Загадка мастера Re

Виктория Любая
крики птиц
-----------------
в летнем кафе
забыли
убрать вазу
до лучших времен
на вазе цветочный рисунок
деколь картины
вероятно великого мастера
двери отелей закрыты
на побережье мертвый сезон
снегопад
не видно следов
к океану никто не приходит
дороги закрыты
все тонет в снегах
очередное штормовое
предупреждение
сонный  океан недовольно ворчит
его отдых тревожат
крики глупых птиц
их крылья сковывает мокрый снег
тяжело взлететь и…
они кричат еще громче
слишком громко
от невозможности
тише! неразумные…
стихию разбудите…
заметает…
северный ветер…
мерзнут нарисованные синие ирисы
на нарисованном маковом поле
тихий холод синего в горячем безумии красного
тонкая хрупкая нежность в диком безбрежном отчаянии
еще долго не будет живых цветов
пришло время глубокой океанской депрессии

ирисы... странно... от чего в маковом поле?


Гутвин
http://www.stihi.ru/2010/12/15/975


------------------------------------------------------
Виктория Любая Re: крики птиц (Гутвин)
------------------------------------------------------
Сначала я хотела написать комментарий автору, но он оказался бы слишком длинным, поэтому я решила (всё равно автор заходит молча почитать мои опусы) написать ему свой развернутый коммент-рассуждение прямо здесь. Уважаемый Автор, надеюсь, Вы не в обиде.


ХОЛОД СИНЕГО В ГОРЯЧЕМ КРАСНОМ

Наблюдения – сами по себе – интересны. И у данного Автора, в частности (по крайней мере, для меня). Жаль только, что Автор, по большей части, ограничился  лишь их перечислением.
Тем не менее, меня, пожалуй, задел сей текст (должно быть, это все-таки, не совсем верлибр, а ближе к стихотворению в прозе; впрочем, не суть). Кроме настроения, зацепившего меня, задел вопрос Автора (как бы) адресованный Неизвестному, нарисовавшему странный пейзаж. И мне тоже захотелось поразгадывать ребус великого Мастера:)).
………………………………………………..
«тихий холод синего в горячем безумии красного»
==========================================

«ирисы...
странно...
от чего в маковом поле?»

Художники, как известно (впрочем, не только они ;)), «мыслят» образами. А вот изъясняются и вовсе на другом языке: языке художественных символов, поэтому не все их могут правильно понять (но мы попытаемся ;))).  Одно из  предназначений, которое каждый настоящий художник (поэт, писатель, музыкант и т.д.) чувствует в себе – это передача закодированной в приходящей к ним в образах Информации. Собственно (и это не секрет), задача Художника (как минимум) –  расслышать эту информацию и передать другим, не искажая. И лучше всего для этого подходят «капсулы» образов (проверено веками). Без погрешностей, конечно, обойтись не получается, но всё же. Итак,  Информация (смысл), т.е. – ЧТО передавать и КАК передавать. КОМУ передавать, в принципе, понятно, но это – отдельная песня…

Теперь, о  загадочном поле цветов. Я решила немного покружить над ним и вот, что у меня получилось. Как говорится, не судите строго :)).
Сама я часто пользуюсь для передачи своих мыслей (смыслов) различной символикой, и символикой цветов и цвета, в первую очередь, поскольку этот язык давно уже стал и моим собственным языком, поэтому мне этот рисунок расшифровался (прочёлся) примерно так.

Ирис символизирует доверие, мудрость, веру, надежду, бесстрашие, а на языке цветов означает, буквально: «я очень дорожу твоей дружбой».
Еже ли мастер изобразил ирис синим (чего в природе, кстати, в чистом виде  не бывает), то он мог (не зная оттенков синего, говорю приблизительно), иметь в виду следующее.
Поскольку, главный символ синего – божественность, то и все сопряженные с ним значения это – таинственность, мистицизм, святость, благородство, чистота (духовность), постоянство (в вере, преданности,  любви), совершенство, высокое происхождение (голубая кровь), правосудие (божье дело). И да – синий цвет считается у художников  «холодным».

Мак же, издревле  символизирует  вечный сон и забвение, я бы прибавила ещё и, некое утоление боли, утешение (и не только в метафорическом, но и в буквальном смысле, в фармакологии). Опять же, вспомним девочку Элли из сказки «Волшебник Изумрудного города», которую друзья бережно перенесли, спящую, через маковое поле забвения. Останься девочка там подольше, вспомнила бы она, куда держала свой Путь ранее? Вряд ли.
Впрочем, тот же цветок мака символизирует и воображение, мечтательность, общительность (так присущие молодому восприятию жизни  вообще).
На языке цветов красный мак – удовольствие. Не такой роскошный, как садовый («Давай любить друг друга, пока есть время!»), мак полевой скромно говорит за того, кто его дарит: «Мечтаю о тебе».

Однако «красный цвет» является ещё и олицетворением мощной энергии (которая может быть как разрушительной, так и созидательной): красный  – это гнев, страсть, ярость, восторг, ненависть… В древней магии многих народов его использовали как защиту от деструктивных сил демонов и прочих духов, а также для привлечения в свою жизнь любовных партнеров. Современная психология)), кстати, в качестве «усиления энергетики» предлагает носить одежду красных цветов. Опять же, потому, что он  –  «горячий».

Теперь «посадим» синие ирисы среди скромных, но, в тоже время, красных (к тому же,  их целое поле!) маков.
Налицо – душевный дискомфорт, рвущий душу художника, неразрешимое им (по какой-то причине) противоречие, возможно, даже (если воспользоваться терминологией медиков) –  невроз.
Художник (чьей работой невольно залюбовался лирический герой)  – скорее всего, мудрый духовный человек.  Для него очень дорога территория духовного, непреходящего, мистического, слегка отстраненная позиция наблюдателя и, в то же время, всё его существо жаждет «нырнуть с головой» в волны страстного, горячего  хаоса жизни.  Вполне может быть – это вопль, моление  нерешительного, «не от мира сего»  человека об обычной, горячей, земной  любви.  Поместив ирисы в поле маков, возможно, нарисовавший их,  подсознательно надеялся, что страстная волна красного сама, против его собственной воли,  захлестнет, увлечет за собой небесные, немного оторванные от жизни, «холодные» цветы?..

Вариантов, то бишь, прочтений, разумеется, может быть великое множество (в частности, рисовальщик мог просто взять и нарисовать синее в гуще красного, не о чем таком вовсе не думая; но только в этом случае, на мой взгляд, он и не Художник (тем более, великий Мастер :)).

В любом случае, я очень надеюсь, что у нарисовавшего этот странный пейзаж художника, а также, у грустившего на побережье Автора, всё – было, есть, будет  – так, как они сами того сумеют (в своё время) пожелать.
------------------------


Как-то так))





(фото (Яндекс) автор: Елена Останина)