Похвальное слово Дмитрию Карамазову

Ефросиния Радость
Наверняка каждое произведение, прочитанное человеком, не проходит бесследно для его мировоззрения, которое обязательно так или иначе  изменится: либо укрепится уже сложившаяся жизненная позиция, либо она же претерпит некоторые коррективы, а иногда и совершенно по-новому удастся взглянуть на привычные вещи.  Безусловно, в большей степени это касается произведений таких глубоких личностей, каким является Достоевский.  Создаваемые им образы героев невозможно оценить однозначно. Те чувства, которые вызывает герой в начале произведения могут с точностью до наоборот изменится к тому моменту, когда вы приступите к эпилогу. А разве не  так бывает и в нашей реальной жизни, когда человек вдруг рассматривает в давно знакомом  и, казалось бы, раз и навсегда воспринятом ближнем те черты, о которых раньше  не догадывался.  Вот это и есть удивительный дар слова и глубокого понимания жизни, который дается  Богом писателям -  ГЛУБОКОЕ понимание человека!  В романе «Братья Карамазовы» глубина и неоднозначность есть в каждом образе, и у каждого героя она своя.  Достоевский не дает оценок, а как бы нарочно запутывает чувства читателя (в этом отношении книги далеко позади себя оставляют кинематограф, где режиссер «рекомендует»  зрителю каждый персонаж как положительный  или отрицательный).  И в итоге каждый читатель поражен «своим» открытием человека. Одним из  наиболее поразительных открытий для меня   явился образ Мити Карамазова (наверное не случайно Митей Дмитрий Карамазов стал лишь во второй части романа, когда он и открылся в полной мере). Ну что, казалось бы, может привлечь в человеке, постоянно кутящем, «прожигающем» свою жизнь в столь непристойных для молодого человека занятиях? «Офицер-недоучка», каким считает его брат Иван, кутёжник и транжира, коим считает его отец и всё ближайшее  окружение,  и при этом , казалось бы , необоснованная  особая  любовь брата Алёши (хотя сложно представить, иное отношение Алеши вообще к кому бы то ни было), преданность и любовь «слуг» (хозяев съемной квартиры, трактирщика и т.д.).  Разгадка явится позже, в пьяном дыму постоялого дома в Мокром, на суде. Именно здесь станет понятным, что именно с самого начала бессознательно привязывало душу читателя к душе Мити Карамазова. Честность, благородство, искренность, на которую оказались неспособны «уважаемые» люди провинциального городишки и которое открылось в «опустившемся» гуляке. Две бездны, которые может одновременно созерцать человек – и самую низкую и самую высокую - как метко Достоевский отметил эту особенность человеческой души, каждой души, каждого человека (что особенно важно!). Эти бездны и созерцал Митя в своей душе и томился этим, постоянно боролся с самим собой, и эта ИСКРЕННЯЯ борьба, естественно, была заметна другим. Но ведь такая же борьба идет и в каждом человеке, и каждый герой романа боролся по-своему…   Кто-то, смиряясь с подлостью, раболепствуя перед ней в своем сердце, пытался красиво предстать и не посрамить своей чести (мнимой, иллюзорной чести) перед  другими; кто-то удобно и прагматично «врал» самому себе, искажая истины для собственного блага и тем самым усмиряя совесть;   кто-то просто не обращал на эту борьбу никакого внимания, глушил подобные мысли всеми возможными способами…  Варианты отношения к борьбе на «поле битвы», в сердце человека, Достоевский описал во всей полноте и многообразии. Тот путь, который избрал Алеша – это эталон, христианский образец  для подражания – он как скала, несокрушимая и твердая, укрепляемая помощью Бога проходит чрез все испытания,  причем о себе он как будто забывает, помогая другим  и вникая в душевные муки каждого.  Но этот путь очень сложен, и не каждый способен на такую высоту, но каждый может и должен к ней стремиться, на что и вдохновляет образ Алеши. Не случайно, старец Зосима, благословляя Алешу идти в мир произнёс – «и в миру как инок будешь». Действительно «иной» путь, который не каждый  вместит. А срединный путь – это путь Мити. Много оплошностей, ошибок, греха, но он постоянно корит себя, пытается вернуться, начать сначала « по честному» … и если  человек (читатель) забывает  и прощает всё, даже можно сказать начинает любить за его детскую простоту, незлобивость, искренность и покаяние, то тем паче милосердный Господь! Здесь видится такая простая отгадка великой жизненной загадки - «чего  ждет от человека Бог?»…. Сердце, в котором сам человек видит немощи, грязь, таящиеся в нем, не пытается спрятать или замаскировать их  под «благородство», не обманывает ни себя ни других, искренно пытается быть честным и благородным, ошибаясь, падая, но всё это искренне и без лицемерия! Вот  этого малого дара – сердца, хоть и грешного, но отданного Богу! А уж Он его очистит и «убелит»! Дмитрий Карамазов всё равно как  мытарь, благоразумный разбойник  своего времени, современный не только своему веку, но и веку XXI. Его образ помогает  с особой остротой понять,  почему и за что любит и прощает Бог мытарей, блудниц и разбойников всех времён и народов,  понять  и полюбить человека, начиная с себя (ведь не понимая и не любя себя нельзя полюбить и понять другого).