Земля гека

Светлана Дронова 2
   

Если Вы посмотрите на глобус, то сможете найти на далёком северо-востоке нашей огромной страны, которая не так уж давно называлась СССР, город Анадырь. Это Чукотка. Дальше, пробежавшись взглядом по кромке побережья, Вы увидите мыс Гека – это и есть моя малая родина! Родившись здесь на пограничной заставе, я стала маленькой принцессой – дочкой многонациональной дружной солдатской Семьи. В свободные от службы часы солдаты возились со мной, приносили игрушки-самоделки, угощали сахаром и любимой едой – пельменями.
Пельмени из оленины лепили всей заставой, заготавливая их в бумажные мешки и  упаковывая по две тысячи штук. На этот пищевой склад нередко забирались воришки-ласки, а однажды забрёл всеобщий любимец конь Васька, ну да это отдельная история.
 
Недавно папа, вспоминая то время (он был начальником заставы), с улыбкой спросил: «А ты знаешь, каким было твоё первое слово?». Я удивилась, чувствуя подвох, и ответила: «Наверное, мама?».  - «Нет!», ответил папа – «Это фамилия солдата – БАЕВ. Был такой замечательный парень, киргиз по национальности, который нянчил тебя и даже пел песенки». Солдаты тянулись к семейному очагу, ведь они  были, как сейчас говорят, старослужащими – Великая Отечественная война застала их на полярной границе, которую они охраняли ещё по два-три года после Победы.

Вот так неожиданно позвала страна детства – ЗЕМЛЯ ГЕКА. Там мы с мамой ходили на мыс за морошкой… и бегали, гоняя чаек, по песчаному берегу…
Бескрайние горизонты холодного полярного Берингова моря…  крики чаек… северные олени, собаки и нарты, суровая жизнь и обычаи чукотского народа всё это, такое родное и близкое, спрятанное где-то в глубинах подсознания и  сердца, всплывает вдруг и волнует воображение, и трогает душу, и призывает…

В тот Край, навряд ли, доберусь, приеду.
Когда уехала, мне было три...
Сейчас со внучкою веду беседу:
"Здесь родилась - мыс Гека, посмотри!"

Там папа охранял границу,
А мама описала быт и нрав...
Я помню всполохи, зарницы!
И здесь училась понимать, кто прав.

Меня дразнили в детстве - "Светка - чукча!"
А сердцу это было как бальзам.
И чтобы не забыть, на всякий случай,
Мне говорите вслух... "aufmerksam"...

Прошу вас, снова словом повторите
Мне образ детства светлый ещё раз!
Почаще комплемент сей говорите -
Народ Чукотский сердцем как алмаз!

Наша семейная история хранит много интересных, смешных и трогательных случаев.
Однажды папа, приехав с дальнего дозора, привёз своей Аннушке подарочек. Когда он вытряхнул из мешка двух очень худых, длинноногих и большеглазых щенков, мама никак не могла понять, что это за животные. Щенки были породистые, они подросли и привлекали всех своим видом. «Девочку» всё-таки сманили чукчи, а пёс Налёт стал вожаком папиной упряжки. Он был очень умным, преданным и не раз спасал в трудных ситуациях.

Сегодня вьюга в стены билась,
Ворчала, выла и звала,
И на душе тревожно было -
Там где-то жизнь оборвалась?

Пурга бушует третьи сутки,
Собаки залегли на наст...
Один вожак не ждёт минутки,
В пути замёрзнуть им не даст.

Каюр уж выбился из силы,
Не видно в темноте ни зги...
"Налёт! Вперёд! Давай же, милый!
Вожак, упряжку с места рви!"

Примёрзли нарты, в кровь ошейник,
Но верный друг не отступил:
Поднял собак, тряхнул за шеи...
Потом вдруг лёг и заскулил.

Последний миг... Совсем отчаясь,
Тянул за полу к дому зверь.
Вдруг путник ощупью, случайно
Наткнулся на родную дверь!

Дверь открылась и папа вошёл в дом. Мы с мамой кинулись целовать и обнимать его. Радости не было предела!  А у Налёта не было сил радоваться, он с чувством выполненного долга лёг у порога и стал зализывать раны.

Мама была большой умницей, озорной, смешливой молодой женщиной, а папа выматывался на службе и, приходя домой, моментально засыпал на постели иль на стуле, что послужило причиной не одной шутки…
Мне было года полтора-два, изъяснялась ещё на своём детском языке. Каждый день очень ждала своего папочку и бежала к нему с просьбой «Ням-ням!», что значило – «Раскуси  мне конфетку!». Там внутри круглой конфетки была вкусная фруктовая начинка! И вот однажды он успел уснуть, а я к нему с конфетками… Съел одну, съел другую! Я в рёв… бегу к маме, показываю… а она дала кусочек слипшейся лимонной кислоты – неси мол, дай папе. Разжевал – ПРОСНУЛСЯ!
Ещё забавнее другой случай: папа пришёл пообедать и, как всегда, отключился на несколько минут, а мама-баловница нарисовала карандашом своему любимому блондину чёрные брови. Вдруг папу срочно вызвали, и он убежал, а когда вернулся вечером, мама обмерла и уж не знала, смеяться или плакать. А солдаты-то никаким видом не показали что, что-то не так, не подвели нас с мамой. Так это и осталось «детской» шуткой.

Но и я, оказывается, умела «пошутить»… Однажды вечером умудрилась залезть в пододеяльник, да и уснула там, закатившись в угол. Искали всей заставой, думали – ушла девчонка в тундру. Спасибо Налёту, что нашёл! Он-то не сразу понял, кого ищут.

До последнего дня пребывания на полярной границе Налёт охранял покой и мир  нашей семьи – он никому не позволял повышать голос и ругаться. А когда мы уплывали по новому назначению на большую землю, папа с тяжёлым сердцем отвёл Налёта в посёлок и отдал его знакомому аптекарю. Там пса посадили на цепь, но, когда зазвучал прощальный гудок отчалившего теплохода, Налёт всё понял, порвал цепь и примчался на берег… Папа, не подавая голоса, со слезами на глазах долго стоял на палубе, всматриваясь в берег и прощаясь с Другом.
Верное сердце Налёта, оставшегося охранять чукотскую землю, живой энергией Любви до сих пор соединяет Берега… западные и восточные границы – заставы, по которым провела пограничная судьба нашу семью.   

Я в этот мир пришла из сказки,
В закон поверив счастья и любви...
Дорогу сердцу проложили краски
Цветов полярных и сиянье льдин.

Чукотка! Край земли из детства.
Простой наивно-радостный народ.
И стойбище с заставой по соседству…
Собаки и олени... северных пород.

Да! Не потерпит Север фальши!
И сердцу не позволит зачерстветь...
"Вот торбоса для дочки Вашей!
Лишь чарку дай, чуть душу мне согреть", -

Шептала, путаясь, чукчанка:
В руке - сапОжек бисером расшит.
Устроившись на нарты-санки,
Она, через минуту, сидя, спит!

"Ба, заходи, согрейся в доме!" -
"Нет, нет, однако, Рата идёт... чум".
Здесь жить одной семьёй - в законе.
Из века в век, чтоб выжить нужен ум.

Чтоб зверя победить и холод,
И чтоб живА осталась детвора,
Ночь не страшна... буран и голод...
Работай лишь для общего двора!

Я принята была в общину!
О, как сияли мамины глаза!
И ясная тому причина:
Мой первый в жизни шаг и торбоса!   
   
Память раннего детства и сейчас хранит в сердце тепло и любовь родного Очага, того края, который зовётся ЧУКОТКА. Она – эта земля, вместила в себя весь Советский Союз, и  те дружелюбие и общность, которые объединяли людей разных национальностей. И как бы не менялись со временем общественный строй и границы нашей страны, мыс Гека светит моей душе маяком Любви и Надежды.