Питер 1 историческая статья

Николай Иванов Росич
Питэр №1
  В Санкт-Петербурге давно существует традиция- к подножию «Медного всадника» идут молодожёны , возлагают цветы. И вроде бы всё действительно понятно, отец-основатель высоко вознёс свою ладонь над городом, грозно он вглядывается в тяжелое небо, и на протяжении столетий наблюдает за делами потомков. Но что интересно, традиция приносить цветы в первые часы своей семейной жизни существовала и тогда,  когда город носил имя Ленина, тоесть при, как мы говорим социализме, так и в наше совершенно обратное по смыслу время. Значит чем-то так дорога память о императоре всем политическим режимам. О Петре1 много написано, достаточно много снято художественных фильмов. Во все времена пропаганда с успехом использовала его имя. Любые новшества обязательно старались опереться на авторитет царя реформатора. Задавшись этим вопросом, я позволил себе покопаться в исторических хрониках, множественной литературе. Чтобы оставаться как можно более беспристрастным, сразу отметём художественный  романтизм, так свойственный нашим фильмам, и навязанные представления о царе-плотнике, прорубившем окно в Европу, о суровом, но справедливом работнике на троне. Но так представляем его мы - потомки, а как называли его современники? Антихрист, немец...это только часть. В народе стойко бытовало мнение что царя-батюшку подменили, ну не мог никак русский царь так поступать со своим народом, с православной верой, со всем тем, что складывалось веками в традиции и составляло смысл жизни его соотечественников. Конечно,  легенда о подмене выглядит наивно: «Как -де был наш царь благочестивый Пётр Алексеевич за морем в немцах, и ходил по немецким землям, и был в Стекольном (Стокгольм), а в немецкой земле его ж и подменили. А на место его явился от туда же, из-за моря, некий жидовин проклятый из колена Данова.». Стоит сказать, что в пользу подмены были многие необьяснимые  вещи, такие как  нежелание Петра поклоняться гробам прежних благочестивых царей, у патриарха не принял благословления, отказ от жительства в Москве, несоблюдение постов, и ,наконец, то, что было совсем не понятно русскому народу, Петр1 так же, как и Григорий Отрепьев «самозванец», не ходил по субботам в баню. Нам теперешним  это смешно, да ведь речь то идёт не о нас.  А окружение царя- сплошь иноземцы. Всей последующей жизнью и деяниями Петр  только усиливал  веру народа в подмену, это было хоть какое-то, но обьяснение всему тому, что творилось на Руси того времени. Надо так же сказать, что была выдвинута и еще одна версия, якобы Петра1 опоили «кореньем» Меньшиков с Екатериной. Как видим,   современники пытались оправдать своего царя. А в наших же глазах сложились совсем иные стереотипы: реформатор, гениальный полководец, устроитель земли русской, отец наукам, суровый но демократичный и т.д. Отметим сразу, что вся суровость прикрывалась одной простой мыслью, что мол в истории важен всегда конечный результат. Вот и лежат цветы в Петропавловской крепости на его саркофаге, да и к «Медному всаднику» тянется вереница счастливых молодожёнов. Кто сейчас будет задумываться о личных качествах Петра, о путях и методах достижения цели? В конце концов понятно, что молодым не до страстей давно ушедших. Да и мы из собственного опыта знаем как притупляется все за происходящей новью. Но надо отдать должное тем слабым голосам, которые раздавались в защиту русской культуры, тем, кто обращал внимание на принесённый тяжелейший урон традициям в результате насильственного внедрения западных идей и ценностей. Чаша сторонников Петра1 всегда перевешивала, на неё нагромождались весомые аргументы. Яркий тому пример высказывание историка  М.П.Погодина в книге Историко-критические отрывки, т1.М.,1846 стр.341-342.
«Место в системе европейских государств,управление, разделение,судопроизводство, права сословий, табель о рангах, войско, флот, подати, ревизии, рекрутские наборы, фабрики, заводы, гавани, каналы, дороги, почты, земледелие, лесоводство, скотоводство, рудокопство, садоводство, виноделие, торговля внутренняя и внешняя , одежда, наружность, аптеки, госпитали, лекарства, летоисчисление, язык, печать, типографии, военные училища, академии -суть памятники его неутомимой деятельности и его гения».И действительно, привнесённое Петром существовало удивительно долго. Коллегии - 80 лет, подушная система налогообложения-163 г, рекрутские наборы-170 лет, Синодальное управление Русской православной церковью почти 200лет. Правительствующий Сенат  был ликвидирован только в 1917 году, спустя 206 лет после всем известных событий. Столь долго живущие деяния найти нелегко в истории  Отечества, а уж в наше время, когда законы не успев издать тут же дополняют или переделывают, и подавно.
Но при этом восхищении давайте обратимся и к другой стороне, ведь петровские реформы - это время возникновения тоталитарного государства, это с его эпохи пошло воспевание культа вождя, а звание «отца народа» было присвоено официально не Сталину. Именно в петровское время получил развитие гигантский бюрократический аппарат. Это именно Пётр1 внедрил так всепоглощающую систему доносов. Но не думайте, что народ побежал наперегонки куда следует, приучали, а еще более заставляли. «А буде кто, видя означенных злодеев, явно что злое в народе рассеивающих, или ведая, что таковое зло тайно они производят, а их, не поймает или о том не известит, и в том от кого изобличён будет, и за это учинена будет таковым смертная казнь без всякого пощадения, движимое их имение вся взято будет на его Императорское Величество». Это из указа от 28 апреля 1722 г. Всяк был обязан под страхом смерти донести. Но касалось перечисленное не только простых людишек, а даже священник, не донесший на прихожанина, подвергался смертной казни. Да и государственная система не оставалась в стороне. В 1711 году учреждаются, так называемые, чиновники-фискалы, их обязанность согласно указу от 5 марта, состояла в том, чтобы «над всеми делами тайно надсматривать и проведовать...». Причём, если донос фискала не подтверждался, его за это не преследовали. «... отнюдь фискалу в вину не ставить, ниже досадовать». И конечно же, доносы поощрялись материально. В указе от 28 апреля 1722 г читаем «некоторой человек, пришед  в город Пензу, и кричал всенародно многия злыя слова, касающиеся до превысокой чести его императорского пресветлого величества и весьма вредительные государству, на которой его крик сошлись людей не малое число, однако ж они того не учинили, чтоб как наискорее онаго злодея поймать и привести куда надлежит.... что токмо один из них пензенец, посадский человек Федор Каменщик, показуя верность свою к его императорскому  величеству , известил о том злодее  в самой скорости на Пензе в канцелярии, по которому его извету оной злодей взят». За донос Федор Каменщик получил 300 рублей, «к тому ж товарами , какие он у себя имеет, торговать ему беспошлинно по его смерть, також де в городах командирам, кто какого звания ни есть, онаго Каменщика от всяких обид охранять». Неправда ли, что то напоминает? Как видим из текста, даже под страхом смерти доносить народ не шел. Но естественно, во все времена находились и те, кто извлекал из ситуации собственную выгоду. А уж поверьте, 300рублей это вам не 30 серебренников, а солидные по тому времени деньги. Да и льгота на беспошлинную торговлю до конца жизни тоже не мало. А введение запрета на свободное перемещение по территории страны? Это кто Сталин? Нет Петр1! Во время правления Петра Алексеевича Романова стали массовыми побеги за границу или на Дон. Народ бежал, не в силах выносить благие начинания своего царя, не семьями а тысячами устремлялись в путь. И тогда смышлёный правитель нашёл выход. «Каждому крестьянину в своём уезде работою кормиться позволяется, с письменным отпусками за руками прикащиков их и приходскаго священника; токмо с такими отпусками в другие уезды и больше тридцати верст от двора не ходить и никому их в работу не принимать;а кто примет, и держать будет больше тридцати верст, тот равно как за беглаго штрафован будет». Тому, кто хотел отправиться в другой уезд, помещик и священник прихода должны были дать пропуск к земскому комиссару, который вносил данные в особую книгу и выдавал ему «пропускное письмо от себя за рукою своею, и за рукою ж, и за печатью полковника, котораго полк в том уезде имеет вечную квартиру». А в последствии произошло введение паспортов  «печатных» в 1724-25г. Только их должны были выдавать не земские комиссары, а воеводские и губернские правления. К чему это привело? Давайте почитаем, что писали Петру чиновники с мест: «ежили обширный уезд, например Московский, Новгородский и Нижегородский и иные многие тому подобныя, ис такова уезду не свободны в другой уезд в наймах ехать или для работы итти, покамест не получат от воеводы пашпорта, а к воеводе в город итти верст по сто и по двести, то он прежде, нежеле работаю своею на оплату податей что достанет, последнее свое дорогою исхарчит». То же знакомая нам ситуация, не правда ли? Но я отвлёкся от своего вопроса, все же почему так произошло, что царь, да еще достаточно известный пускатель крови народной, был не тронут строителями коммунизма, а наоборот всячески прославляем? Так вот, проясняется это, и ответ приходит сам собой, если продолжить исследование эпохи Петровой. Да и становится твёрдо ясно, что Петр Алексеевич Романов действительно первый. Первый бюрократ, первый из царей русских, кто убил своего первенца от первой жены для того, чтобы оставить трон другому наследнику, первый из монархов, кто провел всю жизнь в состоянии войны, первый, кто всю страну подчинил одной цели- снабжению армии и флота, первый, кто заставил жить по воинскому уставу всё население, первый... и т д. Тем кто не согласен со мной -давайте читать дальше, тем более, что сам Петр оставил, как никто, много написанных собственной рукой документов. Ну а тем молодым людям, кто несёт цветы к подножию памятника Петру, конечно же  не говорили, что тот город, в котором они живут, строил то не он. При жизни Петра 1 Питербурх был каторгой, и украшали его не гранитные набережные, а отрубленные головы на кольях вдоль дороги. Те каналы и набережные что очерчивают город сегодня, это совсем не те зловонные ямы, что были при Петре. Еще добрую сотню лет после            Петровских времен по городу бегали голодные волки. И думаю, что читатель найдёт много нового и неизвестного для себя ранее. Вот только не получается у меня быть беспристрастным, да надо сознаться в этом честно, вчитываясь в указы и прочее, слишком становится всё откровенным, когда смотришь как «отец народа» подробно объяснял своим и без того искусным и ретиво озверелым помошникам , как надо допрашивать этот самый народ. Но восхвалять Петра найдутся видимо другие, я же позволю себе ниже, только на основе исторических документов, рассмотреть совсем  другую сторону дел того, кто «Сочинил из России самую метаморфозис, или претворение...».
О делах любой личности красноречивее всего всегда говорили последствия. Ведь многие согласны с мыслью, что важен результат какие бы не применялись методы и какие бы не были жертвы. Очень многие готовы  поступиться частью интересов и даже пожертвовать самой частью населения во  благо другой, как им видится, более важной части. Это не ново, и в исторической действительности много тому есть примеров. Разумно было бы и взглянуть на самые прославленные личности в пантеоне всемирных героев. Восток- Чингиз хан и Тимур,
Греция-Александр Македонский, Франция-Наполеон, Италия гордится своим Римским колизеем и Цезарем. Вдумайтесь, ведь всё это кровь, кровь и кровь. Так кто же тогда мы,  если наши герои как близнецы? Но да вернёмся в век «осьмнадцатый».
     28 января 1725 г умер «Император», «Отец Отечества», «Великий» Романов Петр Алексеевич. В Манифесте говорилось: «Понеже по воле всемогущего бога всепресветлейший, державнейший Петр Великий, император и самодержец всероссийский, наш всемилостивейший государь сего генваря 28 дня от сего временного мира в вечное блаженство отъиде...». Петр скончался неожиданно для всех. Никто не предполагал, что 52-летний мужчина, имея огромные планы на будущие, вдруг покинет этот мир. И хотя он уже достаточно долгое время был болен, вероятно, и он сам не задумывался о возможном  варианте. Всё произошло в течении восьми дней. Пётр1 находился в таком состоянии, что уже не мог дать никаких распоряжений относительно наследника. Да и наследника-то не было. Старший сын Алексей Петрович от первой жены Евдокии Лопухиной, сосланной в 1698г в монастырь, был казнён в угоду престолонаследия Петра Петровича рождённого в 1715г Екатериной, но он умер. По давним традициям на Руси наследником должен был стать внук Петра, Петр Алексеевич, сын царевича Алексея. Но, ненавидя род Лопухиных и желая поступать по собственному усмотрению, ещё в 1722г Пётр издал указ «Устав о наследии престола», чем разрушил давний порядок. Всё изменилось в корне. «Чего для за благо рассудили мы сей Устав учинить, дабы сие было всегда в воли правительствующего государя,кому оной хочет, тому и определит наследство и определенному, видя какое непотребство, паки отменит, дабы дети и потомки не впали в какую злость, как выше писано, имея сию узду на себе». Именно этим уставом и открывались двери к тем трагедиям и множественным дворцовым переворотам последующего времени. Но давайте остановимся по подробней на той ситуации которая сложилась после смерти Петра. Алексей Петрович, сын от первого брака, родился в 1690г. Но Московская жизнь всегда была ненавистна Петру 1, да и интересы требовали иного. В восьмилетнем возрасте Алексей был отобран от матери, к тому времени старицы Елены суздальского Покровского монастыря. Воспитывался он далее учителями по утверждённой самим царём программе. Какая уж тут сыновья любовь. В 17 возрасте Алексей тайно посещает мать, нарушив запрет. Гнев Петра был велик. Надо сразу отметить, что воспитываемый чужими людьми, Алексей ни когда не забывал Евдокию и на всех последующих допросах всегда называл её «мамой». Год от года нарастал конфликт между отцом и сыном. Но так же не сложилась и семейная жизнь самого Алексея. В 1711г он был вынужден по распоряжению отца, отметим сразу против своей воли, стать мужем кронпринцессы Шарлотты-Софии брауншвейг-вольфенбюттельской. Ясно, что семейного счастья эта пара не испытала. Не соединило их так же рождение детей Натальи и Петра, родив которого Шарлотта умерла. Не будем долго пояснять ту ситуацию, что отец с сыном были абсолютно противоположными людьми. Давайте прочтём письмо Петра к сыну, от 15 октября 1715г которое сам Петр назвал «Объявление сыну моему». «Сие все представя, обращуся паки на первое, о тебе рассуждая: ибо я есмь человек и смерти подлежу, то кому вышеписанное с помощию вышняго насаждение и уже некоторое и возращенное оставлю? .....Еще же и сие воспомяну, какова злаго нрава и упрямаго ты исполнен! Ибо сколько много за сие тебя бранивал, но не точию бранивал, но и бивал, к тому ж сколько лет почитай не говорю с тобой, но ничто сие успело, ничто пользует, но все даром....Ежели же ни, то известен будь, что я весьма тебя наследства лишу, яко уд гангренный и не мни себе, что один ты у меня сын и что я сие только в устрастку пишу; воистину(богу извольшу) исполню, ибо за мое отечество и люди живота своего не жалел, и не жалею, то како могу тебя, непотребного пожалеть? Лучше будь чужой добрый, ниже свой непотребный. В 11 день октября 1715. При Санктпитербурхе. Петр». Да в этот год у Петра1 рождается сын от Екатерины. И Петр сразу ухватывается за мысль не передавать престол, как было заведено ранее по старшинству. Отношения отца с сыном ещё более накаляются. И вот видя, что дело может принять трагический оборот, а нрав у Петра известен, Алексей тут же спешит отказаться от всего сам. Из письма Алексея от 31 октября этого же года «....понеже вижу себя к сему делу неудобна и непотребна, понеже памяти весьма лишен ( без чего ничего возможно делать) и всеми умными и телесными (от различных болезней) ослабел и непотребен стал к толикаго народа правлению, где требует человека не такого гнилаго, как я. Того ради, наследствия (дай боже вам многолетнное здравие!) Российскаго по вас (хотя бы и брата у меня не было, а ныне, слава богу, брат у меня есть, которому дай боже здравия) не претендую и впредь претендовать не буду, в чем бога свидетеля полагаю на душу мою, и ради истиннаго свидетельства, сие пишу своею рукою. Детей моих вручаю в волю вашу, себе же прошу до смерти пропитания». Отчетливо виден страх царевича. Он упреждает желание отца, спешит и сам унижая себя, отказывается заранее от всего, раболепно вверяя свою судьбу. Но Петру уже мало официального отказа, и спустя три месяца он пишет «Последнее напоминание еще» Алексею. К стати жили они в то в ремя неподалёку в Петербурге. Видимо Петр был заинтересован в сохранении подобных писем. И так читаем «...так остаться, как желаешь быть, ни рыбою, ни мясом, невозможно, но или отмени свой нрав и нелицемерно удостой себя наследником, или будь монах; ибо без сего дух мой спокоен быть не может, а особливо, что ныне мало здоров стал. На что, по получении сего, дай немедленно ответ или на письме или самому мне на словах резолюцию. А буде  того не учинишь, то я с тобою как с злодеем поступлю».
Мы видим тут уже и прямую угрозу, и тот выход, который подсказывает сам  Петр, тоесть. стать монахом. Алексей тут же соглашается и на это. И на следующий день пишет; «Желаю монашескаго чина и прошу о сем милостиваго позваления. Раб ваш и непотребный сын Алексей». Вполне ясно что добровольно сам Алексей этого не хотел. В 26 лет  светский человек, да еще с таким образом жизни, вряд ли захочет в монастырь. Но оказывать сопротивление деспотизму отца он не в силах, отказываться от престола то же видимо не желая, Алексей решается на крайнюю меру - побег. Бежав в нейтральную Австрию, он не имел ни какого определённого плана на будущее, а тем более не замышлял заговор. В петровскую эпоху это было не возможно, и предположить подобное может только человек абсолютно не знакомый с реалиями того времени.
Алексея гнал страх и страх. Его последняя спутница жизни  Ефросинья свидетельствует: «Царевич же мне сказывал, что он от отца для того ушел, что-де отец к нему был немилостив, и как мог искал, чтоб живот его прекратить и хотел лишить наследства; к тому ж, когда во время корабельнаго спуску всегда его поили смертно и заставляли стоять на морозе, и от того-де он ушел, чтобы ему жить в покое, доколе отец жив будет и наследства он, царевич, весьма желал и постричься отнюдь не хотел».
За беглецом послали П.А. Толстого, и ему удалось выполнить с блеском  миссию по скорейшему возвращению Алексея. Толстой убеждал вернуться пока не поздно,повиниться, исправить ошибку. Он твердо пообещал отцовское прощение и показал письмо царя «Буде  же боишься меня, то я тебя обнадеживаю и обещаю богом и судом его, что никакого наказания тебе не будет; но лучшую любовь покажу тебе, ежели воли моей послушаешь и возвратишься». Давайте запомним эти клятвы и милость отца. Алексей с Ефросиньей к тому моменту ждали ребёнка, поэтому колебания царевича понятны. Но старая лиса- Толстой хорошо знал своё дело, и сумел таки выманить Алексея из за границы. «Я поеду к отцу с условием, что назначено было мне жить в деревне и чтобы Ефросиньи у меня не отнимать». Конечно обещали все, что угодно.3 февраля 1718 года царевича привезли в Москву, где тут же состоялось отречение от престола. Алексей присягнул «что наследия не желает, а уступил брату своему его высочеству государю царевичу Петру Петровичу...». В этот же день Алексей пишет письмо Ефросинье, которая была ещё за границей. В нём мы видим как обнадёжен был он ласковым приёмом. « Друг мой сердешной Афрасинюшка! Здравствуй, матушка моя на множество лет! Я приехал сюда сегодни,а батюшка был в Верху на Москве, в столовой полате со всеми, и тут я пришел и поклонился ему в землю, прося прощения, что от него ушел к цесарю, и подал ему повинное письмо, и он меня простил милостиво и сказал, что-де тебя наследства лишаю и надлежит-де тебе и прочим крест целовать брату, яко наследнику, и чтоб как мне, так и прочим по смерти батюшковой не промышлять о моем возведении на престол, и потом велел честь, за что он меня лишил наследства, и потом пошли в соборную церковь и целовали я и прочие крест, а кокаво объявление и пред крестом присяга- то и пришлю к тебе впредь, а ныне за скоростью не успел, и потом батюшка взял меня к себе есть и поступает ко мне милостиво, дай боже и впредь также и чтоб мне даждаться тебя в радости. Слава богу, что нас от наследства отлучили, понеже останемся в покое с тобою. Дай боже благополучно пожить с тобою в деревне, понеже мы с тобою ничего не желаем, только чтоб жить в Рождествене; сама ты знаешь, что мне ничего не хочется, только б с тобою до смерти в покое дожить, а что немецких врак, будет о сем- не верь, пожалуй, ей-ей больше ничего не было. Верный друг твой Алексей. Из Преображенского в 3 февраля 1718».  Конечно, всё случилось не так. Уже на следующий день было учинено следствие и пошел целенаправленный поиск сообщников по заговору во главе с Алексеем. Кровавое дело Алексея, вселило ужас в общество. Шли массовые пытки и казни.
И хотя Алексей публично отрекся в пользу Петра Петровича, многие были с этим не согласны, а некоторые даже прямо отказывались признать законность этого акта.
Конечно, это было самоубийство, но давайте отдадим должное этим мужественным поступкам. 2 марта 1718года в Преображенской церкви к Петру протянул стандартный экземпляр присяги подъячий Илларион Докукин, печатный текст на верность Петру Петровичу были обязаны подписать подданные после соответствующей церковной церемонии где  на месте подписи рукой Докукина было написано; «За неповинное отлучение и изгнание всероссийского престола царского богом хранимаго государя царевича Алексея Петровича христианскою совестью и судом божиим и пресвятым евангелием не клянусь и на том животворящаго креста Христова не целую, и собственною своею рукою не подписуюсь»...хотя за то и царский гнев на мя произлиется, буди в том воля господа бога моего Иисуса Христа по воле его святой за истину яз, раб христов, Илорион Докукин страдати готов. Аминь, аминь, аминь». Конечно он был арестован тут же в церкви. В тюрьме под пытками во время следствия он дал такие показания; « На присяге подписал своеручно он, Ларион, соболезнуя об нем, царевиче, что он природной и от истинной жены, а наследника царевича Петра Петровича за истинного не признает, потому что-де, хотя нынешняя государыня царица и христианка, но, де, когда государя не будет, а царевич Петр Петрович будет царствовать и то-де время она, царица, сообщится с иноземцами и будет от них христианам спона (вред) потому, что она нездешней природы». С заметной поспешностью Докукина казнили-колесовали. Не выдержав нечеловеческих мук длительной казни, он раскаялся, за что был помилован- снят с колеса и обезглавлен. Но любой россиянин того времени знал, что Докукин был прав. Вся страна находилась во власти нестолько Петровой, а в большей мере во власти иноземцев.В армии и на флоте офицеры и генералитет были сплошь наёмники, промышленность и добыча полезных руд тоже перешла в жадные руки иноземцев. Российский лес для нужд флота российского вырубался под контролем иностранцев! А они прежде всего, конечно, беспокоились о своих карманах, и надо сказать те не пустовали.
Такая картина наблюдалась повсеместно не говоря уже о множестве чиновников, которым царь Петр щедро платил. Да и само окружение Петра и его двор состояло в большей мере из иноземных представителей.
Для расследования дела Алексея была создана специальная Тайная канцелярия, конечно, во главе все с тем же П.А. Толстым. Розыск отличался особой суровостью, пытки шли ежедневно всю первую половину 1718 года. Естественно этих пыток не избежал и сам царевич Алексей. Есть основания полагать, что его допрашивал с «пристрастием» и сам Петр. В архивах есть дело по доносу на слуг графа П. Мусина-Пушкина, которые рассказывали, что им известно, как  в мызе неподалёку от Петергофа царь Петр пытал сына. «... когда он был с помещиком своим, Платоном, в мызе, где был государь-царевич, в одно время помещик его приказал ему, когда придет в мызу царское величество, чтоб он в то время не мотался:станут-де государя-царевича пытать».Затем дает показания некий слуга А Рубцов «как приехал в ту мызу царское величество, из избы его, Андрея, выслали вон и он, Андрей, стоял в лесу от той мызы далече, и в то время в той мызе в сарае кричал и охал, а кто-не знает, и после того спустя дня с три, видел он, что государь-царевич говорил, что у него болит рука и велел ту руку подле кисти завязать платком, и завязали». А вот рассказ жены владельца кабака Андрея Порошилова; « когда Андрей Порошилов приехал из мызы государя-царевича домой, ввечеру, в комнате сидя, плакал. А она, Ирина, спрашивала Андрея, для чего он плакал, он ответил; ,, Государь в мызе сына своего царевича пытал,,  Не будем перечислять всех пострадавших помимо царевича, ясно то, что дело « по розыску государственного преступника Алексея...» Петр1 использовал максимально с выгодой. Были казнены, под официальным предлогом, все не угодные, и в полне понятно, что на всех тех, кто имел тайное несогласие с делами Петра был нагнан ужас, и не просто страх, а смертельный ужас. 24 июня 1718года Верховный суд, состоявший из высших военных и гражданских чинов, единогласно приговорил сына царя к смертной казни по обвинению в заговоре «... утаил бунтовный, с давних лет задуманный, против отца и государя подыск и про изыскивание к престолу, даже при жизни родителя имел надежду на чернь и желал отцу и государю своему скорой кончины...намерен был овладеть престолом чрез бунтовщиков, чрез чужестранную цесарскую помощь и иноземныя войска с разореннием всего государства при животе государя-отца своего». А уже через день, после вынесения приговора, царевич, который содержался в Петропавловской крепости, неожиданно умер. Впрочем, неожиданных смертей на престоле Российском и дальше будет очень предостаточно. Как водится, после подобной смерти зародилась огромная волна слухов и всевозможных домыслов. Вот еще одни показания современника, угодившего в Тайную канцелярию «А что и государя весь народ бранит, и то он говорил, а слышал на Обжорном рынке, стояли в куче неведомо кто, всякие люди, и меж собой переговаривали про кончину царевича, и в том разговоре его, государя, бранили и говорили, и весь народего, государя, за царевича бранит». Другой подследственный отмечал странное поведение царя «....что когда государя-царевича не стало и в то время государь на радости вырядил в флаги фрегат и вышел перед Летний дворец». И действительно, на следующий день после смерти своего  сына Петр в весёлом расположении духа торжественно праздновал очередную годовщину Полтавской победы. Оставим дальнейшие пояснения этой ситуации, посмотрим за происходящим далее.
После смерти царевича Алексея, во всех важных официальных документах упоминается только имя нового наследника, сына Петра от Екатерины- Петра Петровича. Но вот страшные гримасы судьбы- через год 25 апреля 1719г уже хоронили малолетнего наследника. Для Петра это был страшный удар, ведь он собственноручно освободил путь к престолу, именно возлагая надежды на второго сына. К тому же царь понимал, что зарождается вера у его противников, ведь подрастал сын у убитого Алексея. Петр Алексеевич-сирота брошенный на произвол судьбы, был очень дорог всем врагам Петра1.А вот что произошло на траурной службе в Троицком соборе при выносе тела Петра Петровича  ( это тщательно выясняли в последующем следователи Тайной Канцелярии) Степан Лопухин, дальний родственник Евдокии Лопухиной, что-то сказал своим знакомым, а потом рассмеялся. Стоявший рядом подьячий Кудряшов обьяснил присутствующим на панихиде причину смеха; « Ещё его, Степана, свеча не угасла, будет ему, Лопухину, и впредь время».Схваченный по доносу Кудряшов на пытках с дыбы признался, что «говорил он, что свеча его, Лопухина, не угасла потому, что остался великий князь (сын царевича Алексея) чая, что Степану Лопухину вперед будет добро».Петр конечно был обеспокоен. Вероятно по этому и был принят указ от 5 февраля 1722 года, узаконивающий право самодержца самому выбирать и назначать себе приемника «Устав о наследии престола». А в след за этим 15 ноября 1723 г обнародуется манифест о предстоящем короновании Екатерины Алексеевны, что и было исполнено в мае 1724 года в главном храме России -Успенском соборе Московского кремля. Понятно, что трон Петр отдал бы кому угодно, только не Лопухиным. Само коронование Екатерины не означало прямого престолонаследия, но ясно, что всеми принималось именно так. Только и от этой мысли Петр был вынужден отказаться.
Первые упоминания о Екатерине, а тогда Марте Скавронской, в истории относятся к 1702г. Среди пленных жителей шведской крепости Мариенбург фельдмаршал Шереметьев заметил симпатичную 17-летнию девушку, жившую в семье пастора Глюка. Затем она становится наложницей Меньшикова, а тот передает её Петру. Став фавориткой, бывшая наложница и «портомоя», как тогда называли прачек, быстро приобрела влияние на Петра. Превращение одной из метресс (наложниц), кстати которых у Петра1 всегда было множество, во влиятельную супругу, конечно, вызывает у историков много смешанных чувств. Скорее всего Екатерина, как никто другой, умела тонко чувствовать одиночество царя. Она легко приспособилась к его привычкам и буйному нраву, более того, научилась влиять на него, и гасить частые вспышки гнева. Широко известны те ситуации, когда Петр, впадая в неудержимую ярость, часто подвергался судорогам и телесным конвульсиям, придворные разбегались в ужасе, на его лице были страшнейшие гримасы, и только Екатерина с её женской теплотой и заботой осмеливалась заговорить с ним, брала лаская за голову, и успокаивала царя. Это всегда производило на него магическое действие, он засыпал. Что бы не нарушить его сон, она долго держала его голову на своей груди неподвижно в течении двух или трех часов. После этого Петр просыпался свежим и бодрым. Вероятно их отношения можно смело определить одним словом- любовь. Это очень редкое явление у царствующих особ. Но по прошествии времени и эта идиллия потерпела крах.
8 ноября 1724 года был арестован Виллим Монс-камергер Екатерины Алексеевны. Началось следствие, которое вел лично сам император Петр. Формально это дело касалось многочисленных взяток, которые Монс получал от различных людей. Но давайте посмотрим кто эти люди. Меньшиков подарил лошадь « с убором». Это светлейший князь -камергеру?  Князь Долгорукий- «парчу на верхний кафтан», царица Прасковья Федоровна, вдова старшего брата Петра, Ивана Алексеевича.-доходы со своих псковских деревень. Когда мать будущей императрицы Анны  Ивановны вызвали на допрос к царю, она подписала обьяснение: «...дала я Монцу деревню для того, што все в нем искали, штобы добр...» На этом все прерывается, поскольку видимо пояснялась причина по которой все искали участия у Монса, а дело трактовалось о взятках, а не о иных промыслах. Показательно, что само дело вершилось очень скоро, в отличии от других  подобных. Многие даже не допрашивались. Уже 14 ноября суд  приговорил Монса, как взяточника, к смертной казни. Петр подписал « Учинить по приговору», а 16 ноября на Троицкой площади Монсу отрубили голову. Иностранные наблюдатели оставили записки, что следствием дела Монса стал серьезный разлад в семье Петра, поскольку 28-летнему камергеру стала оказывать своё расположение 40- летняя Екатерина. Ясно, что намереваясь оставить власть жене, Петр столкнулся с делом Монса, и понял, что сама власть может перейти к какому-нибудь смазливому франту, приглянувшемуся его супруге. Интересно отметить, что в последствии именно так и происходило множество раз, и фаворитизм не был умерщвлен отрубанием головы Виллима Монса. Более того, причиной хронической нестабильности стал сам Петр со своим выше названым манифестом о престолонаследии. И вот ночь с 28 на 29 января, умирающий Петр, наследник так и не назван. Его сподвижникам было что терять, ведь пойди все по старому укладу... Поэтому ,, птенцы,, петровы были деятельны как никогда. Самым главным был конечно Александр Данилович Меньшиков. О его аппетитах  наслышаны, я думаю, конечно, многие. За тридцать лет карьерного роста он совершил головокружительное восхождение от денщика Петра до генералиссимуса. Вот его официальный полный титул 1726 года; «Светлейший Римского и Российского государства князь и герцох Ижорский, ее императорского величества всероссийский рейхс-маршал, и над войсками командующий генерал-фельтмаршал, тайный действительный советник, Государственной военной колегии президент, генерал-губернатор губернии Санкт-Питербургской, от флота всероссийского вице-адмирал белого флага, кавалер орденов св. Андрея, Слона, Белого и Черного орлов и св. Александра Невского, и подполковник Преображенский лейб-гвардии, и полковник над тремя полками, капитан-компании Бомбардир». Богатейший человек того времени, с ног до головы усыпанный многочисленными орденами, он на протяжении всей своей жизни был ненасытен к деньгам, почету и власти. Естественно самым желанным исходом для него было бы пришествие на престол Екатерины. Подстать Меньшикову были и другие «принципалы». Ф. М. Апраксин – президент Адмиралтейской коллегии, который никогда не был опытным флотоводцем и организатором военно-морского дела. Ф.М. Головкин - руководитель внешнеполитического ведомства. Это абсолютно блёклая личность, но всегда точный исполнитель петровской воли. Самым старшим по возрасту из «птенцов» был П. А. Толстой. Вот это уже был характер - умный, гибкий, прирожденный дипломат. Он всегда с блеском выполнял те сложнейшие задачи, которые ставил перед ним царь. А то, что Петр поручил именно ему розыск  Алексея за границей, и вывоз его в Россию уже говорит о многом. В последствии он же возглавил Тайную розыскных дел канцелярию занятую щекотливым делом царевича. Остался документ где Толстой пишет об одном из подследственных «...не надобно ему исчислять застенков, сколько бы их ни было, но чаще пытать, доколе или повинится, или издохнет, понеже явную сплел ложь».
Ясно, что для  П. А. Толстого была абсолютно чужда мораль. Жесткий и беспринципный, он легко шел на убийство. Существует его письмо от 1704 г из Стамбула , где он описывает случай, как  один из служащих посольства хотел перейти в мусульманство, и он отравил его. А по окончанию дела Алексея, Толстой стал действительным тайным советником, сенатором, обладателем обширных поместий, президентом Коммерц-коллегии. Видимо усердие его заслуживало поощрений.
И вот в ночь смерти Петра, после краткого совещания вельмож, где, кстати, некоторые ставили под сомнение право Екатерины на престол, победили сплоченные  «принципалы». Гвардейцы окружили дворец, заблокировав противникам Екатерины возможность провозгласить императором сына царевича Алексея. Дело было сделано- Императрицей стала Екатерина1.
Что ж, давайте посмотрим, как реагировало общество на смерть Петра. Кто жалел о нем? Да, пожалуй, таких было не много. Его сподвижники держались только за власть, даже Меньшиков был заинтересован в этой кончине. В последнее время Петр1 отдалил его от себя, и явно не выказывал к нему своего расположения. О семейных делах Петра и Екатерины повторятся не будем. А.В. Макарова, руководителя своего кабинета, царь хотел, да не успел судить за многочисленные взятки. Никто из сподвижников не чувствовал себя в безопасности, все тряслись за свою     жизнь.  А по просторам страны пошел гулять, и ныне известный многим, народный лубок   под названием «Мыши кота погребают». Вот его полное характерное название- «Небылица в лицах, найдена в старых светлицах, обверчена в черных тряпицах, как мыши кота погребают, недруга своего провожают». На лубке был изображен на санях легко узнаваемый по усам кот, которого провожала траурная вереница мышей. Рисунок был снабжен рифмованной надписью, которая отображала явную фальшь в горе и неприкрытую радость участников церемонии. Лубок получил огромное распространение и был очень популярен в народе. Вот восемь мышей впрягшихся в сани явно пародируют восьмерку коней траурной колесницы Петра. А вот «чухонка Маланья» узнаваемая Екатерина1- «ходит по-немецки, говорит по-шведски». Далее за санями идут обиженные котом мыши; «Старая подовинная седая крыса смотрит в очки, у которой кот изорвал жопу в клочки... Мышь-охтенская переведёнка несет раненаго котом своего ребенка... Идет мышенок- отшиблено рыло, несет жареную рыбу». Охтенские переведёнки это те, кто был переведён насильно по указу Петра на жительство в Петербург на Охту. А вот радостные мыши с окраин: «Трёнка с Дону, из убогого дому, веселыя песни воспевает, без кота добро жить возвещает... Мышь татарская Аринка тож наигрывает в волынку». Советую всем взглянуть на это ироничное творение народного уличного юмора. Вызывает восхищение точные взгляды и знание обстоятельств, а ведь это не придворные слухи. Вот он взгляд народа-  Мышь весела в волынку играет, песни напевает, кота проклинает. Можно уверенно говорить, что на похоронах Петра если и проливались слезы, то далеко не искренне, а лишь «послюня глаза».
 Петр оставил тяжелое наследство. Бесконечные реформы и преобразования так и не были завершены. Его сподвижники, это кучка растерявшихся людей которые никогда не имели своих идей и взглядов, а следовательно и воли.
Именно такие исполнители и нужны были Петру, но он умер. Ведь царь Петр расписывал своим подчиненным и подданным все – куда складывать навозные кучи и как и где и из чего... и жестко смотрел за исполнением. Непрерывно идущие войны разорили людей и государство. Усилилось бегство крестьян. Особенно тяжелы были финансовые дела. Армия поглощала всё, а денег все равно не хватало. Отметим что «под ружьем» был каждый десятый крестьянин!
 Общая сумма недоимок с 1720г по начало 1726г достигла, по подсчетам Военной коллегии 3,5 миллиона рублей при ежегодном подушном окладе в 4 миллиона. Очевидно, что следствие реформ имело хронический характер. Все это при обстоятельствах  тяжелейшего неурожая и голода. В 1721- 1724гг резко подскочили цены на хлеб, и возросла смертность населения. Вот доклад полковника Трайдена из Пошехонского уезда в 1723г « ...явились от хлебного народу и питающихся травами померло разных помещиков дворовых  людей и крестьян» около 5,5 тысячи душ, то есть 11 процентов мужчин, положенных по уезду в подушную подать. Трайден также пишет, что в 1724году крестьяне пекут хлеб: 1) из одной травы вахты и пихты, 2) из одной мякины, 3) из житной и овсяной мякины с соломою, 4) из лесного моху». Многочисленные документы говорят о недовольстве крестьян, все они топились в бесчисленно пролитой крови. Но недовольство было не только в слоях «подлых людишек». В феврале 1725г было начато следствие по делу полковника Юшкова, заявившего что не желает идти поклоняться праху Петра; « Что мне у мертвого делать? Я отпущен в деревню, а у живова не часто бывал».
А вот скандальное следственное дело фактического главы Синода новгородского архиепископа Феодосия Яновского, который проявил открытое пренебрежение к Екатерине1 и выступал в Синоде с такими речами о Петре: « Бог-де дал ему, императору, кончину, был-де государь великой амбиции... глубоких и беспокойных замыслов, новыя одни по другим дела заводил, сегодня великое дело задумал,  утро-того больше затеял. С наговора бездушных людей и доносителей о всех, как духовных, так и светских особах, начал иметь, яко о неверных себе, худое мнение и подозрительство... никому начал не верить, только молодым придворным и злосовестным людям, для чего и тайных имел шпионов, которые на всех надзирали и так иногда смущали его, что он ночью спать не мог».  А вот строки из доклада «О содержании в нынешнее мирное время армии и каким образом крестьян в лучшее состояние привесть», где говорится о положении крестьян страдающих от податей, голода и произвола властей; « От такого несносного отягощения пришли в крайнюю нищету и необходимо принуждены побегами друг за другом следовать и многие тысячи уже за чужие границы побежали и никакими заставами удержать от того неможно» на что была наложена резолюция Сената- «..от побегов можно удержать так; надлежит выбрать сотников и десятников и положить круговую поруку, усилить караулы». Я думаю, нет нужды комментировать эти документы. Следует только отметить, что со смертью царя те кто называл себя- « до скончания века дети Петровы», эти  «птенцы» повели себя уже совсем иначе, и находясь при власти вели абсолютно другую политику,идущую в разрез со всеми  делами и реформами Петра.
Вот оно положение, после правления царя, которого так часто изображают романтиком, на стремящемся в будущее парусном корабле.
  Флот который так самозабвенно любил Петр, был построен наспех и попросту быстро сгнил. Морской державой Россия по настоящему стала при Екатерине Великой. Казна пустовала. Обнищавшее крестьянство, доведённое до страшной крайности бежало тысячами за пределы страны, и не какие армейские кордоны не в силах были предотвратить это бегство. А в саму  армию при наборе, рекрутов забивали в кандалы, поскольку те бежали по дороге. Мало того, их стали помечать для облегчения поимки, специальной татуировкой которую в народе прозвали печать антихриста. По дорогам грабили жителей многочисленные шайки разбойников. Население страны было в постоянном страхе и напряжении, а как иначе при поощряемой системе доносов возведенной в ранг  государственного первейшего значения.
Уместно будет упомянуть всем знакомый указ о стрижке бород. Напрасно к этому многие относятся с ухмылкой.
Итак с 16 января 1705 года предписывалось чтобы все служилые, купцы и посадские « впредь с сего его великого государя указа бороды и усы брили. А буде кто бород  и усов брить не похотят, а похотят ходить с бородами и усами, и с тех имать..» далее указывалась сумма штрафа-от30 до 100рублей, с крестьян же взималось  « по две денги» при въезде в город. Тем кто платил выдавался специальный «Бородовой знак». Ранее выходил другой указ от 4января 1700года «Бояром и окольничим и думным, и ближним людем, и стольникам, и стряпчим, и дворянам московским, и дьяком и жильцом и всех чинов служилым и приказным, и торговым людем и людем боярским на Москве и в городех носить платья венгерские, кафтаны; верхние длиною по подвязку, а исподние короче верхних тем же подобием, и то платье кто успеет сделать, носить с богоявлениева дни ныняшнего 1700года, а кто к тому дни сделать не успевает, и тем делать и носить, кончае с нынешния сырныя недели». Как мы видим это прямой отказ, а лучше скажем запрет на сложившиеся в народе традиции. Ведь одежда, манеры, образ жизни и внешний вид это огромное составляющее Русской традиционной культуры . Гонению стало подвергаться все что было связано с русским духом и впредь именовалось -стариной. Но как бы не был грозен молодой царь, есть множественные примеры неповиновения. Нет наверно большой необходимости пояснять, что лишить бороды пожилого человека того времени это равносильно что лишить его чести. Делалось сиё всегда прилюдно прямо на улицах, чего в прочем и добивался Петр- унизить и опозорить. В указе преследовалось отнюдь не внешнее благообразие, Петру необходимо было разорвать связь поколений, и он этого добился. Со временем дети, которым предписывался абсолютно другой образ жизни, стали насмехаться над своими родителями. Образовалась огромная пропасть во взглядах, смысле жизни и   ориентирах  молодёжи по отношению к своим пращурам.
Разъединенные они не могли и уже не стремились понять друг друга. А это уже трагедия нации похуже любой войны. Презиралось  то что ранее было свято, и наоборот в ранг добродетели возводилось то что до этого было  постыдно. Это великий национальный крах. Неуважение к своим предкам дорого обходится, и аукается нам и по сей день. Да и не окно в Европу прорубил Петр, не надо думать что Россия находилась на необитаемом острове, он открыл двери, а скорей даже  ворота западу. И вот хлынули от туда искать поживы многочисленные авантюристы и пройдохи.
Кому в армии раздавали щедро чины, кто прибирал к липким рукам природные ресурсы, а кто-то ловко устраивался при дворе. Больше того, наукой и образованием, а следовательно поучать народ уму разуму вдруг стали иноземцы, да полностью презирая этот самый народ, который был сведен до положения безгласной скотины.
Вспомните с чего в наше время началась «перестройка» Охаивали все что было ранее. Нам вдалбливали на каждом шагу что сами мы, не на что путное то и не способны.
По сей день мы добровольно ставим себя ниже любого иностранца, почему-то заискиваем перед ним и унижаемся. Вот вам и стрижка бород. Но и это ещё не все. С петровских времен у российского престола в последующем всегда были иностранцы. Нет с этого времени в династии Романовых русской крови, растворилась она в принцессах Ангалт-Цербтских, Гессен-Дармштатских, Виртемберг-Штутгардских, Прусских, Датских, Гессенских и т.д. Ушли в небытие Глинские, Долгорукие, Лопухины...Не надо упрекать меня в национализме, я не о том. Вспомните первую мировую войну, когда Николай Александрович Романов воевал со своим «дядюшкой Вилли», в чём его жену обвиняли в народе? Почему так бузил ранее столь дисциплинированный российский флот? Почему в армии солдаты перестали доверять офицерам и отказывались выполнять их приказы? 
  Петр1с завидным трудолюбием расписывал российское общество на классы., определяя рамки и взаимоотношения чинов. Он был не утомим в составлении подробных  инструкций.  С 1713 по 1725г Петр отправил 7584 письма и указа..   В 1720- 1725годах при разработке законов , а это 3019 документов  большую половину из них он написал сам- точнее-1779. Был построен огромный бюрократический «порядок» требующий строгой субординации. Однако как  отмечал Ф. Веселаго, « при желании скорейшего исполнения дела, Петр часто отдавал приказания тому, кто стоял ближе к делу или попадался на глаза, не давая знать его начальнику; таким образом , нередко распоряжение начальства , идущее с верху, встречалось с противоречащим приказанием государя, идущим снизу в верх, от подчиненного к его начальству». А по просторам страны скрипели перьями старательные переписчики, деля подданных в соответствии царскому указу. В городах огульно составлялись гильдии. Кого то скопом зачисляли в купцы. А при записи в ремесленные цехи думали тоже не о ремесле а о фискальных интересах..  Главной задачей было увеличить число тяглых, чтобы в последствии собрать больший налог. Тоже самое творилось и на селе. Одновременно усиливались ограничения в передвижении по стране, свободы выбора занятий, ограничения социальных перемещений. Все старания сводились к одной цели- построение четко регламентируемого государства, где все расписано по пунктам. Петр строил  отношения в обществе по так любимой ему армейской модели. Интересно и то что присягу на верность, которую писал сам царь, приносили не только военные но и штатские чиновники. Но мечте о налаженном и запущенном механизме так никогда и не суждено было сбыться. Каким бы небыло жестко- полицейским государство, как бы оно не вторгалось в дела и даже не старалась регулировать помыслы своих граждан, на основе страха, при узаконенной и поощряемой системе доносов Петру так и не удалось осуществить- « произведение подданного всероссийского народа».
  Так кто же был заинтересован в прославлении Петра?
Первой кто так активно занялся этим, была Екатерина II
И надо сказать у нее были на то причины. Заняв место на российском престоле в результате дворцового переворота, являясь природной иноземкой, она как никто должна была прославлять фигуру и новшества Петра. А также должны же чем то быть оправданы «западные» веенья в политике.
В последующем при каждом насильственном насаждении реформ, вытягивалась и возвеличивалась, превознося и непомерно раздувая заслуги -личность кровавого императора- гонителя земли русской. Этот «сутоловатый ростом, смуглый лицом и негромким сиповатым голосом»  «Отец Отечествия, Император Всероссийкий Петр Великий» не в одном указе не упамянул о понятии России, Отечества, земли русской. Само государство везде как «его царского величества государевы земли», и даже в воинском уставе присягали «царю-государю» но никак не России.  Отметим, что и у самого Петра нашлись приемники.  А далее…
   Так кому лежат цветы в Петропавловской крепости?
 И кто мы, почитатели Петра Великого? Великого кого...?


                Иванов Н. Н.




 Используемые материалы;
М.П. Погодин- кн Историко-критические отрывки, т1М 1846г Петр Великий.
Н. В Воскресенский . М.; Л; 1945  Законодательные акты
Петра1
Исторические бумаги, собранные К. Арсеньевым СПб., 1872г с83-84
Есипов Г В Раскольничьи дела 18 столетья т1 СПб., 1861г
Есипов Г. В. Люди старого века СПб., 1880г
Устрялов  Н т. 6, с 278-279
Бассевич Г.Ф.  Записки.
Павленко Н.И. Полудержавный властелин.М., 1987г
Анисимов Е. Время Петровских реформ. 1987
Ровинский Д.А. Русские народные картинки СПб., 1881г
сборник Русского императорского исторического общества. т. 63