Воспоминания о поэте

Сергей Георгиевич Шапкин
Мариуполь вспоминает поэта Шапкина

  27.12.2011 09:45  Мария Королёва, Надо.ua

   

 В декабрьские дни в Мариуполе проходит месячник памяти самобытного мариупольского поэта Сергея Шапкина.

 С его поэзией - своеобразной, часто жесткой, грубоватой, «неудобной» для печати и бунтарской, Мариуполь широко ознакомился уже «после жизни» ее автора, в середине 1990-х годов. До этого стихи Сергея хорошо знали в кругу мариупольских поэтов-бунтарей «переломной» эпохи, в общественном движении «За чистый Мариуполь», за переименование города Жданова в город Мариуполь, других политических движениях, где он принимал участие.

 Он читал свои стихи прямо на мариупольских улицах, на московском Арбате – люди просто останавливались и слушали… Раздаривал написанные стихотворения на клочках бумаги – до сих пор их все не удалось собрать. Его знали и ценили в Москве, Санкт-Петербурге.

 При этом у мариупольского поэта при жизни вышло лишь одно печатное издание стихов – и то коллективное – сборник «Вертеп», куда вошли, помимо Сергея, работы плеяды московских поэтов. Там всего несколько стихотворений мариупольца – из сотен и тысяч им написанного.

 Уже после того, как Сергея Шапкина не стало, в Мариуполь стали приходить письма – от Союза писателей России (где Шапкин, кстати, принципиально не состоял), от Международного сообщества писательских союзов, от редакции «Литературной газеты». Из столиц обращались к мэру Мариуполя (тогда им был Михаил Поживанов), в отдел культуры, в Мариупольское общество греков (поэт был греком по матери) – с просьбами о печатном издании, а потом – о переиздании творчества «нестандартного и интересного поэта» Сергея Шапкина.

 «Стихи Сергея Шапкина не вписываются в общепринятые литературные рамки так же, как когда-то не понимали и не могли классифицировать гений Хлебникова, неуемность Есенина, темперамент Маяковского. Однако самобытность Сергея Шапкина перешагнула его гибель – теперь его книги уже рассматривают как факт подлинной литературы», - писал в своем письме в Мариуполь председатель Союза писателей России В. Ганичев.

 Затем московский Институт Литературы РАН (им. М. Горького) обратился в Мариуполь с рекомендацией создать музей поэта.

 Я усталой зарею светил в обезлюдевший мир Земли


 Я наизнанку вывернул солнце, чтобы загнулись лучи


 Я пролетал по просторам, которым – не видно концов! –


 Я все это знал, потому что я проверил любовь… (С. Шапкин)

 Сейчас в Мариуполе, но не по инициативе властей, а усилиями матери Сергея Лидии Александровны Шапкиной и близких поэта вышло множество изданий его книг. Спонсорами выступали, в основном, крупные предприятия города. Сейчас мать и близкие также готовят к изданию трехтомник избранных сочинений Сергея Шапкина.

 В родительском доме поэта в мариупольском поселке Волонтеровка создан его дом-музей. Здесь, как и при жизни Сергея, стоит на полочках его огромная библиотека, плакаты любимых исполнителей и репродукции картин, подаренные поэту картины неизвестных авторов. А рядом – издания его поэзии, которых он так и не дождался, но которые предвидел. Ведь писал же он при жизни, когда и намека на появление его дома-музея не было:

 «Когда придут в мой «Дом-музей»,


 То там не будет тапочек, контроля,


 И прочей бюрократии вещей


 /Вплоть до пароля/…».

 По соседству в волонтеровской ОШ №39 действует еще богатый экспонатами музей творчества Сергея Шапкина «Младенец вечности». За это просторное помещение бессменный директор музея Лидия Шапкина благодарит директора школы Наталью Веригину и председателя КСН «Волонтеровка» Василия Колониари. И отнюдь не благодарит управление культуры горсовета, которое помощи в создании музея толком не оказало и теперь не оказывает.

 В музее часто бывают дети - так они приобщаются к поэзии. Ведь ребенок еще не знает, что стихи «не модны», пока ему об этом не рассказала массовая культура. «Некоторые малыши знают стихи Сергея наизусть. А однажды они «выкопали» у меня в музее сборник «Вертеп» и третьеклассница Альбина сама выучила «Исповедь Арлекина» московского поэта Зубкова, а через несколько дней пришла и гордо прочла мне», - говорит Лидия Александровна.

 Работа музея не ограничена творчеством Сергея Шапкина – он служит еще и литературной гостиной. Здесь проводятся вечера, посвященные другим поэтам - например, Тарасу Шевченко или Сергею Есенину.

 Конечно, отдаленность музея ограничивает его возможности: сюда трудно приехать из других школ, отсюда трудно вывезти экспонаты на выставку в другой район.

 Пророческий пыл не для нежности.


 Боль – его привилегия.


 Я творю не для внешности.


 Это – моя стратегия. (С. Шапкин)

 Сергея Шапкина не стало перед Новым, 1995 годом. Он не дожил до 35-летнего юбилея, прожив короткую, бурную, сложную и неоднозначную жизнь, в которую уместилось так много разных и прямо противоположных явлений («Когда-то любил я трагедии (теперь как трагедия – сам!»). Чем-то его жизнь и смерть сходны с таковыми Сергея Есенина: даже трагический конец их путей наступил в конце декабря.

 В каком-то смысле Сергей Шапкин опередил свой город: в конце 1980-х его «космический эпос», поэтический голос из потусторонних миров был мариупольцам, воспитанным на атеизме, просто непонятен, очень жесткая гражданская лирика пугала советских граждан, а очень откровенная любовная лирика заставляла благовоспитанных горожан в ужасе затыкать уши.

 Но Мариуполь, о котором поэт писал «Чудесный город Мариуполь / преследует поэта Шапкина. / Достопочтеннейшая публика / Пророчит ему «тапки», все-таки никуда не выпустил своего поэта. Он и похоронен в родном Мариуполе на волонтеровском кладбище.

 Надо сказать, что и до сих пор разобраться в самобытном мире поэта в «академическом» Мариуполе желающих особо не нашлось. В украинскую литературу русскоязычный поэт Шапкин как-то не вписывается. В назидательных целях его творчество нелегко использовать – биография Сергея не «благопристойна», он поэт неформальный и неформатный.

 А многочисленные выпуски специалистов по русской литературе, языку и переводу мариупольских вузов ежегодно защищают курсовые и дипломные по давно вдоль и поперек «пережеванным» российским литературным «грандам» вместо того, чтобы произвести исследование о поэте из Мариуполя. Нет, как известно, пророка в своем Отечестве…

 В то же время Сергея Шапкина в бывшем СССР запомнили именно как поэта из Мариуполя. Литературные круги Москвы продолжают ценить его: для них уровень поэзии Сергея Шапкина значительно превышает «мариупольский». При жизни творчество Сергея ценили Андрей Вознесенский и Никита Михалков. Недавно же москвич Алексей Косарев прислал в музей на Волонтеровку поэму, посвященную Сергею Шапкину:

 «Он жил на развалинах,


 Где сам Жданов стоял,


 Где свобода раздавлена,


 И эпоха оправлена


 В благородный металл…».


Фото. Дом-музей Сергея Шапкина.
      Мариуполь. Волонтёровка.