Глава А2

Дюринг Евгений
     – Но никакого соединения, то есть синтеза, не произошло. Никакой амальгамы не получилось.
     – А в Японии?
     – Там разве по-другому?
     – Ну, если они такой хайтек делают... Индекс развития – почти 0.9. И Sony у них есть. И Годзилла. И аниме.
     – Это означает, что в хайтеке и массовой культуре у них своя ниша. И только.
     – Не какая-то ниша, не какой-то там погребок, а пентхауз. Особняк с поместьем.
     – Речь-то о другом.
     – ?
     – О ментальности.
     – Если они производят то, что покупают на западе, значит они и мыслят, и чувствуют по-западному. И даже в чем-то запад обгоняют. Сначала «Годзилла» появился, а потом уже «Парк Юрского периода».
     – До Годзиллы был Редозавр. На год раньше.
     – А «легенда о проклятой кассете»? А тамагочи?
     – Ну хорошо, в массовую культуру они встроились... Правда, Мураками они долго «своим» не признавали – считали, что он по-американски пишет.
     – Причем тут масскультура? Мураками – серьезный писатель.
     – И Брет Эллис – серьезный писатель.
     – Брет – самый лучший. У него есть стиль.
     – В том-то и дело. Когда нет ментального единства, нет и стиля. Там, где единство есть, стиль возможен. А где его нет, где все перемешано, но не соединено, не сплавлено, стиль не появится. Но это уже следствие – и не самое важное. Есть вещи поважнее литературы.
     – Ты, стало быть, искусства не признаешь?
     – Думаешь, я скажу: «хороший химик в двадцать раз полезнее поэта»?
     – Конечно не скажешь – ведь вместо поэта можно подставить философа.
     – Или скрипача. Или шахматиста.



                я знаю людей чья жизнь напоминает
                вторую партию матча на первенство
                мира по шахматам между Веселином
                Топаловым и Владимиром Крамником

                мужественная решимость
                фейерверк остроумия
                и в награду улыбка фортуны
                остающаяся незамеченной

                попытка взять у судьбы силой то
                что она предлагала добровольно

                мелкие ошибки
                потеря ориентации
                неоправданный риск

                непоправимое ухудшение
                позиции

                поиски выхода

                равномерная смена цифр
                на часовом табло

                яснеющий горизонт

––––––––––––––––––––
     1) Редозавр – оживший монстр, персонаж фильма «Чудовище с глубины 20 000 саженей» (1953).
     2) «Вы, стало быть, искусства не признаете?» – И. Тургенев. «Отцы и дети».
     3) «“Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта”, – перебил Базаров». – И. Тургенев. «Отцы и дети».