И она не имеет начала, пракрити безначальна, как и майя.

Но, не имея начала, наше заворожение этой пляской субстанции может иметь конец.

Как?

Конец наступит нашему невежеству… Сама пракрити вечна. Но может закончиться наше невежество…

Вообще, когда ум интересуется такими вопросами, как начало творения, вечность или конечность материи, души, то нужно осознавать, что ум потерпит поражение. Понимание чего-то на логическом уровне значит ограничить это нечто, провести его сквозь призму ума, ассимилировать это нечто через наш интеллект. Но сам интеллект — всего лишь часть пракрити. Как этот слабый инструмент сможет выйти за свои пределы? Как палец сможет познать меня, ведь палец лишь часть меня? Точно так же я логикой, интеллектом, мыслями, изучением, обдумыванием вряд ли смогу познать, безначальны васаны или имеют начало. Я состою из миллионов этих васан. Мое сознание, как и огромная часть читты, остающейся вне пределов сознания (бессознательное), — это все гораздо больше, чем моя иллюзорная «Я»-концепция, эго. Как палец не может познать целый организм, частью которого является, так и эго не может познать читту с миллионами васан, ибо ЭГО — лишь малая часть айсберга, видная на поверхности. Основная часть скрыта в бессознательном.

Имеют ли васаны начало?

Почему нечто обязательно должно иметь начало, почему все должно иметь причину? Тем более, причину, втискиваемую в мой ограниченный интеллект.

Но йога утверждает, что интеллект должен быть превзойден, что самадхи — сверхсознательное состояние, когда читта останавливается (ниродхах) и пуруша может непосредственно созерцать не только любой феномен, но и саму пракрити — субстанцию, материю, природу в любом своем проявлении. Анубхава — непосредственное постижение духом, без логики, без кальпиты (ментального конструирования, концептуализации).

Так пуруша может познать всю материю и даже больше — самого себя. Это познание превосходит логику, оно и есть смысл, к которому я веду вас.

Да будем счастливы все мы при переправе НА ТОТ БЕРЕГ, где нет ограничений ума и материи, где наши «Я» сияют своим собственным блеском самопостижения, без конечных мыслей, мелочных желаний и забот.

Безмолвие нирваны… да сотворим мы все силу и отвагу для этого решающего броска…"

http://www.yogaold.info/