Диалог о продвинутости

Тепляков Алексей Борисович
   - Осторожнее, Рэндольф! Разве ты не видишь, что садишься на Кёрли?
   - Опять этот пёс... Почему он так не любит гулять на улице?
   - Что породистому малышу делать на улице? Садись и не ворчи.
   - Найджел звонил сегодня?
   - Звонил. Твои внуки здоровы и шкодливы, их мать независима, на службе у Найджела всё в порядке, тебе привет от сына и внуков.
   - Да... Это хорошо...
   - Хорошо.. Только никак не могу понять, почему он приклеился к этой особе, когда там столько девушек...
   - Это твоя любимая тема... Уймись ты, дорогая, сделанного не изменишь.
   - Нужно же думать, какая мать будет у твоих детей!
   - Они все сейчас такие, ты прекрасно знаешь...
   - А ты что-то имеешь против современных женщин, старый ворчун?
   - Я что-то имею против? Это ты опять зудишь о ней! Моего мнения опять никто не спрашивает. Мне много что не нравится, но я молчу.
   - Правильно! Ты и должен молчать и быть виноватым!
   - Почему я должен?
   - Ты же мужчина! Ты опять забыл, что у нас теперь равноправие?
   - Это не значит, что я должен быть виноватым.
   - Определённо, именно это оно и значит!
   - Ты говоришь вздор, дорогая.
   - Это не вздор! Теперь женщина всегда права! Ты что, не видишь, как теперь вокруг люди живут и рассуждают?
   - Ерунда. Если женщина совершает преступление, её так же, как мужчину, сажают в тюрьму.
   - Не всегда сажают. Если женщина скажет, что её насильно заставили лечь с мужчиной в постель, а мужчина скажет, что это было по взаим-
ному согласию, а доказательств своим словам не предъявляют, то верят женщине, а в тюрьму сажают мужчину.
   - Бэл, опомнись! Тебе нравится, что ли, что женщина может соблазнить мужчину и без доказательств отправить его в тюрьму?
   - А что тут плохого? Молодёжь говорит, что это цивилизовано, и наш сын с этим согласен. Вот до чего прогресс дошёл!
   - Я не слышал такого от Найджела. Мужчина не может быть согласен с таким маразмом, ты его неверно поняла, видимо.
   - Прекрасно я всё поняла. Женщины честнее, они редко обманывают. Поэтому надо верить женщинам.
   - Это он пошутил, наверное. Женщины тоже жульничают. Надо каждое дело разбирать основательно. И что мы можем знать об этих делах?
Мы и в суде никогда не бывали. Может быть, там всё не так, как нам рассказывают. Склонны верить женщине - это одно, а кому поверят в
итоге - это другое.
   - Надоело твоё брюзжание, Рэндольф! У нас равноправие, поэтому ты неправ. Вопрос исчерпан... Ты же не забыл, я надеюсь, что мы с тобой
обещали нашим детям не быть отсталыми старыми развалинами, а стать продвинутыми современными людьми?
   - Вы послушайте, что она говорит! Ты вспомни, сколько нам лет, и в какие годы мы были продвинутыми современными людьми!
   - Но ты же обещал!
   - Это ты обещала, а я молчал, чтобы не спорить.
   - Молчал - значит обещал! И теперь обязан мыслить современно и не огорчать детей!
   - Это дети обязаны не огорчать нас!
   - Мы должны шагать в ногу со временем, пока мы живы!
   - Шагаю я, шагаю! Хорошо тебе шагать, ты на восемь лет меня младше! А я уже устал маршировать...
   - Старайся, и достигнешь этого!
   - О-о-о... Да-а-а...
   - И хватит стонать! Кёрли нервничает!.. И чего ещё спорить об этом?.. Сам же видишь, что по телевидению показывают.
   - И что же там показывают такого важного?
   - Показывают всё про жизнь! Показывают, что добрые и образованные родители не пристают к детям с древней моралью, а великодушно
позволяют детям погружаться в современный разврат!.. Ой! Тьфу! Спуталась... В современный маразм! Ой, опять спуталась... Это ты меня пу-
таешь, и я забываю, как нас учили называть чёрное белым... Тьфу! Белое чёрным! Тьфу!... Нет, я не против чернокожих... Как это говорится-то?
Ну ты же понял меня! Родители не должны мешать детям жить при современных ценностях!
   - А! Ты теперь жизнь по художественным фильмам познаёшь! Твой собственный опыт и твои чувства тебе стали не важны!
   - Мало ли в чём мы заблуждались?! Мы были в плену традиций и стереотипов.
   - О каких стереотипах ты говоришь? Что любовь должна быть крепкой и верной, что в интимную связь надо вступать с законным супругом
после свадьбы и ни с кем другим, что надо всю жизнь быть верными семье и не искать приключений где-то вне её - это, что ли, ты теперь на-
зываешь стереотипами и порицаешь?
   - Конечно, это стереотипы. Зачем-то мучиться без секса до свадьбы, зачем-то ограничивать себя связью с единственным супругом в заму-
жестве, зачем-то лишать себя возможности отбросить старые семейные путы и искать новое счастье - всё это стереотипы и лишние преграды,
мешающие человеку жить полной жизнью.
   - Бэл! Ты вышла за меня замуж девственницей, мы всю жизнь были верны друг другу и семье, мы находили счастье в заботе о детях и друг о
друге, а не в блуде с кем-то посторонним - и теперь ты хочешь это всё назвать лишним, назвать стереотипами, мешавшими нам жить? Разве
ты была несчастна со мной и с детьми всю жизнь?
   - Нет, пожалуй... Я удовлетворена своей жизнью...
   - Если это не так, то не ври мне!
   - Зачем я стала бы врать об этом на склоне лет? Мы достаточно знаем с тобой друг друга.
   - И разве ты мучилась до свадьбы без секса?
   - Я не мучилась. А вот ты, я думаю, мучился! Хе-хе-хе!
   - И я не мучился. Просто надо было немного потерпеть, и я терпел. Мы всю жизнь вынуждены что-то терпеть, не так ли? Следовательно де-
лать из этого трагедию не надо. Многое в жизни требует терпения гораздо больше, и люди терпят всю жизнь и не считают из-за этих мелочей
свою жизнь загубленной. И далее... Разве тебе хотелось изменять мне, и ты страдала без этих измен? Разве тебе хотелось развестись со мной и
искать каких-то иных удовольствий после разрушения нашей семьи?
   - Рэндольф, ты говоришь глупости. Мы с тобой прожили хорошую жизнь, и я нашей семейной жизнью довольна. 
   - Дорогая, мы всегда любили и ценили друг друга. Вспомни, как было волнительно и сладко, когда мы ещё не были женаты, и я ухаживал за
тобой. Я был очень рад, что у тебя не было мужчин до меня, и за это ценил тебя ещё больше. Это инстинкт мужчины, это заложено в натуре
мужчины - желание иметь женой свою женщину, не принадлежащую ещё кому-то, и радоваться своим детям, своим, несущим свою, а не чу-
жую, наследственность. Вспомни, как нам было хорошо в кругу семьи - и в молодости, и позднее с детьми! Наши вечера по праздникам, да и
в обычные дни тоже - это же было счастье, тепло близких людей, домашний уют!
   - Да, это было чудесно, дорогой, я и не спорю...
   - Как же ты могла назвать стереотипами то, что делало нас счастливыми? Как ты можешь относиться пренебрежительно ко всему, что было
нашей жизнью, нашим счастьем?
   - Нет, нет, Рэнди, я ценю всё, что мы пережили вместе, но я говорю о других вещах. Мы с тобой были так воспитаны, нам с детства внуши-
ли почтение к тем ценностям, которые мы и почитали всю жизнь - верность, приоритет сохранения семьи и всё такое. Поэтому мы и были
счастливы этими ценностями. А если бы нам с детства внушили, что можно быть свободными в сексе, и что семья не является нерушимой
догмой, то мы могли бы, не ссорясь и не страдая, иметь интимные отношения с другими людьми, кроме супруга, могли бы встретить каждый
другого человека и быть с ним более счастливыми, чем в нашей семье, развелись бы без скандалов, спокойно. Всё это добавило бы красок
нашей жизни.
   - Что за чепуха! Я поверить не могу, что слышу такое от тебя! Как же дети? Сколько им не объясняй, почему папа и мама развелись, дети бу-
дут всё равно страдать от этого. Детям нужно, чтобы любящие родные люди были вместе и были рядом!
   - Потому, что их так воспитали. Если бы детям говорилось, что родители не обязательно будут всегда вместе, то дети были бы готовы к раз-
воду родителей и не страдали бы от него.
   - Что ты сказала? Детям внушать, что семью не надо хранить? И как ты стала бы это внушать маленькому ребёнку, которому два, три или че-
тыре года? Опомнись, ребёнок ничего не понял бы, он просто мучался бы и плакал бы, если бы родители развелись.
   - Да ладно, маленького ребёнка всегда можно обмануть - сказать, что папа куда-то уехал, но потом приедет и привезёт подарки.
   - Но ребёнку будет не хватать отца, ему будет хотеться, чтобы рядом был отец, а не тот чужой дядя, которого мама нашла для своих собст-
венных радостей.
   - Значит, вообще не надо ребёнку знать своего отца, чтобы не мучался его отсутствием, пусть думает, что все дяди одинаковые.
   - Как ты себе это представляешь? Вообще не жить вместе? Вообще лишить мужчину права держать на руках родного ребёнка? Или разрешать
отцу приходить к ребёнку раз в неделю среди разных чужих мужчин? Ты понимаешь, чего ты хочешь лишить и отца и ребёнка?
   - Перестань портить мне настроение, мне это не нравится.
   - А когда ты вспоминаешь, что твой сын и твоя дочь живут раздельно с бывшими супругами, и их дети, наши внуки, растут в условиях этой
розни, у тебя не портится ли настроение? И кто же его портит, я или кто-то другой?
   - Оставь в покое наших детей! Даже из наших сверстников многие развелись и не по одному разу. Чего же ты требуешь от молодых?
   - Чтобы о детях заботились, а следовательно - чтобы рожали и растили детей в нормальной семье, а не разводились! И что значит "ты тре-
буешь"? Этого требует человеческая природа, человеку свойственно любить, а не быть эгоистом, свойственно привязываться к близким людям
и стараться сохранять верность им даже в трудных ситуациях, заботиться о них, и в этом видеть полноту своей жизни, а не в поисках способов
ублажать свою похоть и развлекаться.
   - Конечно, Рэнди, я согласна, но это не у всех получается!
   - Но люди должны стараться, чтобы получалось! А сейчас детям с малых лет внушается пренебрежительное отношение к этим важнейшим
человеческим качествам! Как они будут стараться соблюдать любовь и верность, если их приучают заботиться о себе и считать разводы и по-
кидание семьи нормой и цивилизованностью?
   - Вот, мы растили Найджела и Кэролайн в уважении к семейным ценностям, и что из этого вышло? Найджел уехал в полный соблазнов
Вашингтон, Кэролайн осталась жить в провинции, но обоим им пришлось развестись! Что толку от нашего воспитания? Но это мои дети, я
люблю их, я верю, что они будут в жизни счастливы!
   - Бэл! В том и беда, что общественное мнение в целом уходит от целомудрия и от семейных ценностей. Мы учили детей одному, а это об-
ществененое мнение изменилось и учило их другим вещам. И наши дети на наши слова взирают, как на брюзжание отупевших закомплексо-
ванных стариков, на которое можно не обращать внимание, только согласно кивают нам головами, чтобы мы успокоились и отстали. Они
многого лишены, не имея хорошей семьи с биологическими родителями своих детей. Мне жаль их и жаль наших внуков!
   - Они не будут несчастными, они смогут найти радость в жизни.
   - Но у них нет того, что было у нас! Вспомни, как мы дружно и радостно жили все вместе до совершеннолетия наших детей! Подумай, если
бы мы были с тобой в ссоре или в разводе, или если бы вместо одного из нас вообще пришёл бы другой, неродной детям, человек - разве
было бы так хорошо? Если бы я и ты, находясь в семье с детьми, грезили бы о каких-то любовниках, разве мы не тратили бы на это ту любовь,
которая доставалась супругу и детям? Психические силы человека не безграничны! Когда тратишь их на любовника, то наносишь ущерб семье
и детям, и не верь тем, кто утверждает обратное!
   - Я не знаю... Таких семей, как наша, не так уж много... Мы действительно жили очень хорошо, хоть и не на всё нам хватало денег... Я затруд-
няюсь представить себе, что с другим человеком или в серьёзной ссоре мы смогли бы быть так счастливы... Это правда... Но сейчас другая
жизнь... Потеряв что-то важное в семейной жизни, наши дети, вероятно приобрели что-то иное, непонятное нам.
   - То, что они приобрели взамен, сейчас принято называть красивым словом "свобода". Но вся история человечества показывает, что челове-
ку свойственно жертвовать свободой ради дружбы, любви, внимания и заботы в кругу близких людей! В свободе нет счастья! Для счастья тре-
буются лишь несколько капель свободы, а много требуется хороших отношений в обществе. Даже первобытные дикари знали, что жизнь в
племени - это обязанности, это несвобода, но в одиночку долго не проживёшь и радостен не будешь. А что такое создание семьи, как не нало-
жение на себя уз? Но люди добровольно - понимаешь?! - свободно налагают на себя эти узы, ограничивают свою свободу, чтобы быть счаст-
ливыми, и делают это много тысяч лет. И вдруг какие-то наглецы заявляют в двадцать первом веке, что семейные узы - это обуза, которую
можно сбросить на обочину или вообще не брать на себя! Наглецы, говорящие такое - это ненормальные люди. Пойми, Бэл, они ненормаль-
ные: как бывают физические уродства, как бывает умственная недостаточность, так у такого человека уродлива душа. Может быть, именно по
этой причине многие из них не верят в существование души и презрительно относятся к религиозности других людей. А нарушение целомуд-
рия, потеря девственности до супружества - это заведомое заложение бомбы с часовым механизмом под здание будущей семьи. Как такой че-
ловек, особенно девушка, будут хранить семью, если в них тяга к сиюминутным удовольствиям сильнее способности терпеливо и последова-
тельно строить что-то большое и прекрасное? Конечно, они будут готовы пренебрегать интересами супруга, детей, да и кого угодно, ради сво-
их прихотей и похотей, а назовут этот эгоизм поиском счастья и полнотой жизни.
   - Как ты можешь говорить такое о наших Найджеле и Кэролайн?
   - А как мы могли говорить нашим детям, когда они шкодили в детстве, что они поступили дурно, и должны исправиться?
   - Наши дети не были виноваты в разводах. Я уверена, что виновны их супруги.
   - Я тоже хотел бы в это верить. Но, в любом случае, нынешние нравы оказали влияние и на наших детей и на их супругов. Всё было бы ина-
че, если бы общество резко осуждало внебрачные связи и разводы - люди серьёзнее контролировали бы свои поступки, семьи не разрушались
бы, и детям не приходилось бы страдать из-за этого.
   - Общество не может подстраиваться под таких стариков, как я и ты, Рэндольф, нормы приличного поведения в обществе изменяются. Сей-
час не только внебрачные связи становятся нормой, сейчас повсюду гомосексуалисты свободно разгуливают и специально привлекают к себе
внимание.
   - Вот видишь! И ты заметила, что они это делают специально! И что в этом хорошего?
   - Они борются за свои права. Это - демократия.
   - А дети видят это навязчивое присутствие геев и лесбиянок, видят, что это не возбраняется, и беспомощный детский ум принимает это, без
взвешивания и рассуждения, в качестве нормы. А затем, когда подросток переживает неприятности, размолвки с близкими людьми, или прос-
то скучает, к нему приходят гомики и зовут его в своё общество, зовут вежливо, проявляют участие и заботу, чтобы завлечь ещё один предмет
вожделения в свои притоны, и молодая психика, в которую вбит стереотип нормальности их извращений, не оказывает должного сопротив-
ления этой подслащённой мерзости и позволяет втянуть в противоестественную грязь ещё одного человека. А затем этот человек делает вид,
что ему нравится гомосексуализм, чтобы остаться в обществе, где встретил утешение в момент печали. Представь себе, сколько таких людей,
которые могли бы жить нормальной жизнью с партнёром противоположного пола, и не чувствовать потребности в гомосексуальных связях,
попало в лапы гомиков таким способом! Ради детей, ради нормально сексуально ориентированного большинства, гомосексуалисты не долж-
ны иметь права показывать свою нетрадиционную ориентацию нигде, кроме своих притонов, куда вход несовершеннолетним должен быть
запрещён. Что это за демократия, если меньшинство оскорбляет чувства большинства, соблазняет детей, а большинство вынуждено всё это
терпеть и не может защититься, потому что средства массовой информации и даже полиция поставлены на охрану извращенцев и готовы пре-
следовать тех, кто пытается отстаивать права нормального большинства?
   - Да, пожалуй, принципы демократии здесь явно нарушаются. Но ты мне скажи, как юноша или мужчина с традиционной ориентацией мо-
жет притворяться гомиком, если у него не может возникнуть реакция на человека мужского пола? Очевидно, если юноша, попробовав, остаёт-
ся среди гомиков, то у него нетрадиционная ориентация, и он попал к своим.
   - Да, притворяться было бы, пожалуй, невозможно... И если человеку нравится в обществе гомосексуалистов, значит там у них между собой
хорошие комфортные взаимоотношения... Впрочем, мы не знаем, что там у них происходит: возможно, юноша выступает только в роли пас-
сивного партнёра, не имея реакции на мужчин, воможно и то, что людей запугивают расправами, если они хотят выйти из круга гомиков - я
думаю, все эти варианты могут иметь место. В любом случае, ребёнок ещё слишком мал, чтобы определить свою сексуальную ориентацию, а
значит - больше вероятности, что он имеет обычную для большинства предрасположенность, и ребёнка следует воспитывать в традиционном
образе человеческих отношений, а если он прирождённый гомик, то этот путь пусть выбирает в совершеннолетнем возрасте. Детей надо обе-
регать от лжи и от растления, ребёнок должен быть ребёнком, а не сексуально озабоченным существом - это очевидно!
   - И как ты оградишь ребёнка от влияния других детей, которые тоже могут растлевать сверстников или младших?
   - Нужно воспитывать всех детей, а не одного! Все должны следить за всеми детьми, это известно и не ново! Дети не должны оставаться без
внимания взрослых! Дети должны знать, что общественное мнение признаёт аномальными вещами гомосексуализм и вообще разврат!
   - Итак, ты опять намекаешь, что Кэролайн - плохая мать...
   - О, Бэл! Я же специально не упоминал Брайана...
   - И я специально не упоминала его, но ты стал намекать...
   - Я говорил без намёков.
   - Ну конечно! Ты любишь читать нотации своим детям! По-твоему, Кэролайн только и делала, что ругалась с Уиграмом, и до Брайана им де-
ла не было!
   - Я знаю, что Брайана завлекли в пидерастическое сборище в пятнадцатилетнем возрасте, а как это было - я так же не знаю, как и ты. Я гово-
рю обо всех детях и о нашем обществе в целом.
   - Это ты делаешь трагедию из интимной жизни Брайана!
   - Мне не приходится делать из этого трагедию, трагедия случилась в моё отсутствие, а больше всех слёзы поэтому поводу льёт Кэролайн.
   - Она спокойно относится к выбору Брайана!
   - Кого ты и Кэролайн пытаетесь обмануть? Даже самих себя и то обмануть вы не в силах. Я вижу, как ты печалишься о Брайане, и вижу, как
Кэролайн старается не трогать этой темы в беседах или говорит об этом при людях с напускными спокойствием и жизнерадостностью, а поз-
же плачет в комнате или в машине.
   - Брайан нам дорог и такой! Ясно тебе? Педерастия - это не горе, чтобы плакать из-за этого!
   - Я своими глазами вижу ваше горе, это - наше общее горе, и зачем вы пытаетесь обмануть меня? Мать, отец, дедушка, бабушка, все родст-
венники растят ребёнка, любят его, носят на руках, ждут, что он вырастет здоровым и хорошим человеком и продолжит род, создав здоровую
семью! А ты хочешь меня убедить, что родственникам не горько знать, что, вместо оправдания надежд, их любимец принимает позу, чтобы
добрым и заботливым гомикам было удобнее его поиметь!
   - Замолчи, Рэндольф!
   - Ты что-то говорила о равноправии мужчин и женщин. Я мог бы учесть, что ты - женщина, и пощадить твою слабую женскую психику, ме-
шающую честно смотреть в глаза неприятной правде, но ведь ты стала, в угоду нынешним лозунгам, твердить об этом равноправии! И, конеч-
но же, тебе не понравилось, что с тобой говорят прямо, как с мужчиной! Когда женщина осознаёт свою слабость в различении правды и лжи
и в принятии нужных решений, тогда она полагается на помощь мужчины-родственника или мужа, и это в большинстве случаев приносит по-
ложительный результат. Когда же женщина полагается на себя, то становится лёгкой мишенью для различных обманщиков и мошенников. Из-
вестно, чтобы обмануть женщину, ей первым делом говорят, что она умница и красавица.
   - Да что с тобой, ты обидеть меня стараешься?
   - Я стараюсь убедить тебя быть моей женственной любимой Бэл, а не корчить из себя продвинутую эмансипэ на старости лет. Не для того
ли политики пропагандируют равноправие женщин, чтобы в их лице получить огромную массу легко поддающегося внушению и обману
электората?
   - Зачем ты стал говорить о политике? Я о другом говорю: я говорю, что для человека не слишком важно, один у него половой партнёр или
несколько, гомосексуалист он или обычный... как это слово?.. гетеросексуалист, кажется... Ничего плохого в этом нет.
   - Конечно, есть в этом плохое! Хотя бы то, что это хуже, чем нормальная ориентация и супружеская верность.
   - Откуда люди это взяли, что гомосексуализм и половая распущенность чем-то плохи? Это обычная вещь в природе. Помнишь, мы недавно
вместе смотрели фильм о природе, там показывали карликовых шимпанзе в джунглях, в Африке. У них не только половая распущенность, ты
видел, как там самцы просто в знак приветствия при встрече совершают друг с другом половые акты. Эти обезьяны называются бонобо. Ты
помнишь или нет?
   - Я помню, но ты говоришь смешные вещи.
   - Мне не смешно.
   - Бэл, неужели люди должны подражать обезьянам?
   - Я сказала: раз это есть в природе, значит это нормально. Ты понял?
   - Смотри, бонобо совершают гомосексуальные акты, кстати я видел даже обычных псов на улице, пытающихся это делать, когда им не хвата-
ет сук, а многие обезьяны и другие животные этого не делают. С какой стати людям выбирать для сравнения бонобо, а не тех, которые не за-
нимаются гомосексуальными сношениями, по крайней мере обычно не занимаются? Как раз в дикой природе мы и видим отчётливо, что пре-
обладает и движет жизнь и эволюцию связь самца и самки, а не игрища извращенцев.
   - Пусть даже так, пусть так, но гомосексуализм тоже имеет место и он не ужасен! Эти бонобо, гомики эти, про них сказали, что у них слож-
ные общественные связи, и они менее агрессивны, чем многие другие животные.
   - Но они не могут сравниться с человеком! Ты вспомни, что там ещё показывали в этом фильме! Помнишь, там был один детёныш бонобо, у
которого погибла мать - ну и как с ним обращались его соплеменники, эти твои добрые педики-бонобо? Он всё время сидел один, в подавлен-
ном настроении, его обижали, ему не доставалось еды. А посмотри на домашних кошек и собак: они не такие продвинутые, как обезьяны, и у
них нет привычки совершать гомосексуальные акты вместо приветствия, но они выкармливают даже чужих котят и щенков! О нет, гомосексу-
ализм признаком доброты не является! А лучше посмотри на людей. Первобытные дикари, не знавшие о религиозном отношении к супружес-
тву, по-твоему были добрее и гуманнее, чем позднее возникшие сообщества, исполняющие религиозные предписания о семье? Нет, Бэл, у ди-
карей нравы были пожёще. Язычники в античном мире, у которых половая распущенность и гомосексуальные связи процветали - разве они
были гуманнее христиан и мусульман, у которых и то и другое порицается? О нет! Это они пытали и казнили христиан, а не наоборот! Это
они получали удовольствие от гладиаторских боёв и от убийств животных на аренах своих амфитеатров. Зверство они совершали такое, и в
таком количестве, что, уверяю тебя, католическая инквизиция с ними далеко не сравнялась в жестокости. Мы знаем, что религиозные люди, к
сожалению, часто поступали дурно, но история показывает: самыми жестокими были те общества и народы, где процветали сексуальная рас-
пущенность и гомосексуализм. Думаю, это нельзя назвать случайностью. Глупо человеку подражать нравам животных, и на извращённых лю-
дей равняться глупо.
   - Что ты хочешь от меня услышать? Я - мать и бабушка, я всё равно люблю моих детей и внуков...
   - По-твоему, я их не люблю?
   - Если любишь, зачем все эти страшные слова?
   - Затем, чтобы правда называлась правдой, и ложь не овладела всеми! Если человек знает, что хорошо, а что плохо, он может раскаиваться в
проступках и пороках, он может исправиться. А иначе он купается в маразме и губит свою душу... Поэтому аморальные люди утешают себя
мыслью об несуществовании души или об отсутствии ответственности за грехи, стремятся отвергнуть все религии, почитающие Всевышнего
и проповедующие строгую мораль. Мы же с тобой всю жизнь ходим в церковь, Бэл...
   - Слишком велика разница между христианской моралью и жизнью в этом мире.
   - Нужно и жить в этом мире, любя ближних своих, и стремиться к высшему, к святому. У человека нет иного пути к спасению.
   - Думаешь, своим ворчанием ты спасёшь всех вокруг, и Брайана, и детей, и всех?
   - Откуда мне знать, я же не предсказатель. Но молчать, видя такое бедствие вокруг, не могу. У меня не такое воспитание.
   - Как же нам стать современными людьми?
   - Давай лучше постараемся быть честными и хорошими людьми, а остальное как-нибудь образуется.