С самого раннего детства меня завораживали отражения…
Я часами могла, не отрываясь смотреть на водную гладь, стекла, лужи, зеркала, в калейдоскопы, словом, все, что могло отражать, создавать двойственность или множественность реальности, меня притягивало … Вода манила до такой степени, что спорить с ней могла только высота… и зовет, и страшно этого зова… Это очень
было похоже на то чувство, которое выразил кто-то очень умный:
"Если долго смотреть в бездну, бездна начинает смотреть на тебя"…
А зеркала… это что-то совсем особое – потаенное, неразгаданное… все равно, что обращение к самому себе, к своим еще неизведанным глубинам - и радостно от каких-то неожиданных открытий, и боязно – увидеть что-то ужасное…,
и невозможно от этого отказаться… Как в жутком кинофильме –
хоть одним глазком, а подсмотреть…
С этими наблюдениями я обретала удивительное спокойствие… Сначала мне приходили на ум какие-то рифмы, фразы, мелодии, а потом мир отражений забирал меня целиком…,
и я уже почти не различала, где отражение, а где реальность…, существуя между двумя мирами…
Позже я узнала, что есть люди, которые изучают отражения…
И в каком-то фильме о зеркалах говорилось о том, какое значение отражению придавали издавна многие народы, а также о том, что
наше отражение на какие-то доли секунды отстает от реальности…
Это так меня поразило: значит в зеркале – наше прошлое… и, если
успеть отскочить в сторону на эти самые доли секунды, то отражение будет существовать уже самостоятельно (возможно, и в движении), а потом исчезнет, медленно тая…, но куда? и насколько? Что же такое ВРЕМЯ, БЕСКОНЕЧНОСТЬ?
Именно эти вопросы меня волновали и волнуют по сей день.
Со временем стали появляться стихи, которые странным образом можно объединить под названием "Зеркала", т.к. и сны, и стекла, и лужи, и отраженья, ими и являются…
…С младенчества меня изумляла и радовала красота и гармония мира. Не пишу "окружающего", т.к. себя я совершенно сознательно считала частью мирозданья… Во время детских игр и забав я могла замереть над рисунком на крыле бабочки или над удивительными и притягательными тенями на земле и зданиях. Меня завораживали рисунки на обоях, в которых я часто угадывала загадочный лик, а иногда и целые сцены или пейзажи… Задумчивость и, вероятно, от этого, некоторая рассеянность и отрешенность были моими спутниками с детских лет…
Думается, немало способствовала моему тогдашнему состоянию моя оторванность от родных и любимых людей
(с трехлетнего возраста и до семи лет я находилась в подмосковном детском саду, откуда нас очень редко забирали
домой). Я невероятно скучала, безутешно плакала по ночам…
и долго думала… обо всем: почему не могу быть дома, куда исчезают мои мысли, когда я сплю, и где прячутся сны, когда просыпаюсь…
… Не находя в окружении той любви, в которую, я уверена, должен быть просто погружен по самое темечко каждый ребенок (именно поэтому я никогда не отдавала своих детей в детский сад и не доверяла никаким няням), я искала ее во всем, с чем соприкасался мой взгляд или мысль: это могла быть маленькая серенькая мышка, которая прыгнула прямо ко мне в варежки на морозе (и потом жила у меня под подушкой)… Или маленький мальчик, с которым мы никогда не разговаривали, а только смотрели на солнце сквозь все прозрачное – стеклышки, шарики, крылышки стрекозы… У нас была такая тайна – ничего не говоря, бежать друг к другу и молча показывать новое "смотрительное устройство" друг другу, а потом, улыбаясь, расходиться…
…Любимым занятием было закапывание, так называемых "секретов"(вырыть ямку, положить фольгу от конфетки или кусочек зеркала, выложить сверху узор из цветов, камешков и каких-то интересных вещиц, а затем накрыть все это стеклышком и засыпать землей)… Когда хочешь порадовать кого-то – покажи ему свой "секрет"…, а когда очень уж грустно – он самого тебя порадует…
Пишу я об этом потому, что не могу отделить свое тогдашнее восприятие мира от теперешнего, так как именно в те чистые, а оттого и светлые дни, для меня была приоткрыта тайна разумного и гармоничного устройства мира, тайна Творения, к которой чистое, непорочное детское сердце несравненно ближе, чем наше
огрубевшее взрослое…
Я часто думаю, что если бы дети могли выразить то, что они понимают и чувствуют, мы, взрослые, были бы поражены их глубиной и ясностью…
… Когда-то мы это знали…знали, но с годами растеряли и забыли… Мои простые, незамысловатые стихи именно об этом – в них многое о том, как я представляю себе мир – в виде огромного гобелена, основой* которого является Божий замысел о мире, а утком** - те нити, которые вплетаются нашими жизнями… Какая ответственность лежит на каждом из нас, если мы своими поступками, своей жизнью запутываем общую картину Мирозданья….
…Еще они о том, что нет ничего случайного в этом мире, поэтому каждая встреча, каждый день значительны, как микрокосм по отношению к замыслу Творения…
--------------------
* основа – продольные, вертикальные нити гобелена, более прочные, чем нити утка, переплетающего основу.
** уток – поперечные, горизонтальные нити гобелена, переплетающие основу, создающие сам рисунок гобелена (примечание автора).
Фото автора - Ирины Каховской Калитиной: Рим. Ноябрь, 2010 г. Вид на реку Тибр и Ватикан с моста Святого Ангела. Ссылка на автора фотографии при копировании обязательна.