Откуда родом мы... Литжизнь90-х

Поэты Хабаровска
В конце 80- начале 90-х годов прошлого века в Хабаровске по улице Дьяченко 7 А был открыт Дом литераторов. Место встреч писателей, молодых поэтов, начинающих авторов. В старинном красного кирпича особняке  расположились писательская организация и редакция журнала «Дальний Восток». Здесь рукой подать до Музея истории округа, бывшего Дома генерал-губернатора Муравьева-Амурского и Художественного музея, где в начале века располагалось Офицерское  собрание. Сразу за ними- широкий и полноводный Амур, Парк культуры и отдыха, Утес… Места, излюбленные хабаровчанами во все времена и в любую погоду.
С переездом из тесноватого дома по улице Комсомольской, где несколько десятилетий располагались редакция журнала «Дальний Восток» и местная писательская организация, связывали немало надежд и планов… Мечталось превратить  новое здание в настоящий культурный центр для встреч и общения интеллигенции города, молодежи, где был бы уютный конференц-зал, бар, бильярдная, библиотека…
О многих своих задумках потом рассказывал поэт Александр Дудкин-
он же тогда еще и заведующим хозяйственной частью Дома.
Но не всем надеждам суждено было сбыться. Сначала упразднили должность директора, а затем и руководителя Лито.
Но неожиданно возникла новая организация - «Краевая литературная ассоциация».
Первое собрание участников было проведено в июне 1991-го года. Был выбран руководитель- Владимир Трухачев. В числе активистов-  Виталий и Рита Нефедьевы, Галина Деркач, Тамара Чинарева и другие...Планов — громадье, главное-создать новый энергичный творческо-издательский коллектив. Издавать молодых, не забывать мэтров. - Надо печатать детективы,- говорил Трухачев, - к нам уже едут несколько тысяч километров бумаги, -  хватит для всех: и на раскрутку, и на собственные нужды. Трухачев глядел дальше многих: он видел будущее новой организации в ее коммерческой независимости. Детективы и другая «читабельная» литература могли бы помочь творческому союзу укрепиться, встать на собственные ноги.
С новой литературной ассоциацией связывалось немало надежд. Тамара Чинарева и Елена Неменко мечтали о новых журналах: для женщин и  детей. Их затеи готов был поддержать молодой энергичный издатель Евгений Быструшкин. Хабаровское отделение писателей - они же учредители нового творческого сообщества- во главе с поэтом Михаилом Асламовым  с интересом следили за происходящим. И годы спустя наладили издание собственной галеты «Дамы и господа».
Мне поручено было заниматься молодыми.
В 91-ом молодежное направление ассоциации вылилось в попытку создать новое молодежное ЛИТО. Творческие вечера в Доме литераторов задумывались как совместные встречи интеллигенции  города и молодых поэтов. На этих вечерах чтение стихов замечательно сочетались с музыкой.
Порадовать своей игрой к нам приходил солист филармонии Игорь Бардосов. После исполнения им сонаты Шопена проникновенно звучали стихи поэтессы Лидии Геммы. Студент, а ныне известный пианист Слава Попругин играл Шнитке, Рахманинова... И уступал место лирически-взволнованной поэтессе Лене Добровенской, а затем Олегу Корниенко и другим авторам, побывавшим на встречах….
Тогда же нас навестила теоретик и музыковед, в скором времени  художественный руководитель детского музыкального театра «Джингл Бэллз» Елена Соловьева. Помнится, как мы все: Лена Добровенская,  автор этих строк и Лида Гемма, дали обещание будущему режиссеру написать пьесу для первого в Хабаровске детского музыкального театра. Так завязывались творческие связи на годы вперед.
После новогоднего вечера в Доме литераторов в декабре 1991го -
на литературных  вечерах стала появляться  поэтесса, автор-исполнитель Марина Самаркина. И мне как музыкальному редактору пришлось искать ей первого для записи передачи на радио аккомпаниатора. Маринины песни тогда впервые зазвучали на публике, о ней сняли фильм, и сколько потом всего у нее было: и фильмов , и песен, и стихов - не сосчитать...
Жаль,что Ассоциация наша вскоре распалась. Мы не умели заниматься коммерцией, мы вообще мало, что тогда умели понимали. А жаль, очень хорошее было начинание, демократическое и деятельное. Наверняка, если бы Владимир Трухачев не ушел так рано из жизни, все получилось бы по- другому. Теперь уже кажется все это странно-далеким, почти эфемерным, но это было...
С 1990-го года в Хабаровске стали проводиться так называемые Еращенковские чтения, целое десятилетие они проходили на базе краевой публичной библиотеки. Поэт Виктор Еращенко- наиболее известная и незабываемая фигура в истории хабаровской литературы 70-х-90-х годов. Член Союза писателей СССР, он в 80-х годах вел занятия с молодыми авторами. Сначала это был молодежное ЛИТО в 1980-м. А затем встречи и семинары, которые он проводил как сотрудник журнала «Дальний Восток» вплоть до своей трагической смерти в 1989-ом. Встречи памяти поэта организовали его коллеги по журналу- поэт, ныне врач-психиатр Арсений Москаленко и писатель, журналист Юрий Ефименко.
На вечерах памяти В. Еращенко всегда было многолюдно, проходило немало интересных встреч и открытий. Среди них: поэты Елена Добровенская, Лидия Гемма, Ольга Сербина, Артем Иванов, Ирина Комар, музыкант и друг поэта Вячеслав Кузнецов и многие другие. Вспоминаю замечательные встречи с искусствоведом Стариковой, известным ныне многим литературоведом Валентиной Катеринич, главой Приамурского Географического общества Валерием Симаковым. Именно благодаря его финансовой поддержке и при помощи друзей и родных в 1996 году было издано «Избранное» Виктора Еращенко, в которое вошли неизданные ранее произведения, в том числе поэмы и пьесы автора.
Еращенковские чтения, которые отмечались в День рождения поэта-17 января - сыграли немалую роль в литературной жизни 90-х годов. Несмотря на мороз и холод, которые обычно царили в это время года, в зале краевой библиотеки собиралось немало людей. Здесь выступали интересные личности, среди них поэты, музыканты, педагоги, философы, создавалась своя незабываемая творческая атмосфера.
Клуб вольных поэтов в Доме литераторов начинался с сумасшедших «Пятниц» осенью-зимой 93- го  или ,скорее, продолжился после нескольких летних встреч в детском издательстве «Амур». Тогда же Ар.Арт (поэт и литературный деятель) познакомил меня с Цезарем — в жизни Вадимом Агеевым. Он писал стихи и музыку. И водился с так называемыми девочками-толкинистками. Вместе с ними они издавали свой первый  рукописный литературный журнал. Печатные площади в новой газете «Детский мир» им предоставила хабаровская писательница и журналистка Тамара Чинарева, светлая ей память. Ее жизнь трагически оборвалась весной 96-го... Она многим помогала и мне тоже.
Встречу в молодом, набирающем обороты издательстве, нам устроили тогда журналист -фантаст Юрий Шмаков  и его друг – Виктор Буря, ныне главный редактор издательства  «Частной коллекции».
Кроме Цезаря (Агееева), его подружек и Арта на встречу  пришли молодые поэты Володя Ветров, Дима Хомяков, музыканты Костя-Прайс, Дима Курилин, художник Ши-мо-лин…
Наше бурное общение закончилось сейшеном на почве поэзии и музыки у меня в комнате, в общежитии на улице Запарина. Помню, как после музыкальных импровизов  Кости-Прайса, мы с Артом исполнили авангардную композицию на фоне вполне классического Бетховена.
Так начиналась новая история окололитературной жизни молодых поэтов в 90-х годах прошлого столетия… Мы со своими стихами были тогда никому не нужны кроме себя.
Именно поэтому хотелось сходиться  в группы и объединяться, чтобы быть вместе, быть рядом с теми, кто тебя понимает. Так появилась в апреле 1993-го поэтическая группа «МАДИ» –это я- Марина, Арт. Иванов и Дима Хомяков. И еще другие, в том числе известный культуролог, преподаватель философии Виктор Грибунин. Вместе мы придумали радиопроект «Богема», а затем и программу литературного молодежного агентства «ИРИС».
В это же время создавалась и группа Владимира Ветрова -  «Сенат», а затем и небольшая  книжка молодежного объединения при поддержке писательской организации. Среди авторов: вездесущий Артем Иванов – тогда Ар-Арт, Максим Буравель, Алексей Карлин, Вадим Агеев, сам Ветров, Татьяна Кожевникова…
Как говорится, свято место пусто не бывает. Дом литераторов в 90-е годы прошлого столетия особенно не пустовал. Надо отдать должное Михаилу Асламову — он не запрещал литераторам (не членам Союза)встречаться и общаться, объединяться…