Я жил в эпоху сталинизма

Валентин Курмышов
В наши дни часто идут споры об эпохе сталинизма. Одни говорят о тысячах заводов воздвигнутых при Сталине, о победе в отечественной войне и о множестве других достижений. Другие вспоминают ГУЛАГ и о миллионах загубленных жизней. Да, не однозначна личность великого Сталина. Я хочу рассказать о себе, как  лично на мне отразилась эпоха сталинизма? В моей жизни, то время чётко разделилось на три части: довоенное, военное и после военное. До войны мне было шесть лет. Что запомнилось? – Моя деревня. Она состояла из одной улицы длиной около трёх километров.  Засело в памяти яркое зрелище: вдоль деревни, из конца вконец, каждый вечер и ночь ходили девчата и парни и под гармошку пели песни. Их было много, несколько рядов. Какой тут можно сделать вывод? Я делаю такой: народ не был рабами. (В наши дни там осталось несколько изб.)Помню, в довоенный период, мама пекла творожные ватрушки, пироги и прочую выпечку вкус которой помню до сих пор.  У нас дома был патефон, пластинки. Эти примеры  говорят о том, что до войны народ жил хорошо.
Моя семья - отец, мать и нас четверо, меня и трёх моих братьев – мал-мала меньше. 1941 год. Началась военная часть моей жизни. Отец ушёл на войну и в первом же бою погиб. На шее матери остались четверо пацанов. Младшему четыре года, мне шесть, следующему восемь, старшему четырнадцать. Как мама с нами мучилась – отдельная жуткая история. Нет дров, нечего есть, завелись вши, появился тиф, чесотка, мы все переболели. Многие в деревни умерли, каким-то чудом мы выжили.  Это была самая страшная часть сталинской эпохи.
Кончилась война. 1946 год. Засуха, голод, мама умирает. Казалось всё, кранты нам. Но сталинская власть работала. С этого момента началась послевоенная часть сталинской эпохи. Меня и младшего брата определили в детдом. Сейчас много говорят о бедственном положении в детдомах и что их больше, чем было после войны. Я пытался вспомнить что-нибудь плохое из моей жизни в детском доме – и не мог. Нормально кормили, одевали, учили. В свои 11 лет в детдоме я пошёл в первый класс. В деревне учиться не было возможности. В 14 лет из детдомов выпускали. Куда выпускают сейчас – страшно слышать – на улицу, ведь ПТУ (профессионально-технические училища) упразднили. Улица распределяет: кого в банду, кого в попрошайки.
При Сталине работала стройная система. Из детдомов выпускали обязательно в училища, чтобы ребёнок получал рабочую специальность. После окончания училища, в обязательном порядке трудоустраивали на предприятия. Предприятие, в обязательном порядке предоставляло общежитие. Так было и со мной. В 14 лет меня из детдома направили в ремесленное училище. Закончил ремесленное училище в 18 лет. ( В это время Сталин умирает, но его система продолжала работать.) Имея семилетку и профессию электрика, меня определили на предприятие и обеспечили общежитием. А чтобы я закрепился в профессии, два года не брали в армию. Всё логично и по-человечески. В армию взяли в двадцать лет. Отслужив, пришёл на то же предприятие, поступил в вечерний техникум, потом в институт, стал инженером. После женитьбы дали комнату, поставили на очередь на квартиру. После рождения двух детей дали 2-х комнатную квартиру и вновь поставили на очередь. Когда сын женился – подошла очередь и мне опять дали двушку, а сын остался в старой. Всю жизнь работал честно, часто бывал на досках почёта. Сейчас я на пенсии, ветеран труда. Живу в советской квартире. Меня, деревенскую сироту, сталинская система, всю жизнь сопровождала, помогала, подставляла плечо когда было трудно, выводила в люди, давала жить. Жизнь прожил и ничего плохого о Сталине, сталинизме и советском времени сказать не могу. О репрессиях читал, слышал. Но кого Сталин крушил? Видимо тех, кто хотел разрушить его систему. А система-то была не плоха, для простого, глубинного народа.