Mauritshuis

Ирина Фетисова-Мюллерсон
     Все старинные города располагают к созерцательности. И хотя ноябрьская Гаага радует лазурным небом и откровенно ярким лучистым солнцем, соблазняя подольше остаться на лавочке около парламентского озера, путь мой упорно лежит в Mauritshuis, дословно – Дом Морица, в Королевскую художественную галерею. Она славится небольшой, но тщательно подобранной коллекцией картин голландских художников – Вермеера, Рембрандта, Поттера, Халса. В этом году тут организована интересная выставка – работы старых мастеров против экспрессионистов.

     Вывешенные рядом Вермеер и Дали, например, увлекали  в мир сравнений и наводили на серьезный экскурс в потаённые глубины души, но сегодня я твёрдо решила отдать дань основной коллекции по новому для себя методу, придуманному на ходу… Итак, в руке крошечная записная книжка, в душе – наблюдательность и вдохновение. Впереди меня ждали жители галереи, некоторые даже по 400 с лишним лет… В своих зарисовках я сохранила экспрессию увиденного, поправив лишь некоторые слова (скажу сразу, что впоследствии я могла воспроизвести по памяти описанные картины во всех деталях, а остальные – только в общих чертах).

Этюды

НЕЗНАКОМКИ

С портретов смотрят незнакомки
В напыщенных воротниках –
Стоячих, белоснежных, ломких…
А жемчуга… Ах, жемчуга!
На пальцах кольца в пять каратов,
Блистают серьги – моды дань…
Вельможны, знатны и богаты
И неприступны – хоть тарань…

П.Рубенс «Портрет женщины» (Возможно, Клары Фортмен). 1630

ЛИЦА

Дети со взрослыми лицами,
Святость на лицах блудниц…
Чувствую, скоро приснится мне
Ангел, взлетающий вниз.

Г. Флинк «Девочка около высокого стула» 1640

ЧЕРЕП

Черепок на книге старой
И гусиное перо:
Был ли ты увенчан славой,
Арлекин был иль Пьеро?*
Или был ты супостатом,
Угнетавшим всех вокруг?
Иль поэтом был крылатым?
Что гадать – свершился круг.

* Ассоциация с картиной Сезана «Пьеро и Арлекин» из Музея им.Пушкина в Москве.

П.Клаесз  « Ванитас натюрморт», 1630 ( классический аллегорический натюрморт с черепом: «суета сует»,  означающий быстротечность жизни, тщетность удовольствий, неизбежность смерти).

КУХНЯ

Капуста и картошечка,
Фазаны, рыбы, лук,
(Хурмы б сейчас немножечко,
Чтобы смотреть без мук!)
Земля не знала химии –
Рожала всё подряд:
Томаты и глицинии,
Чеснок и виноград.
Льняное полотенчико…
Острейшие ножи…
Нагая, беззастенчиво
В веках застыла жизнь.*

*Натюрморт по англ. – still life, или застывшая жизнь.

Я.Бенкелар «Кухонное полотно с Христосом в Эммаусе», 1560.

СУЖЕНЫЙ

Повязки, ленты, кружева,
Перчатки до локтей,
Ну, что застыл, мой суженый,
С холста сходи скорей.
Перо на шляпе знатное
И плащ через плечо…
Хоть годы невозвратные,
Но молод ты ещё…

Т.де Кейзер «Портрет Лоэфа Вредерика», 1626.

ЗИМНЯЯ РЕКА

Во льду замерзли лодки
И парусник застыл,
Людей фигурки ломки,
Забавы их просты –
Салазки деревянны,
Детишек слышен смех,
В хоккей играют рьяно –
Зима пришла для всех.
Коньки мелькают споро
На ледяной реке…
Воде застыть уж впору
На Волге и Оке…

Х.Аверкамп «На льду», 1610.


ВЗГЛЯД ИЗ ПОДНЕБЕСЬЯ

Светловолоса и безброва,
Тюрбан – небесно-голубой…
Вот и настало время снова
Нам в жизни встретиться с тобой.
О, Дева! Взгляд из поднебесья…
Жемчужный блеск бездонных глаз…
Перед тобой застыла здесь я,
А ты, застывши, смотришь в нас…

И.Вермеер «Девушка с жемчужиной», 1665.


     Осмотр заканчивается, как и вдохновение… ничто не вечно, как известно. На улице темнеет… гости музея расходятся по домам, а хозяева, как всегда, устраиваются на ночлег в своих рамах, к которым они уже достаточно привыкли за много веков…

ноябрь, 2011              Гаага

Фото автора