Выпуск 9 стиховая теория самбо

Исаянц Версия Лика
9-0.

               Я памятник себе воздвиг…

         Иду на всё: что было и что будет.
         Надеясь, что меня сей мир забудет.

9-1.            

           ИНОСТРАННОЕ  УТРО
                в   г. Воронеже

Слоистый день меня увидел въявь –
Сквозной, размытый в космос день цветистый,
Когда внезапно вспенилась баравь
Летучей   крек-собаки*   в туче мглистой…

На языке её «Дай хлеба!» – « мрарк »  да  « брарк »!
В глазах темнело, застилалось солнце.
Я был в лесу… Как лес – огромный парк
Окраины Воронежа…
                – Эй,  Блонца! – **
(Позвал её по имени, крича), –
Лети ко мне, айрландская  толтнеба! ***
Доешь со мной остатки кулича!..

– Нет джема?
– Нет.
– А мармелада?
– Нет…
              – Дай  хлеба!

                Май 2005 г. На пасхальной неделе…

   МАРКЕРЫ:
*   крек-собаки – собаки, понимающей человеческие
    языки (Поэтарх с ней дружит уже очень давно).
**  имя этой собаки.
*** порода этой собаки (очень редкая!).

9-2.

 ПЕЙЗАЖ 
 ПРИМИТИВИЗМА


                1.*


Писал я Ангелов, на небо и не смея –
В его глубины – глаз своих поднять:
На чопорной Земле стоял, немея,
И   ч у я л  над собою   м н о г о р я д ь!

На солнце – ярче глаз   ц в е т о п о л я н ы –
Протуберанцы бездн   и н ы х   цветов;
По вертикали  Тень  Святоморяны
Ко мне нисходит в   и н о р я д ь   летов…

И в мыслях Тот Пейзаж  мне очевиден:
На фоне Солнца гвогчет  Океан –
В лазури пен.  И ярко, как в карбиде –
Исполнен   и н о з е м н ы м   первый план.

                2.

                2.

На нём – пустынный берег океанский,
Истоптанный – как тысячью слонов!
На бреге Океана – мой армянский
И одинокий профиль. Тучи слов –

Как комаров – пьют кровь мою. Окрайна
Земного –  на  Планете  – бытия;
Из Океана – щупальца  Мегайна **
Почти уж дотянулись до меня…

Я – Ангелов писал!  И составлял из строчек
Земных поэтов  –  миллион других,
И их записывал без всяких проволочек
Для вас – в неадаптированный Стих!

                Май 2005г.  г.Воронеж


1.* - неадаптированная часть стихотворения.

** Страшного  Океанского  Чудовища. 

9-3.


                * * *

О, Зевс!  О,  Зевс!..  Из-за тебя Калипсо,
Не живым разумением земным!..
Дверей Небес – из масочного гипса –
Ей не открыть, и не войти  –  двоим!

О,  Муза недоступных разумений!
Что – Гавань?  Где?.. Где тот Корабль плывёт?
Богиня тонких струй! Каких течений
Ему не надо, чтоб замедлить ход?

Зачем в теченьях Звука, о Богиня,
Звенит давно уж им отвергнутый металл?
Что – Деньги?..
                …Кстати!  Где на моё имя
Лежит твой долг мне,  Зевс?
                Где мои восемь драм?!.

                Май 2005г. Воронеж.

Примечание.  В этом стихотворении всё так удачно получилось потому,
             что  «драма»  -  это ещё и денежная единица.


9-4.
                * * *
                К  «Автопортрету»  в стиле А.Руссо, 
                но с другим пейзажем
                1.

Одно мгновенье – и от снега
До буйных трав зелёных – пир!
С какой-то Тенью коченега
(Для рифмы!) – жизнь вношу в папир
(Для рифмы тоже!) – Отупенье

От этой джунглости слепой!..
… Стоит сосна, стоит телега
(Зачем она здесь, боже мой?!.)
Лощина… Склоны для разбега…
Лопух какой-то голубой…
Короче -  буйное цветенье!

                2.

Всё это было у Руссо
В одном шикарном брейк-портрете:
Стоит –  в усах,  в глазах,  в берете,
В груди – солёный  патиссон!
И на всё то, что есть на свете –
Глядит тоскливо, как масон.
      
(… Так цвёл его   б у л о н с к и й   с о н –   
       До утверждения победы
       Над чёртом-Энгром, превоспетым,
       И над Буше с его  «Misson»…) *
         
                1. (окончание)

И солнце красное печёт,
И здесь в продвинутой тусовке
Природа буйствует в обновке –
И сумасшедшим глазом жжёт!
                20 мая 2005г.  (Живу в Воронежском лесу).

 *  Изображения всяких разных  красоток у Буше.

9-5.

                * * *

Сей  сочинённой мысли праздность –
Глыбо-Космических Личин
Воображению *  –  ужасность
Внушала  фактом  беспричин.

Уж то, что сказано в  «Блаватте»,
Не восхищало никого.
И, всё-же, вдоль Земли – Касатель**
Летел,  один на  одного…

Земле ли то спасеньем было,
Иль Космосу – от сей Земли
Я вышел на него не с тыла:
Шлейф виража (аж  заложило!),
Скомандовал поддержке  «Пли!»,
И шёл лоб в лоб, хотя сносило…

Он – в мощи звёздного сложенья
Цифирно-пресных величин;
И я – свой шлейф воображенья
На мощность полную включил…

И сшиблись мы!  –  проверка, проба
Взаимо-действующих сил!..
Ну, я, конечно, победил.
А вы, конечно, наблюдали,
И в микроскопе телескопа
Давили не на те педали, –
Зачем – не знаю. Знал. Забыл!
                МАРКЕРЫ:
 *  Воображению Мировых Сущностей
** Одна из этих глобально-космических Сущностей

9-6.

                КОКТЕБЕЛЬ
          (Пляж. С. Пустовойт. 1976г.)

Я ел -  бифштекс! Пред тем  - побыв в кино.
Им угостил меня Фредрико Гербертович.
– Вы почитаете? По-русски – армено? –
Сказал Фелинин, будто Сэм Гитович.

( А я  писал тогда  «Кордации Корбля» –
В чём суть и смысл Величеств и Величий…)
Бифштекс прочистил моё горло птичье…
– Об чём читать? – Об Эривань-Орпля!

– Ну, эта синекура у Хорена!*                ( Х.Абрамяна)
А он – вон там, в углу! Дня на три прибыл к нам.
И оттого в волненьи Челестена –
(Не съесть ли мне десерт?) – и она тоже там!..

– Похоже, там проходят через драму…
    Читай!
– Осмелюсь ли?.. –  Иль в бездне – перемена?
Аммаркордационная  тщета?..
– Кгм!.. «Урождённая Айвазова. – Вода»!..
(И как мне здесь читать свою уэльсограмму?..
Но я – решился!  Вспомнив: вместе с ним –
Ещё под вечер, как гора стемнела,
Я солнечный заглатывал куним
И в явность дня не верил, между делом.
Как подошёл печальный Пустовойт:
– Что смотришь в даль, в ней нет знакомых линий…
– Зато есть нечто – (кажется – живое!) –
   неслышного  исполненное воя,
   так – пустовойтное…– ха-ха! – сказал Фелинин.)

 9-7.

   ПАМЯТИ  АШОТА  ГРАШИ

Какое праздное веселье:
Пестро столы накрыла смерть!
Мне страшно на неё смотреть.

В тоске бокалов, в блеске тленья
Два сына терпят гнёт долин,
Оставленных отцом. Улыбкой
По лицам их проводит сплин
Канатоходца ход – над зыбкой
Мертвящей пропастью ума…
                .  .  .

Комментарий.
   Этого стихотворения в рукописях Поэтарха
не было… Но случайно выяснилось, что 80%
его текста отложилось – ещё с тех времён! –
в памяти искусствоведа Владимира Добромирова,
и он начитал его нам на диктофон. Этот текст был
распечатан и предъявлен Айасу, который его мгновенно
вспомнил -  тут же все ошибки и неувязки исправил
и дописал забытые Добромировым  строки…
    «Это стихотворение в те времена буквально
 потрясало воронежское элитное сообщество».
                (В.Добромиров)      

Ашот  Граши, в ранге Народного Поэта Армении,
бывал в Воронеже; мемориальной доски пока
не имеется. – ИЗД.

9-8.     ТРУД  СИЗИФА

Как Камень на Олимп – Сизиф:
С подошвы, крепкими руками –
На Склон, что от рассветов сив,
И выше – в Инородный Пламень,
Иства от коего богов –
Огонь, что не имеет веса, –
На три отрога из гол-гоф
Катил он Камень до Зевеса.

Внизу кишел Афинп иль Римп,
И, наблюдая труд усердный,
Атлант, куратор воли имп –
Он солнце длил немилосердно.

За этот вдохновенный труд
Сухих, сутулых паств атлантов,
Держащих неба изумруд, –
Труду богов и впредь гарантов, – 
И он свой Камень перестать
К богам воскатывать в нирвану
Не мог,  – хоть  время собирать
Ещё не наступило… Рано!

Ещё не надобен он был!
И –  неизменное сверженье,
Как результат впустую сил
Потраченных, как возмущенье
К неадетварности богов,
Что возвращали Камень в долы…

… Осколки сыпались слогов –
Искр божьих, попадая в молы,
В молву, в молву: «Сизифов труд!»

… И что осталось от Сизифа?
Вот этот неба изумруд?
И да, и нет!  Лишь ветер мифа –
Что по стихам сквозит и тут…
«Сизифов стих мой»!..   Айа-с-Ифа.
9-9.
                *  *  *

Куда ещё прочерепашусь?
Во что в-улитчусь?  Куд-куда?
Подкрабываясь как всегда
Ква-к-вам, ква-к-вам  в аквариабус.

.  .  .

Куда ещё Пространству Теней,
Сокрытых в таинстве слюды, *
Как не в стеклянное прозренье
Рото-открытости судьбы?..

.  .  .

«Нелль меццо, нель ди Ностра Вита» – **
Что в Водах Тёмных ищет Кров!..
И всё, что в мире Тьме открыто –
Вместить мой череп не готов.


*  слюдяные боги – это люди.
** похоже, начало «Божественной Комедии» Данте.

9-10.

                *  *  *

Что проще смутного столба?..
Стою, вопросом возмущённый:
Его не ставят на попа,
И не рисуют крест смещённый;

Его не спилишь – брось пилу! –
Не кипарис, и не чинара! –
Не вырежешь на нём стрелу,
Что с надписью «Абрам + Сара»
Пронзает сердце; не вобьёшь
Гвоздя в него; весьма возможно –
Что не взорвёшь, и не сожжёшь,
Хотя – попробовать – всё можно…

Изображенье на столбе –
Какой-то  Лик, прозрачней пыли,
Который ты нашёл в себе,
А не каким тебя забыли.

Длина его  =  всех дней твоих
До срока света-представленья…
Иначе он, – что ты постиг, –
Не стоил бы стихотворенья.

9-11.

            *  *  *

Мало в том весёлого –
Почему, не знаю:
Вижу – лезет в голову,
Что я умираю.

Мало в том и хитрого,
Мало и хорошего –
Полем малахитовым
Уходить, взъерошенным.

Дней Творенья аурой
Вызван и взлелеян –
Для печеры в Лавре
В нижних галереях.


9-12.

                *  *  *

Спеши, спеши!  Пока не стихло
Биенье сердца моего.
Спеши скорее в этот стих мой –
Останься в нём до дня того,
Как не минует катастрофа!..

Достану рукопись в столе;
А ты плечом чуть сдвинешь строфы,
Протянешь руку в помощь мне.


9-13.

                *  *  *

                Зарисовка на художественной
                выставке


Я видел  в з о р   –   с картины, чуть левей…
Но подбежавший диктор с капучино
Начал рассказывать, как строил мавзолей
Его какой-то дед. На то была причина.

Потом – пейзаж: казалось,  шо  цикавый,
Он пах юго-воронежской мовой…
А диктор вкруг себя уже собрал ораву –
И в чём-то ей ручался головой.
                Июнь 2005г.
9-14.

         СТИХИ  О  ВРЕМЕННОМ
                (30-летнем)
                ПРОВАЛЕ

                1.

Простит ли Бог, что снова я туда –
К Нему: дублировать мотивы – вольным чувством,
И добывать для вас то  вечное искусство –
Там, где в верхах Шатра не движутся года.

… Немецкой перфорации рефрен
В Шатре озвучивал Его немую фильму,
И  образ ваш – в том голосе – мертвел,
Хотя играли все довольно сильно.


                2.

В шестидесятые Шатёр был – цирковым!
Премногих стран зеваки изумлялись,
Осуществляя мозгом головным
Все функции спинного, пялясь… пялясь!

И в спектрах памяти: в огнях Цветной Бульвар,
Озвучивание немой какой-то сцены,
Где, выдыхая «самотешный пар»,
Спрос на вполне земной опережал товар
Шатра небесного и ценности, и цены.

                2003г.

9-15.

                *  *  *

                NN*  в роли Сигурды

Бульваром Москвы на булыжной основе,
Там где испокон слышит лишь тишина
Волненья страстей и биение крови,
С Сигурдой вдвоём она шла, как   о д н а –
Неся на себе всех веков боголепье
(В такой астронавтике – высадки нет)…

Уж в прошлом далёком, как я – за столетье
До Ваших концертов – купивши билет, –
Боюсь не дождусь всего нескольких лет.

                Июнь 2005г.


Комментарий.
   Кому посвящено – Поэтарх зашифровал. Но, если
следовать его «неявным принципам» и  р а з р я д к е,
здесь явно просматривается фамилия «Сидур».- Изд.

9-16.

                *   *   *

Сапгир придумал шутку  -  «аль-прапрадед».

          (Се -  моностих мой.  Дальше – не пишу!
            Теперь – в тираж его!  Пусть выйдет в Ленинграде.
           Приказ иль просьбишка?  Извольте, прикажу.

           Хоть там в почёте, почему-то, ныне фанта,
           Хоть рифмы я граффлю, и се мой титул –   «графф!», –
           Я Генриху ибн Францу-Фердинанду
           Всё ниже кланяюсь, и узнаю  –  рукав!..

           Меж титулованными – ясно:  свой закон,
           Свой этикет…  Рукав длины предельной –
           У коронованных!..  Пусть примут  мой поклон!
           Хоть у меня – длинней, но он – поддельный!)

                7.05.2004г.


Комментарий от Айаса: 
«Прапрадед моего Учителя Поэзии  (организатора  литерат. эмиграции «третья волна» )
Сапгира Генриха Вениаминовича – Великий  Прусский Император  Франц-Фердинанд».