Вневизм глазами математика

Милада Кондратьева
(доклад на Международной Конференции "Вневизм и Традиция", Санкт-Петербург)
 
http://vnevizm.liveforums.ru/viewtopic.php? id=195
 
В своей статье «Вневизм. Поэтический манифест» Алексей Филимонов пишет: «Вневизм стремится выйти за Геркулесовы столпы современного раздробленного сознания. Он – реакция на рациональную вульгарно-математериалистическую доктрину, основанную на разложении и бессмысленном круговороте материи, которая главенствует в сегодняшней поэзии, неспособной к целостному восприятию и отражению мира. Данная проблема уходит корнями в кризис художественных идей и художественного мышления, вызванную отчасти клановостью и прочей раздробленностью литературной жизни. Ибо предыдущие почти два десятилетия не принесли в литературу новых художественных идей, кроме перелицованных рационалистических утопий о «справедливом распределении» благ и свобод».
Так сложились мои жизненные обстоятельства, что я занимаюсь литературой лишь по призванию. Профессия же моя – нечто перпендикулярное: математика. Цель моей статьи – оправдать математику в глазах вневизма.
Выдающийся венгерский учёный ХХ века Пал Эрдёш, плодотворность которого не имеет аналогов в современной математической науке, известный также своими эксцентрическими наклонностями, сказал такую фразу: «A mathematician is a machine for converting coffee into theorems». («Математик – это машина, превращающая кофе в теоремы».)
И всё же что может быть общего между математикой и вневизмом (наследником символизма)?
Термин «математика» (от др.-греч. ;;;;;; – изучение, знание, наука) – наука о структурах, порядке и отношениях, которая исторически сложилась на основе операций подсчёта, измерения и описания форм реальных объектов. Математические объекты создаются путём идеализации свойств реальных или других математических объектов и записи этих свойств на формальном языке. Математика широко используется другими науками как для точной формулировки их содержания, так и для получения новых результатов. Математика – фундаментальная наука, предоставляющая (общие) языковые средства другим наукам; тем самым она выявляет их структурную взаимосвязь и способствует нахождению самых общих законов природы.
Семинар Николя Бурбаки определяет математику следующим образом: «Сущность математики… представляется теперь как учение об отношениях между объектами, о которых ничего не известно, кроме описывающих их некоторых свойств, – именно тех, которые в качестве аксиом положены в основание теории… Математика есть набор абстрактных форм – математических структур».
То есть, на самом деле математика – это не только наука в себе и инструмент для других наук. Математика уже предстaвляет собой само знaние, саму истину. Для передачи же этой истины используется свой формальный символьный язык. Без изучения этого языка невозможно понять математику и постичь передаваемую ей истину.
Новое направление в современной литературе – вневизм – заинтересовало меня по причине сильной схожести с математикой.
Вневизм базируется на постулате присутствия высшей истины в каждом материальном объекте, действии или мысли, то есть в каждом проявлении существования мира; имеет своей целью вычленение этой истины, отделение её от существующего «шума», вносимого иллюзорностью материи в виде энтропии; и ставит своей задачей передачу данного знания с помощью наиболее адекватного языка – языка символов.