Венки, как одиночные стихотворения

Творческая Мастерская Алкоры
http://www.stihi.ru/2011/12/02/5671

Тема сегодняшней статьи – венки. На конкурс «Мастер класс по стихосложению» их было подано не так уж много, тем не менее, тема эта интересная, и о венках – самых разных по их устройству - стоит поговорить подробнее.

Четкого определения стихотворному венку я в учебниках стихосложения не нашла (исключение – венок сонетов, который большинству из вас хорошо известен). Тем не менее, венки на СТИХИРЕ часто пишут, организуют по ним конкурсы, понимая под «венком» очень разные стихотворные формы. Все, что написано ниже – только мои размышления о венках, не более. В качестве примеров, приведенных в этой статье, я взяла собственные, часть из них была написана мною для Конкурса- гиганта Международного Фонда ВСМ «Плетем Венок».

Слово «венок» в русском языке означает нечто, что связано, сплетено в кольцо и замыкается само на себя. Стихи тоже можно заплести в венок, причем, самыми разными способами. Стихотворный венок может быть составлен из нескольких стихов, каким-то образом соединенных друг с другом, или представлять собой   единственное стихотворение, начало которого замыкается на его конец, или его  строки подчиняются какому-то правилу и поочередно сцеплены друг с другом. Таким образом, главный и общий признак стихотворного венка – это кольцо: начало и конец стихотворения должны иметь общее.

 Сегодня мы  рассмотрим способы написания одиночных стихотворений-венков на примере стихов, состоящих из небольшого количества сформированных строф.

№1
Сцепление рефренными строками
Каждая первая строчка следующего катрена – это последняя строчка предыдущего, а последняя строчка последнего катрена – это первая строчка первого катрена.

Ты любишь, ты любима, и свято веришь в это,
но вдруг непоправимо померкло все… Без света
ни дня прожить не можешь и мечешься напрасно,
и прошлое итожишь, а на душе ненастно.

И прошлое итожишь, а на душе ненастно,
как будто в день погожий ворвался ветер страстный,
тебя употребили как инструмент полезный,
играли – не любили, теперь стоишь над бездной.

Играли – не любили, теперь стоишь над бездной,
любовь твою убили, но ты не мыслишь трезво,
летят пусть слухи мимо, считаешь зло наветом…
Ты любишь, ты любима, и свято веришь в это.

№2.
Более сложная сцепка рефренными строками: первая строчка первого катрена является последней строчкой второго катрена; первая строчка второго катрена - последняя строчка третьего катрена; первая строчка третьего катрена является последней строчкой первого катрена.

От сетований портится характер.
Иду по скользкой наледи дорожной,
Упасть легко, идя неосторожно
Дорогой без любви и благодати.

Как парусник, покинувший фарватер,
Могу попасть на мель и кануть в Лету,
Но, всё презрев, иду по парапету…
От сетований портится характер!

Дорогой без любви и благодати
Идти негоже: холодно и грустно,
Река - и та порой меняет русло,
Как парусник, покинувший фарватер...

№3
Сцепление рефреном, представляющим собою часть  строки.
Последняя укороченная строка каждой строфы повторяет  начало первой строки последующей строфы, в последней строфе – рефрен переносится на начало стихотворения.

Погружаюсь в мираж неподвижной воды
И хрустальную чашу ее разбиваю,
Благодати вкусив, суету забываю...
А за мною следы.

А за мною следы иллюзорных надежд,
Опасений и страхов, обид и претензий.
Всяк живущий о жизни несбыточной грезит,
По совету невежд.

По совету невежд, не боимся упасть
И, сражаясь с другими, встречаем барьеры,
Нас от цели уводит отсутствие веры
И бездумная страсть.

Но бездумная страсть - как дурной эпатаж,
А отсутствие веры – преддверие ада...
...Жаль, что, горнего мира взыскуя прохлады,
Погружаюсь в мираж.

№4
«Лента Мебиуса». Первая строка стихотворения – точный рефрен последней. При этом  сцепление начала с концом должно быть и смысловым - финал темы одновременно является началом, тема повторяется до бесконечности.

Вот опять колесо повернулось, и все возродилось,
Ослепляет начало – кипенье страстей неизбежных,
Ты подвластна любви, и она, как великая милость,
Только время летит, а мгновения счастья все реже.

Исчезает восторг, но взамен получаем прозренье,
Нелегко защититься сознанью от грустных догадок,
Повзрослевшие дети имеют свой опыт и мненье,
А года все бегут, тает снегом их скудный остаток.

Стали внуки роднее и ближе, чем взрослые дети,
На висках седина, но второе дыханье открылось,
Не пугает конец, он приходит, как шквалистый ветер…
Вот опять колесо повернулось, и все возродилось.

№5.
Заметим, что форма стихотворения, где последняя (или первая) строчка каждой строфы – рефренная, венком не является, ибо начало стихотворения здесь не сцеплено с его концом.
Например, нельзя считать венком  стихотворение «Укрощение строптивого»:

Мне не уснуть. Опять её капризы…
Я с логикою женской не в ладу,
Ведь, что ни встреча - новые сюрпризы…
Где средь зимы я ландыши найду?!!!

Мне не уснуть…- Она меня приучит? -
Да кто сказал вам эту ерунду! -
С другой помру со скуки… только мучит,
Где средь зимы я ландыши найду?

Мне не уснуть, - мы в Гималаи едем,-
Я там с любимой отпуск проведу:
На гору влезем на велосипеде,
Где средь зимы я ландыши найду...

№6.
Сцепление словами.
Первое слово каждой последующей строки повторяет последнее слово предыдущей строки; первое каждого катрена повторяет последнее слово предыдущего катрена; последнее слово последнего катрена повторяет первое слово первого катрена. Т.о. стихотворение закольцовано первым и последним словами каждой строки.

Сулит цыганка мне и счастье, и успех,
успех у многих – наслажденья не приносит,
приносит скуку от бессмысленных потех,
потех не надо… я - покинутый Иосиф,

Иосиф, брошенный в колодец на потребу,
потребу братьев, и не Бог замыслил путь…
Путь у любви моей летящим к звездам нЕ был,
не бЫл звенящей песней радости, но пусть,

пусть всё не так, как нагадала мне цыганка,
цыганка словом обольщает, как пиит.
Пиит и я: моей поэзии огранка -
огранка добрая, и счастье мне сулит.
               
№ 7.
Сцепка через межстрофную рифму и через рефрен первой  строки  в последней. Это уже знакомая нам ТЕРЦИНА с рифмовкой aba bcb cdc…, где последняя, заключительная строка повторяет первую.

Я не одна, я голос Бога слышу.
Мне каждый горький опыт - благодать.
Я мир творю и от него завишу.

Меня хранит невидимая рать,
Пока душа гореть не перестала.
А сколько ей осталось, надо ль знать?

В пути ошибок сделано немало.
Уже знаком прельщений аромат,
Что счастьем мнилось, таковым не стало.

Иду вперед, подняв на Небо взгляд,
И только свет, что был ниспослан свыше,
Ведет меня, когда вокруг разлад.

Я не одна. Я голос Бога слышу…

№8.
Сцепка начала с концом двумя рефренными строками.
Знакомый нам триолет — твёрдая форма: ABaA abAB или же ABbA baAB (заглавными буквами обозначены повторяющиеся строки).

Любовь строптивость разметала в клочья.
Была я прежде дерзкой и колючей.
А нынче – просто ангел! Между прочим,
Любовь строптивость разметала в клочья!
Я ставлю вместо точек многоточья,-
Упреками напрасными не мучай:
Любовь строптивость разметала в клочья,
Была я прежде - дерзкой и колючей!

№9.
Можно считать венком и восточную твердую форму – ГАЗЕЛЛА, состоящую  из цепи своеобразных двустиший (бейтов), которых должно быть от 5 до 12, по 8 слогов в каждой строке, со схемой рифмовки: аа ва са dа; в первом двустишии рифмуются оба стиха; последнее двустишие должно повторять первое.

На берегах далёких стран,
где южный ветер солнцем пьян,
где острые подножья скал
покорно лижет океан –
там старятся мои мечты.
Покинув город Зурбаган,
они ушли из детских снов.
На яркой зелени полян –
надежд засохшие цветы
и замыслов сухой бурьян.
А где-то в зарослях густых
под сетью спутанных лиан
лохмотья алых парусов –
любви истлевший талисман
Всё, чем жила, всё, чем живу –
всё спрячет времени бархан
на берегах далёких стран,
где южный ветер солнцем пьян…
                (Евгения Ткалич – автор СТИХИ.РУ)

Уверена, что вы найдете на сайте (а, может быть, уже писали их сами!) примеры других способов плетения венка. Жду ваших ссылок – все интересные примеры я включу в текст статьи.

Разговор о венках у нас с вами еще не закончен. В следующий раз мы разберем венки, состоящие из нескольких стихотворений, разными способами сцепленными друг с другом – именно такие и предлагались на Конкурс «Мастер класс». Речь пойдет не только о знакомых вам Венках Сонетов.

Продолжение см. http://www.stihi.ru/2011/12/16/3629