Клементина, нам не отмыться. О современной молодеж

Надежда Витвечберг
"Клементина, нам не отмыться". О современной молодежной поэзии.


О чем пишут современные авторы? Какие темы они находят для себя в хаусном мире рекламы, беспроводного интернета, виртуальной любви и стен? Что происходит в их головах? Познакомившись на одном из прослушиваний молодежной группы «Поэзия 4» с ее участниками и их текстами, я могу сказать следующее…
Мужская поэзия… Мужская. Мужская с большой натяжкой. Поэзия нынче беспола, т.к. с равной вероятностью можно предположить, что написана она как юношей из «эмо-тауна», переживающего тяжелый разрыв со своей любовью, близкими, да и вообще всем окружающим миром(переживающего ли?), так с равной вероятностью и девушкой, разочарованной в мужчинах, дымящей сигаретами дорогих марок и пьющей дорогие алкогольные напитки.  Здесь наблюдаются две тенденции: либо стихотворения кишмя кишат названиями известных брендов, словечками из форумов и всевозможными новшествами, которыми только может одарить нас современный мир, либо происходит полный отход от реальности, та самая «заумь», когда человек полностью отрицает мир рекламы, в котором он находится, уходит в «свой мир» (что, казалось бы, лучше, чем первый вариант) . В случае второго варианта современный молодой человек, съедаемый своими метафизическими болями, совсем забывает, что кроме мира внутреннего есть еще внешний – его семья, его близкие, есть чувства, которые не могут возникнуть в одиноком сознании человека, чувства, для которых нужны хотя бы двое: я не говорю про любовь. Это и доброта, и искренность, и милосердие. Человек одинок, человеку плохо, но внешне ничего не происходит. Точно так же и стихотворения, очень образные, нагруженные, но абсолютно лишенные драматического сюжета при наличии всех средств для его описания и возникновения.

Приведу в пример стихотворение Машеньки Невы:

Кладбище кораблей.

Улицы воют сиренами скорой,
Точно киты,
Потерявшиеся в океане.
А я в собственной ванной
Тоже теряюсь,
Тону,
Кособокой бумажной лодочкой
Спускаюсь ко дну:
Там, поговаривают, таких как я - целое кладбище,
Там, говорят, для таких как я - вечный покой.
Над моей головой смыкаются волны
Кафельной белизной.

Прекрасные драматические образы: воющие улицы, потерявшиеся в океане киты… Но что же происходит в стихотворении? Его автор просто нежится в своей собственной ванной. В чем он тонет? В обыденных вещах, в быте, может быть? «Кладбище кораблей» - это болезнь современного человека, которая иначе называется «ничегонеделанем», очень хочется быть кораблем, возраст для того, чтобы что-то делать-открывать-находить…но…современная цивилизация слишком хорошо позаботилась о том, чтобы современный  человек проводил свои дни именно так. В ванной. Он и не начинал бежать. А у него уже есть все средства и технологии для того, чтобы вот так «лежмя» провести всю свою жизнь.

А трагедии хочется, трагедии очень хочется. Дмитрий Данильченко в своем стихотворении пишет:

Клементина, нам не отмыться,
Нам не отмазаться!
Ночи, так вышло, слишком короткие,
Веревки - длиннее, чем кажется!
Трупиком хелло-китти детство теряет девственность,
Никто не несет ответственность
За грядущую осень.
Клементина, мы под вопросом!

Любовная тема, тема взросления, лексика подворотни - «отмыться», «отмазаться», «хелло-китти» - бренд, персонаж японской поп-культуры, маленькая белая кошечка в упрощенной прорисовке. Детство на японских анимешных сериалах, полностью «содранный» внешний и внутренний облик для подростка поколения рекламы: длинная «челочная» прическа, одежда-унисекс, полностью стирающая грань между мужским и женским обликом. Портрет современного «интересующегося» модой и «культурой» молодого человека. Накал. Повышенные интонации, казалось бы – вот сейчас прозвучат слова, которые укажут на причину душевных болей лирического героя. Но…этого не происходит. Вместо этого снова видим:

Клементина, сегодня - без повода,
Сегодня я просто жду, что хоть что-нибудь,
Хоть что-нибудь, ****ь, случится.

А оно не случается. Мы ждем, нам скучно, и мы думаем, как бы еще так извернуться, чтобы совсем не впасть в отчаяние.

О чем пишут женщины? О любви. Но как выжить чувству в век брендовости и рекламы? Чувства больше нет, оно подменено словами: секс, деньги, свободные отношения, все что угодно, но только никакого,  больше никакого намека на что-то настоящее. Женщина в современном мире свободна и независима, ей больше не нужен мужчина. Не нужен? Московская поэтесса Сола Монова(она же Юлия Соломонова) выпустила книгу стихов «Женщины с которыми вы спите. Стихи про любoff». Название говорит само за себя.

C кем она? Она свободна.
Только очень крепкий черный.
Это модно – то не модно.
Мода даже на девчонок.

Все мы в чем-нибудь трофеи,
Кто гордыни, кто порока.
Если ты живешь в кофейнях,
Значит - просто одиноко.

Все должно быть очень модным:
От мобильника до смерти…
С кем она? Она свободна.
Сомневаетесь – проверьте.

Крепкий кофе, бисексуальность, независимость и …одиночество. «Все должно быть очень модным.: от мобильника до смерти». А вот эта фраза очень хорошая. Очень правильная фраза. Названия гламурных журналов, марок вина, модной одежды, феменистские всплески и, все же, тайная мечта о том единственном, неповторимом, что стоит выше порока, мечта, что где-то он, все же, есть… Стихотворения нашпигованы бытовыми подробностями, перечислениями всей камасутры, временами кажется, что это хорошо перебродившая смесь Верочки Полозковой и Дианы Арбениной, хотя, безусловно, две последние по уровню стоят многим выше названной нами особы.

А что происходит , тем временем, в Союзе, как он собирается работать с молодыми авторами и помогать им? На днях поступило предложение посетить литературные курсы, которые проводит  Московская городская организация Союза писателей России. Курсы «дадут слушателю прекрасную возможность для творческого развития», «для публикации в подшефных Союзу писателей изданиях», - заверяют организаторы. Первый курс получил название «Элитный» или «коммерческая литература», объяснять ничего не нужно. Организаторы ставят перед собой следующую задачу, цитирую: «Наша задача - за шесть месяцев сделать из новичка востребованного писателя, сотрудничающего с крупнейшими издательствами России.» Но так же существует курс «Эконом», на который слушатели зачисляются (наконец-то!) «по итогам творческого конкурса»… Что же будет на этих курсах, какие мастер-классы смогут преподнести нам заявленные в программе, например, «Кирилл Бенедиктов, известный русский писатель детективного жанра» или «любимые читателями авторы Дарья Донцова, Анна и Сергей Литвиновы»? Нет уж. Спасибо, я лучше пешком постою.

Замечаю, что и заметка моя вышла как статья из какого-нибудь желтого популярного журнальчика и попахивает чем-то вредным и низкопробным. Ну, видимо, там ей и место. Разборы полетов производились на языке пилотов. Но вот куда с таким оглушительным громким звуком летит наша литература, «куда Титаник плывет» со всеми нами – вопрос страшный и отвечать на него совсем не хочется.

                Надежда Витвечберг