М. Ю. Лермонтов о Жене Бога Севера - Шалаве

Натэлла Климанова
Текст произведения «М. Ю. Лермонтов о Жене Бога Севера - Шалаве»

Интересную тему развил автор Андрей Писной о мифической Медузе Горгоне.
По его версии красавицу Горгону, - любовницу Богов, котоорая полюбила Персея, обратил в уродливое чудовище злой колдун-Пришелец. То есть, чужестранец.

Горгоной… сделала меня судьба
в жгуты из скользких гадов, змей
колдун горбатый, косы обратил
и взор теперь несёт мой... – Смерть !

любой… кто попадется на глаза
мгновенно в камень будет мною обращён
проклятие Медузы – мысли., вслух
я двойственна и это мой порок

один сосок являет миру молоко
второй ... отравою змеи кро-во-то-чит
не верьте Овидию - он лжец
с богами Я ! - в любви ... спала !!!

делил со мною ложе ., Посейдон
вниманием других… была не лишена
пока Афина,
( жутко взревновав к моей красе )
не наняла,
того … пришельца – колдуна

в чудовище, меня он обратил
но красоту и тело … сохранил
а также грязный изувер
оставил мне возможности любить …
и я теперь, всех убиваю , лишь …
с ласкою и нежностью., взглянув

ищу я смерть, я не могу так жить
меня молвою превратили в зло
а я,
лишь жертва зависти людской
ведь человек не любит тех –
кто …по их мнению – счастлив;
и наделен, небесной красотой
и лаской бога…. Райской , неземной
таких,
колдун в Горгону обратит
и осквернит навек и вслух
воспоминания
о … них

я из веков тебе кричу - Персей
ты, что во сне меня любя, потом убил
грех совершил и руки кровью обагрил
убил ты не меня , убил несчастный
ты - Любовь!
Поверил злым ты голосам
Наветам злобным и словам

а я ждала, не смерть от лезвия меча
я., подарив во сне тебе - любовь !
надеялась, что расколдуешь ты меня
исчезнут змеи в чёрных волосах,
и я опять смогу любить,смотреть
в желанные глаза !!!
без страха … в камень обратить

и в память людям о судьбе моей
из крови девы, миру, явится Пегас !
http://stihi.ru/2010/07/05/6991

В примечании Андрей Писой пишет, что "В героическом повествовании в его завершение Овидий еще раз излагает родословную Медузы и упоминает о проклятии, наложенном на нее ревнивой и завистливой Афиной. Он рассказывает о том, что в юности Горгона была очень красивой и волосы были ее главной гордостью. Однако все изменилось после того, как Посейдон насильно овладел ею в храме Афины. Разгневанная осквернением своего святилища (а может быть, и из зависти к красоте Медузы), Афина направила на нее свой щит и, превратив роскошные волосы в змей, изгнала ее из своего храма на вечные времена.

... и ещё немного из мифологии ;

Древнегреческий герой Персей избегает ее прямого взгляда и отрубает спящей Медузе голову, глядя в ее отражение на своем отполированном щите. Из крови, хлынувшей из раны, "как из материнского чрева", появляются сыновья Медузы - Пегас и Хризаор. Их отцом, видимо, следует считать Персея.

Со времен Пиндара Медуза Горгона совмещает в себе одновременно ужас и очарование. Она олицетворяет слияние в человеке хаоса и порядка, свободы и самоограничения, сознания и подсознания. Кое-кто может предположить, что мифы - отражение заблуждений древности. Скорее они - зеркало человеческой души."

Мне бы хотелось расширить некоторым образом исторические изыскания Писного.
Дело в том, что древнегреческие мифы указывают, что Персей, для того, чтобы убить Горгону отправился в северную страну Гипербореи.
Действительно, Медуза Горгона, якобы, со стыда от своего страшного вида, удалилась на Север.
Я думаю, что это намеренное искажение действительности и всего мифа.
Древнегреческая Медуза Горгона, - это вторичный миф, - производный миф от славянской легеды поклонения богине Шалавые - жене Бога Севера.
Древние славяне поклонялись Жрице Храма Любви, - могущественной Шалаве, которая имела в своих руках символы власти – скипетр, меч и булаву.
Слова: БулавА-ШалавА, - сходны своим звучанием и за века не изменили в произношении.
Значение булавы, как грозного и действенного оружия, - не изменилось.
А вот, смысл и значение слова Шалавы, - утеряно в веках и в настоящий момент употребляется в низкой разговорной категории, как женщины плохого поведения.
Тем не менее, в гербе польского воеводы в 17 веке была изображена женщина- Шалава с оружием булавой.
Титул Воеводы - это высокий титул короля польского народа.
Для чего королю надо было искать защиты у богини Шалавы?
К счастью, сохранилось талантливое стихотворение М.Ю.Лермонтова, который видимо записал стих, послушав предания о ЖЕНЕ СЕВЕРА:

Жена севера

Покрыта таинств легкой сеткой,
Меж скал полуночной страны,
Она являлася нередко
В года волшебной старины. -
И Финна дикие сыны
Ей храмины сооружали,
Как грозной дочери богов;
И скальды северных лесов
Ей вдохновенье посвящали.
Кто зрел ее, тот умирал.
И слух в угрюмой полуночи
Бродил, что будто как металл
Язвили голубые очи.
И только скальды лишь могли
Смотреть на деву издали.
Они платили песнопеньем
За пламенный восторга час;
И пробужден немым виденьем
Был строен их невнятный глас!...

Таким образом, можно считать, что Шалава была не только славянской жрицей Храма Любви, но и грозной, сильной, могущественной Богиней, - женой Бога Севера.
В руках у неё, очевидно, был Меч, Шар и Булава.
Глаза у неё были голубые - "язвили очи".И на язык она была сильна, раз слушатели каменели.
Кто видел её глаза, - тот умирал или превращался в камень.
Её можно было видеть только издали.
Поэты слагали в её честь стихи и песни.
Песни исполнились в храме хором - "стройным песнопением"
С Богиней Шалавой и её верховной служанкой - жрицей, можно было провести " пламенный восторга час". Но не все могли, а только избранные - скальды.
Плата была - песнопение.
Очевидо, что избраные жрицы храма слагали стихи, молитвы и песнопения. Они же оценивали стихи и песопения, слагаемые в честь богини Шалавы.
Богине Шалаве строили храмы.
Богиня Шалава была воительницей и хранительницей домашнего очага, верховной Жрицей Любви.
Таким образом, каждая славянская семья , каждый воин ,и каждая славянская женщина были на протяжении всей своей жизни под охраной и управлением грозной и могущественной Богини Шалавы.
За непослушание и нарушение законов богиня Шалава могла покарать своим взглядом,- превратить человека в камень.
Известно, что славянская языческая семья не допускала многожёнства.

С христианизацией древней Руси, языческие храмы перестали строиться. Традиции и обычаи поклонения богам забылись.
Но богиня Шалава не могла забыться.
Ей тайно поклонялись, призывали на свою защиту.
Имя её упоминалось так часто, что её имя стало нарицательным. Со временем, значение и смысл слова "шалава" был утеряно, а слово "шалава" стало нарицательным и стало употребляться в отношении женщин недостойного поведения.
Но ещё в 17 веке польский воевода на своём гербе изображал могущественную Шалаву с Булавой, шаром и мечом. От богини Шалавы польский воевода ждал могущественного заступничества и охранения своей семьи.

Древнегреческие мифы позаимствовали славянскую легенду о богине Шалаве, превратив её в смертную женщину Медузу Горгону.
Герой Персей, прибыл в Гиперборею , отрубил спящей богине голову. Положил в сумку. Но забыл прихватить с собой главное оружие Шалавы - булаву.
Скорее всего, Персей не понимал и не знал как пользоваться булавой. Не знал Персей мощь оружия булавы, а то бы, тоже прихватил и как знать, в какую сторону повернулись бы греческие мифы, если бы Персей, с помощью Булавы, свергнул Зевса со своего Олимпа.
Тот факт, что смертная женщина Медуза Горгона, даже после смерти, имела устрашающее воздействие, от взгляда глаз которой погибали - говорит лишь о божественном её происхождении, о котором греки не знали или не придавали значения.
Конь Пегас появился из крови Медузы вовсе не случайно.
Богиня Шалава принимала поэтические песнопения в её честь, а значит, была покровительницей искусств, в том числе и покровительницей поэзии.
Поэтому, конь Пегас, как бы своим появлением восполнил утрату покровительницы искусств и поэзии. Частично покровительство искусствам , но так же и ремёслам, было взято богиней Афиной.
Тем не менее, ничего не говорится о том, что Богиня Афина интересовалась поэзией и песнопениями.
Функция присмотра за поэзией была доверена хоть и крылатому, но животому – коню Пегасу.
Конь Пегас, естественно, не говорил и песни не пел, но зато создал копытом поэтический источник, куда сам наведывался пить воду.
Можно сказать, что с древегреческих времён искусство поэзии находится под животным, рефлекторным началом и не носит человеческого и божественного характера.
Нормальная ли такая ситуация в искусстве поэзии?
Не потому ли, так плохи дела в поэзии с философией и вообще, со смысловой поэзией?
А что поделать, если человеческая Мысль находится в управлении и под покровительством животного - Коня!

Мне вот такая идея пришла в голову. Раз Медуза Горгона была матерью поэтического коня Пегаса, то, в принципе, гербом критики можно взять голову Горгоны.
потому что, из её вдохновенной крови, насыщенной славянскими песнопениями, вылетел конь Пегас
Это должно несколько устрашить борзописцев, которые не уважают мнение критики. Пусть смотрят на критику, как древние скальды, - со стороны и с почитанием.
Ну, и конечно же, не каждый решится брать на себя герб Медузы Горгоны , для того, чтобы ничего не понимая, критиканствовать в стихах.

В заключение, хотедлось бы привести стих собственного сочиения о медузах, богине Шалаве и Медузе Горгоне:

Студёные светлые тельца медуз

.............................Ромашки белых парашютов
.............................раскрылись срезанным букетом...
...............................(Чёрный Георг)

Студёные светлые тельца медуз,
Как парашюты в прибое на море.
На галечник брошен десант белых рюш.
Прозрачные тельца - кисель в колонкоре.

Подумалось: в море медуза сильна
Стрекотательным отжигом яда на кожу.
Я как медуза - прозрачна, тиха,
Совсем не заметна в море прохожих.
Что так беспечно мчат поезда,
Что так беспечно шуршат на колёсах,
Но стоит мне взгляд отворить и с плеча
Бросить свой взор обжигающий косо.

Словно медузы скользнувшая тень
В сумрачном гроте подводного мира
Ужасных, слепых и мелких страстей
Встанет как столб соляной, словно пень
От взгляда Шалавы - жрицы Надира.
Всесильной и грозной в те времена,
Когда не родилась на свет Нефертити.
Царила Шалава и все племена
Склонялись ей в ноги в священной молитве.

Много времён растворилось с тех пор
В рассоле мистической тайны дна моря,
Взорвалась луна, на Востоке смирился Дракон.
А в толще морей парашюты холодных медуз
В орнаменте складок и щупалец руз,
Мимо скользят, обжигая наследников вздорных,
Беспечных ныряльщиков в склад бытия,
Не помнящих Первую Белую расу со взгорья,
Забывших Шалаву - жрицу от горних миров
С булавой, как шар водяной и, как кров.
http://stihi.ru/2008/04/28/106