11. В краю русалочьих озёр. Из книги

Галина Рудакова
               
Ещё бабушка мне про озёра рассказывала, которые тянутся вдоль леса, вдоль всей первой от посёлка Рочегда кургоменской деревни Нижний Конец. Эти озёра не имеют названия, во всяком случае, я его никогда не слышала. Смотришь на озёра издали – вода в них голубая, лазурная, а на воде – круглые листья кувшинок, и сами цветы – как звёздочки, когда небо вызвездит.

Бабуля говорила, зовут их одолень-травой, а ещё – русалочьим цветком.
Старики рассказывают, что русалки издавна здесь живут – видели, мол, не раз, как расчёсывают они длинные волосы на берегу. Говорит, в русальный день где русалки пробегут – там травы густы, где полежат – всходят цветы, где выжмут косы – грибы в осень.
 А трава-одолень – она наделена свойствами охранять людей, едущих в иные земли, от разных бед и напастей. Её вкладывают в ладанку и носят как оберег. А корень её от зубной боли помогает, и пастуху неплохо бы его при себе держать, чтобы стадо не расходилось. А ещё годится, чтобы присушить любимого. Бабушка даже заговор знает, я запомнила, да не весь. Да и как не запомнить, если звучит он почти как песня, течёт-переливается, как водица речная:

«Еду я из поля в поле, во зелёные луга, в дольние леса, по утренним и вечерним зорям. Умываюсь медвяною росою, утираюсь солнцем, опоясываюсь чистыми звёздами. Еду я во чистом поле, а во чистом поле растёт трава-одолень.
Одолень-трава! Одолей ты злых людей: лихо бы на нас не думали, худого не мыслили. Одолей ты горы высокие, долы низкие, озёра синие, берега крутые, леса тёмные. Спрячу я тебя, одолень-трава, у самого сердца, во всём пути и во всей дороженьке».
И без этой речи напевной деревня мне просто не представима, как без речки Ундыша, как без этих озёр русалочьих...
 
Не менее красивое озеро Круговицкое, но зовут его обычно Подлидинским, потому что находится оно под угором, как говорят здесь, под деревней Лидиньщиной (Ильинской).   В нём тоже кувшинки растут. Особенно красиво оно на закате, когда на воду ложатся красные – перед ветром, или жёлтые – к хорошей погоде – отблески зари, – словно колдовским чем-то веет тогда от озерины.
 Озеро отделено от Сев

  А что означает название Лидиньщина? Может быть, «Лидина деревня», если всё в названии об этом говорит? Была какая-то Лида, в честь неё и назвали. Или Лидиньщина потому, что там что-то делали с людьми, с подневольными, набирали их куда-то, или они там жили. А может быть, означает что-то, связанное с колдовством,  и происходит от слова ляд, лядина – нечистая сила, колдовство. Или ещё одно толкование: «лядина» – болотистая местность, поросшая кустарником. Но это уже на задворках и к самой деревне не относится. В Лидиньщине и поныне десятка два домов, стоят - красуются на угоре, смотрятся в чистые воды озера.
 
А Ильинской её называют, видимо, потому, что святой Илья-пророк считается покровителем нашего села. В соседней деревне Погост (а одно из значений слова «погост» – центр сельского поселения) до 1918 г церкви стояли – Ильинская и Кресто-Воздвиженская, и колокольня была. И Воздвиженье, и Ильин день – престольные праздники, их в нашем селе всегда  отмечают. А в Топсе, за 7 км к югу от Кургомени, отмечают  Петров день.
 
 Говорят, Илья-пророк любит, когда его день отмечают широким застольем, собирающим жителей нескольких сёл. По народной примете (я тоже это всегда замечала), в этот день всегда гремит гром – хоть раз, да сгремит. Принято говорить, что это Илья-пророк на огненной колеснице по небу ездит. Ведь этот святой считается повелителем небесных стихий: грома и дождя, от него зависит плодородие. Он способен наслать на неубранные поля и луга страшные грозы с проливными дождями, поджечь скошенное сено. В Ильин день даже пустая работа считается смертным грехом и может навлечь гнев Илии. На Ильин день в поле не работают, скота не выгоняют, стогов не мечут, а то спалит грозой», – говаривала баба Дуня.
Поэтому на сенокосных лугах за озером в августе сено уже обычно смётано в копны.
С Ильина дня уже и не купаются.

                На фото: Русалочье озеро

*Русальный день – 26 мая.