рецензия Павла Самсонова

Андрей Аю
Не знаю можно ли так делать , но мне захотелось здесь эту рецензию поместить. Я на самом деле со многими замечаниями согласен и даже смеялся когда читал, как ловко подмечены недостатки автором рецензии.
Вообще,когда я на стихиру тоьлко пришёл думал, что вот примерно так и должны выглядеть рецензии здесь, однако максимум что обычно бывает - пара незначащих фраз и непременное "степлом"


" АНДРЕЙ АЮ
В ДЕРЕВНЕ МАЙ И ЖАВОРОНОК БОДРЫЙ

О чём этот стих? О несбывшихся мечтах? О бренности человеческого существования ? О Божьем промысле? В замахе, попробую пойти навтречу автору, да, но в броске вышел перепев бессмертных строк:

Разлука, ты, разлука,
Чужая сторона.
Никто нас не разлучит,
Лишь мать-сыра земля.

Все пташки-канарейки
Так жалобно поют,
А нам с тобой, мой милый,
Забыться не дают.

Вот такой жанр у этого стишка – сиротская песенка. Антураж изменён, сюжет подправлен, суть не изменилась. Чем жалостливей спеть – тем больше подадут. Жанр, безусловно, имеет право на существование. К поэзии он, правда, имеет отношение несколько косвенное. А если автор настаивает на том, что писал не песенку, а нечто иное, то и текст должен быть выстроен иначе.

У Андрея вышло картонно. На пальцах набросал деревню. Её из последних сил изображают только жаворонок и картошка. Абсолютно схематичен образ героя. По каким деталям видно, например, что он - дурак? В дураки его определил автор, а читатель обязан, видимо, ему верить. Драматургия решена не примитивно, а до безобразия примитивно: семнадцатилетний юноша мечтает стать баянистом (почему баянистом, а не стоматологом? только потому, что автор так придумал, ну так давай автор, объясни, зачем попу гармонь?), но, поскольку он сирота и дурак, вынужден копать картошку.

Художественное исполнение – на посредственном любительском уровне.

Сажать картошку (ежегодный подвиг),
На помощь звали Колю - дурака.

Ежегодный подвиг чей? Крестьян или Коли? Если крестьян, то это враньё. Для них работа в поле - повседневность, если, конечно, Колю звали на помощь не дачники (так этот момент у автора и остался туманным -
"достанут квас, достанут хлеб и сало..." кто же достал? кто все эти люди?). Звать же на подвиг Колю – значит применять заведомо комический приём. Уверен, не этого добивался автор. То есть, уже по этим двум строкам видно, не автор ведёт текст, а текст автора.

Прямая речь вышла то из жизни слесарей-интеллигентов -

"…вдруг заплачет: "Мамы с папой нет",

и-эх, какими инверсиями наш Коля выражается-то! дурак-дурак, а в размер не попасть для него срамно.

"Как солнце светит, дождика б сейчас"

ещё чуть-чуть, и появятся коровки с бычком,

то косноязычно-чиновничья –

"На семена хватило хоть, как раз"

Последняя строфа самая беспомощная:

Да нет, не стал. Как жаворонок свищет...

И где ж теперь мои семнадцать лет.

Ох тяжелы мешочки и мешищи.

Устал. И мамы нет, и папы нет.

Вот этот мгновенный лирический отскок "за жаворонка" – просто уморительно-умилителен, но остальное – вовсе гаси свет. Так автор повествования – Коля-дурак? Иначе зачем в тексте, в котором все проволочные персонажи были ОНИ либо ОН, появляется Я? Запутал меня автор, а на кой ляд путать? На Большой Каретный на фига он вдруг намекает? Ну да, там тоже картоху с салом когда-то едали… а вот эти "мешочки и мешищи" – неужто те, которые под глазами? Не картошку же в мешочки складывают...

Вот такая песенка про Колю-дурака. А ещё есть про Костю-рыбака. Кому напеть?

Павел Самсонов   25.11.2011 20:22

Андрей, замечательно, что не обижаетесь. По крайней мере, вида не подаёте. Верю я, что были около деревни, верю, что Колю такого знали, но это одно, а в тексте, повторюсь, всё выглядит схематичным, сделанным наспех, мол, и так сойдёт.
Впрочем, и это ерунда, задатки у вас, кажется, есть (читал несколько других ваших стихов, несмотря на те же, в общем-то, грехи, присутствие лирического дара обозначено), то есть, кропотливо работая, можно многому научиться и избавиться от этих проблем. Вопрос в другом, как не банально решить банальную тему? Если кто-то мне скажет, что в этом тексте автору удалось небанальное решение, мне останется только развести руками и спросить, а что же вы вообще в жизни своей читали?

Павел Самсонов   25.11.2011 22:06 

…не в том дело, кто и как знает и любит деревню. В стихотворении важно каждое слово, каждый жест. Стихотворение - мир. Что вы можете сказать об этом мире? что там есть ещё, кроме картошки? кто эти фантомы, которые только произносят фразы из разных лексиконов?
Мелькнул этот Коля, и мне хочется знать про него всё, сколько ему лет, как одет, каков он внешне, в чём его дурость заключается? один только намёк на всё про всё в тексте - мешок Коля поднять не может - падает, бо не ел... и опять-таки поверхностное решение, напрашивающееся решение, само собой разумеющееся: голодный дурак-сирота... не человек, а трафарет.

Или, например, лирический герой. Он деревенский, мечтал быть знаменитым баянистом, значит-таки умел что-то на баяне изобразить. Может как раз и про Большой Каретный... Непонятно, была попытка что-сделать в этом направлении? Я хочу знать, понять этот мир, который автор выстроил. Вот тут бы и добавить какую-то деталь, разъясняющую, а почему не вышло-то кем-то стать. Но вместо этого "мешочки и мешища". Наивно. Неумело.

Павел Самсонов   25.11.2011 22:52 "


А после рецензии хочу ещё немного пояснить что я теперь сам думаю об этом:
1. Поменяю потом возраст напишу "15 лет" чтобы тень Высоцкого не вызвать случайно:)
2. "наивно и неумело" - это так и есть. только вот пытаюсь теперь "умело"и "ненаивно" и вообще ничего написать не могу , а может всё-таки должна она быть глуповата?
3. И ещё меня поразил один момент в рецензии - Павел считает что для крестьян тяжёлая физическая работа- вроде фигня вообще. Каким-то барином повеяло :).
4. Обещаю больше не писать сиротских песен :) тем более что и настроение то я уже и вспомнить не могу