2011 - 10 конкурс. Итоги. Игорь Гонохов

Золотой Пегас
Представляем вашему вниманию оценки и комментарии Игоря Гонохова http://stihi.ru/avtor/2067ig


Прежде всего, поздравляю всех участников, болельщиков и редакцию с наступающим Новым Годом и Рождеством!

Стихи подобрались интересные, интересные своей неодинаковостью. Почти в каждом есть и плюсы и минусы. Выбор был сложный. Спасибо всем финалистам, есть и сильные стихи и просто хорошие, в любом случае, писал обзор с удовольствием.




№ 1. "Agnus Dei... после Марии Стюарт"


Хороший слог, прекрасная эрудиция, неизбитая тема, чётко сработанная история. Что ж тебе ещё нужно? – спросит недоумённый читатель.  Мне лично портит всё эмоциональная закрытость автора, он слишком сдержан. Кто-то воскликнет:  в этой сдержанности и есть накал! Но извините, не ощущаю я его. Может вся сила, вся мощь ушла в технику текста, а для поэзии не осталось ни капли? В стихотворении нет обаяния, которое присутствует в других текстах сего обзора, пусть и менее техничных. А отсутствие обаяния – это серьёзно и печально.  При всех достоинствах, текст не затронул ни одной душевной струны. Понимаю, что субъективен – потому:

4 место



№2. «Я вернусь!»

Не сказать, что плохо, если воспринимать, как взгляд дождя на окружающую жизнь. В стихотворении есть живая, ясная мысль.  Но зачем в первой строфе – беседа с Богом? Для того, чтоб прерваться и дать полностью окунуться лит герою в земной мир?  И всё? Бог больше не нужен? Зачем тогда поднимать тему отношений человека с Богом? И в завершающем катрене:

                В мире больше нет ни тебя, ни сына,
                И давно прошёл двадцать первый век!

Можно было подумать, что «ни Тебя, ни Сына» - говориться о Богооставленности, но с маленькой буквы – получается человеческая драма. Отголоски чего-то очень личного, не раскрытого в тексте.  Вот и, получается, есть хорошие моменты, но недоработано.

8 место



№3 «Конечно, да».

Автора знаю. Не лучшее его творение. Лично мне «Читая Блока» больше нравится. В самом начале строка: «Я решил — пусть фибры мои скорбят»  просто убивает стих наповал, и контрольного выстрела не нужно. Ох уж эти фибры, и почему они скорбят? Фибры души? Так чего душе-то скорбеть, когда герой к своей партнёрше ещё ничего не испытывает кроме подозрения. Да и образ «фибры скорбят» корявый. Если только фибры, как жилки, волокно нервной ткани, тогда тело будет «скорбеть» о не совершившейся близости. «Туда-сюда» в последнем четверостишии подтверждает наличие скрытой эротической темы. Но это не спасает текст (как известно, зачин и финал – самые важные места). В итоге: текст без интриги, без азарта, присущего автору в других произведениях и, как я уже сказал, – корявенько.

9 место



№4 «Маленький Париж»

Речь идёт, если не ошибаюсь, о посёлке на Урале.
Начнём с хорошего. Местность описана чётко, колоритно, с обилием деталей. Но в чём основная мысль – в Париже хорошо, в Крыжополе плохо, у них замечательно – у нас отвратительно?  Мысль не нова. Скажем точнее, заезжена мухами донельзя,  большими жирными синими мухами, которые не «ползают бодрей», а бессовестно дрыхнут.  Это всё и портит. И в последнем катрене немного размыт смысл:

                И я не понимаю старожилов,
                На лавочке собравшихся опять -
                С какого перепуга заблажило
                Парижем наш Крыжополь называть?

«Не понимаю старожилов … с какого перепугу называть». Старожилы в разговоре хоть и могут именовать город по традиции, по привычке «Парижем», но назвали его так не старожилы, а «отцы» города.

10 место



№5 «Я шёл по улице»

Читаешь и недоумеваешь. В тексте достаточно образов способных озадачить:
 
«Фонарь-пессимист, что вчера сутулился,
Старался стойку принять балетную».

– Выпрямился и встал на одну ногу? При хорошей фантазии можно представить.


«Дышал бульвар карандашной свежестью»

– Понимаю, что идёт речь о карандашном наброске, но всё же слишком рискованно.
 

«А люди – изюминки в тестовой технике»

– Схоже с винтиком в соц. машине. Мрачновато для такого стиха.
Да, гротеск, мягкий гротеск и это несколько скрашивает восприятие.

И последние две стоки вытягивают все остальное на ступеньку повыше, они замечательны:

«Я просто шагал по широкой улице
И лишь слегка…иногда… подпрыгивал».

Ах, если б всё стихотворение было таким же!

7 место



№6 « Твоё любимое варенье»

Хорошо.

обрывки из «упанишад»
обёртками конфет шуршат

Замечательно! Много смысловых тропинок в этом образе, прямо муравейник, одна из них, и не маленькая, ведёт к древней Индии. Эта тропинка обрывается и далее в тексте нигде не продолжается. Однако состояние лит. героя очень понятно, знакомо. Человек, занимаясь изготовлением варения, вспоминает о любимом, и всё предметы, насекомые, окружающее его действия – всё пропитано обаянием любви. И это обаяние всё покрывает, все мелкие недочёты текста. Состояние озарения, творчества или блаженство покоящейся любви:

пою молитву «ты, ты, ты…»
и для тебя варю творение.

2 место



№ 7 «Воспетая эпоха»

И этого поэта знаю. Я уже как-то говорил, но повторю и сейчас: автор хватается за каждый предмет, имя, мелочь за каждую "погремушку" образа, словно ребёнок, не желая ничего упустить. И совсем не умеет отбирать только то, что крайне необходимо в тексте, делать стих лаконичнее, точнее, напряжённее. Стихи роскошны, избыточны, красочны и аляповаты. Но желаю удачи!  Такой творец  вполне может попробовать удачу на зубок.  Мне может что-то нравиться, что-то не нравиться, но автор сильный, этого не отнять. Необходимо отдать должное.

3 место



№8 «Об осени и о нас.»

Красиво. Живописно. Образы яркие, объёмные, зримые, особенно в последних двух строфах. Всё портят небрежные рифмы: лопнет – поцелован, воздух – многоводье. Да ещё «хорда от звона лопнет». Где у мира хорда?  Я бы не придирался и к хорде, но остаётся ощущение непростительной небрежности. Непростительной, потому что жалко, хороший стих и автор сильный, а сильного жалеть – только портить.  Знаю автора и говорю: можно лучше и можете лучше.

5место



№9 «Крановщик»

Замечательное стихотворение. Простое и глубокое. Сочетает в себе сюжет и яркую образность: «А время - горький шоколад в ладонях тёплых...» Объёмное: есть и наш мир и другой мир, куда герой уходил во снах. Интересно, что о стихотворении много не скажешь – в нём всё сказано. И самое главное, что оно живое, не придуманное. Может фраза покажется странной, но, по-моему, она передаёт суть: стихотворение с человеческим лицом, – вот наиболее точное определение, и это лицо можно узнать среди многих и многих других.

1место



№10 «хх»

Стихотворение ребус, точнее не ребус, а усложнённое, потому что всё же просматривается.  Однако нужно чтоб возникло желание прочитать, разобрать и вникнуть, ибо стихотворение само никак не захватывает. Приходится надеяться только бескорыстный порыв читателя. Но где найдёшь такого самоотверженного читателя? Ему подавай увлекательный сюжет, интригу, завораживающий ритм, сногсшибательные образы, игру на полутонах чувств и ощущений, красочность мелодичность и так далее, и тому подобное. Данное стихотворение не может предложить ничего такого, чтоб обычный читатель смог его осилить до последней строки.

11 место



№11 «не двигайся, и руку опусти»

Абсолютно голое стихотворение. Нет ни описания героев, ни обстановки, где происходит действие, вообще никаких конкретных земных деталей.  Много глаголов – я больше люблю существительные. Кто-то скажет, а ничего и не надо – речь ведь о смерти, бесплотность должна быть в тексте. И действительно, стих похож на малобюджетный ужастик начинающего, но талантливого режиссёра.  Кажется никаких спецэффектов, актёров известных нет, а держит в напряжении до конца, так что мурашки ползают по затылку.
Скажем так: не шедевр, но и не провал.

6 место


====================================================
Игорь Гонохов