24. Точиловы. Из книги

Галина Рудакова
               
                Из очерка "Бабушкины обереги"

В 1990 г совхоз развалился, люди стали  жить за счёт своих частных  хозяйств: скота, рыбалки, охоты. От ферм в Кургомени осталась только колонка, – вода на ней бежит днём и ночью, и  земля вокруг уже заболотилась. Дорога разрушается, мосты через речки Ундыш и Топсу в таком состоянии, что по ним страшно ездить. Хорошо, хоть переправа в Рочегде работает летом постоянно, благодаря этому и не глохнет жизнь в близлежащих деревнях.
 
Ныне в Кургомени проживает человек 50 – 70, в основном, те, у кого дома стоят у дороги. В летнее время и другие деревни оживают... Красную Горку, где сосны заповедные растут, давно деловые люди облюбовали, лес там разделывать стали. Эстакады были наделаны, земля вся разворочена, мост через Ундыш сломан. Больно смотреть на это было. Как только с ними ни боролись.
 
 А ведь местный  художник В.М.Точилов эти сосны на своих картинах изобразил. За самобытность его работы даже в Архангельске выставляли. Только благодаря его стараниям, как депутата,  удалось  сохранить сосны в первозданной красоте. Бывший фронтовик, он никогда не сидел без дела,  не отделяя судьбу деревни от своей. Работал и механиком, и поля на тракторе пахал, и электросвет проводил в деревню, и мостики через Ундыш соорудил такие, что до последних лет целы были, никакое половодье не смыло.
 Посмотришь, бывало, на реку, а мостик посередине далеко плавает – привязан надёжно проволокой к берегу. Вода опадёт – и мостик на место ляжет. А сколько печей Валентин Михайлович в деревне сложил – не сосчитать! Человек разносторонних способностей, он в праздник и на гармошке, и на балалайке мог сыграть, за которой сходил в молодости  пешком в райцентр за 50 км. Картины писать начал, уже выйдя на пенсию, и написал их около 70. Большая часть их ныне в районном музее хранится.

 А за соснами следят  дочери Валентина Михайловича Нина и Татьяна, люди такие же неравнодушные. Выйдя на пенсию, переехали с мужьями в родную деревню, чтобы ухаживать за престарелыми родителями, да так и остались. Завели скот, занимаются фермерским хозяйством. С детства привыкли жить в постоянном труде, находиться в центре жизни. Быстрая, энергичная Нина и степенная, рассудительная Татьяна, обладают они даром житейской мудрости, ответственности за всё, происходящее в деревне. Многих снабжают они молоком, а если едут в соседний посёлок Рочегду на своей машине за продуктами, всегда берут с собой односельчан.
 
Зимой мало кто в деревне остаётся. В одном конце они, в другом Патюковы, Валовы да Слинкины, а посередине Кузнецовы, воспитавшие семерых детей. Хранят деревню от лихих людей, которые, случается, сюда заглядывают,  дома пустые разоряют.
 Живут люди, пока рядом посёлок Рочегда есть.  Был, говорят, мужик один там, траву какую-то всё собирал – бель. Говорил: «Дерево стало слабое, люди слабые. Скоро и мыка коровьего не услышишь, и хоронить будет некого»...
 
Собираются теперь кургомёна в Ильин день со всех концов области, бросив все дела, чтобы повидать родные места, встретиться с односельчанами. Ведь здесь, как всегда, гулянье  у озера, под Лидиньшиной.  Местный предприниматель столы соорудил, из соседней Топсы молодёжь с концертом приходит, а из Рочегды вокально-инструментальная группа приезжает, – весело, одним словом. Молодёжь купается в озере, если тепло. А пожилые люди частушки да песни поют под гармошку. Восьмидесятилетняя тётя Анна Патюкова не меньше сотни их каждый раз пропевает, с притопами да приплясами...

                На фото: А.П. и В.М.Точиловы.