2-й конкурс миниатюр на Ноевом Ковчеге. Заметки

Арабский Алфавит
Ведущий конкурса миниатюр предложил написать обзор по второму туру (декабрь 2011) – с удовольствием делаю это в отношении стихов. На прозу не покушаюсь. 
Итоги Народного голосования и ссылки на стихи конкурса размещены на странице http://www.stihi.ru/2012/01/11/1248

К сожалению, не могу откликнуться на каждый текст отдельно. В целом: уровень очень разный, от пока еще беспомощных проб пера до действительно удавшихся миниатюр, где комар носа не подточит.
Думаю, не все авторы послали стихи, в которых они уверены безусловно. Грешным делом я и сам выставил тексты, над которыми должен был бы еще поработать.
В то же время, посылая стих на конкурс, автор словно увеличивает дистанцию между ним и собой, дает себе возможность посмотреть на текст со стороны. И, конечно, повышает шансы услышать мнение коллег.

Стихи на конкурс пришли разные и стилистически. Тут и классические восточные формы, и традиционные для русской поэзии четверостишия, и другие строфические формы, и верлибры – то смыслосодержательные, то звукоподражательные. И даже "масонский знак" стихиры ("3да-стих" Ящера)).
При наличии времени все это можно было бы расклассифовать по жанрам, темам и "средствам выразительности", наметить "общие тенденции", выделить индивидуальное. И попытаться показать, почему один и тот же прием в одном стихе радует эстетическое чувство, а в другом – "не работает". Можно было бы. Но времени, как обычно, хватает главным образом на то, чтобы написать о его нехватке.

Поэтому вниманию со-конкурсантов предлагаю пометки только по некоторым стихам – что успел.

Мой фаворит – "По трещине" http://www.stihi.ru/2011/10/20/9479, автор – Огненная Бабочка.

По трещине в камне течет время
По трещине в потолке течет время
Все длиннее и глубже линия сердца
Все полноводнее

Маленькое стихотворение с кучей повторов (синтаксических, морфологических форм) – и какое хорошее.
Мастерски объединены элементы, относящиеся к природе (камень), быту (потолок) и человеку (рука). Объединены прежде всего наличием трещин, растущих со временем (тема старения). Но не только. Возможна и такая взаимосвязь: рука человека из камня делает потолок – и потолок, "дитя" природы и человека, наследует трещины своих создателей. Всё сущее находится в родстве.  Автор, возможно, не предусматривал такой трактовки, но текст внутренне содержит ее.
"Линия сердца" косвенно отсылает к миру души. Душа не только стареет, но и растет – это утешает и даже радует. Одновременно множатся и ее печали...
___________________________

Зазирцатель http://www.stihi.ru/2009/05/21/741 умело обыгрывает прямое и переносное значение слов "собачка": 

злая соб@цка
воет в пустой конуре
нет твоих писем

"Ц" в первой строчке показалось опечаткой.
___________________________

Евгений Петропавловский иронично напустил тумана в названии "Метафизика турбулентного потока" http://www.stihi.ru/2010/10/20/4476. Сам стих непритязательный, но технически сделан хорошо. И по смыслу – как не согласиться?

Если жизнь твоя хренова –
это, в сущности, не ново.
Но нисколько не новей,
что бывает хреновей!
___________________________

Выверены по форме и психологически точны миниатюры Александры Ининой –

http://stihi.ru/2010/03/14/9018

В утреннем кофе
Мерещится вкус
твоего поцелуя
За день до встречи

и http://www.stihi.ru/2011/01/11/4728

А в небе
всё не кончаются и не кончаются
птицы

Ритмическая структура второго стиха – настоящий смыслоритм.
___________________________

Лекс Тур http://www.stihi.ru/2010/09/16/4830 обаятельно работает с речевой фигурой "дождь пошел".

я вышел из дому
дождь вышел из неба
ну... пойдем

"Ну" с многоточием здесь весьма кстати – человек сомневается, идти ли дальше или вернуться домой. Но, видать, дело неотложное, – идет.
___________________________

Победитель тура Сергей Ивашин http://stihi.ru/2011/05/04/4547 каламбурит:

"Мы же на ты" и "Мы женаты" ...
Один порядок букв и слов.
Формально буквы не изъяты.
А вкус – как просто рис и плов.

Сравнение с рисом и пловом неожиданно и удачно, хотя я бы под ним не подписался. Иному семьянину законная половина отнюдь не в радость.
А вот вторая строчка по смыслу не вполне верна. Порядок букв действительно один и тот же, но слова во фразах первой строчки разные. Поэтому нельзя сказать, что у слов – тот же порядок.
___________________________

Игрой слов и смыслов в последних двух строчках

Ой, что творила – стыдно вспомнить!
Но так приятно вспоминать!

симпатичен и стих Ольги Стручковой http://www.stihi.ru/2010/12/17/6310. Восклицательных знаков в нем многовато, на все четыре строчки хватило бы одного.
___________________________

Августина Лил. твой голос. http://www.stihi.ru/2010/12/04/6745

твой голос
улыбаюсь
темноте

Валентина Китаева. Дороги. http://www.stihi.ru/2011/11/28/11131
Дороги -
Лишь тени
Мыслей моих.

В этих трехстишиях привлекает неожиданность и недосказанность, позволяющая читателю самому продолжить лирический сюжет.
___________________________

Анабель Ли Пасхальное воскресение http://www.stihi.ru/2011/04/25/7771

И каждый год – Спасенье от оков
безверия. Преодоленье тьмы.

ЕГО глаза – сквозь веки облаков,
и сквозь вулкана кратер – перст Фомы.

И каждый год...

Интересна мысль стихотворения в целом, выразительны образы в третьей и четвертой строчках. Но первые две строчки воспринимаются скорее как рифмо-ритмическое заполнение формы, нежели как точная поэтическая речь. "Оковы безверия", "преодоленье тьмы" – штампы.
___________________________

Брюн Серебряная Струна. Рецензентам – Буквоедам – Критиканам. http://www.stihi.ru/2010/08/20/4923

Забава старая, как мир
Лишь сволочи под стать –
Из маленьких ошибок
Устраивать вороний пир...
Какая сласть!

Наблюдение, с которым в целом могу согласиться. Но, наверное, не стоит прямолинейно уподоблять "буквоедов" и "критиканов" сволочам (то есть негодяям, мерзавцам, подлым людям).
___________________________

Валериус Зубы твои - кукурузные... http://www.stihi.ru/2011/06/22/7389

Зубы твои – кукурузные зёрна,
белые, словно снег,
на удивленье ядрёные,
так украшают твой смех!

Основной элемент в этом стихотворении – сравнение, поэтому со сравнений здесь – особый спрос. Ядреные кукурузные зерна, по-моему, не могут быть белыми, словно снег. Может быть, я ошибаюсь.
А вот сравнение белизны со снегом слишком "затаскано", в нем нет изюминки. Неточные рифмы, может быть, уместные в другом случае, в этом стихе – не "звучат".
___________________________

"Жара FM" Галины С. http://www.stihi.ru/2010/08/09/2792 – зарисовка, в которой синестезийно объединяются впечатления от музыки и температуры воздуха.

приходишь на пляж
из динамика – дом восходящего солнца
и становится еще жарче
уходишь – поет стинг
и становится цивилизованно и прохладно

По-моему, стихотворение бы выиграло, если бы в третьей и в пятой строчках не использовался один и тот же глагол – "становится". Сам по себе он не выразителен, по смыслу – вспомогательный. Поэтичнее было бы, по-моему, не просто назвать изменение состояния ("становится еще жарче"), а показать это изменение (еще сильнее выступает пот или что-то подобное).
___________________________

Лана Сноу Параллельные миры http://www.stihi.ru/2011/12/14/10889

Чёрное бесцветие
за грехи в ответе.

Алое бессмертие
камень серый метит.

Интересны образы "цветного бесцветия" и "цветного бессмертия". Тоже синестезия. Но "алое бессмертие" вызывает у меня слишком стойкие ассоциации с риторикой советского времени и кажется штампом.
___________________________

Не Для Читателей Родившийся. "Спокойно и легко" http://www.stihi.ru/2011/12/18/6626

пространство воздух свет дома дороги люди
знакомые движения прозрачны и просты
и черная ворона – звон дней прошедших в клюве
как пламень распускает смертельные цветы.

Перечисление в первой строчке читается тяжело: шесть однофункциональных элементов подряд – многовато. В остальном – загадочный, "сновиденный" сюжет, заканчивающийся чем-то страшным. Образы второй половины стиха – романтизм, символизм. Огненные цветы смерти распускаются от звона в клюве ворона, напоминающего о прошедшем. Тут и Эдгар По вспомнится, и Бодлер, и Кащеевна в опере Римского-Корсакова... За исключением отсутствия знаков препинания и заглавных букв стих остается в мире "до 1913 года". Плохо ли это? Решать автору. Может быть, стиху не помешала бы доля иронии.
___________________________

Адела Василой. "Яблочный Спас". http://stihi.ru/2006/02/23-534

Проутюжив неба гладкосинь
Над ползучей гусеницей пирса,
Солнца золотистый лимузин
Вдоль по веткам яблонь покатился,
Собирая яблочные тени,
Чтобы — в лунки окон, как в мишени...

Интересный живописный стих. Но думаю, что собственно лимузин не может стрелять (а "утюжить" – может). Не обрадовал и цвет лимузина. Золотистый по отношению к солнцу – слишком традиционно.
 
Не согласен с названием.
Яблочный Спас, как ни крути, – праздник. "Стрелять" по окнам в такой день даже солнцу – нехорошо, не надо. Лучше, по-моему, оставить название "Август", как в первой редакции.
___________________________

Вячеслав Лобанов. Дева – страсть. http://www.stihi.ru/2009/11/22/8361

Я тайное зелье смешаю в флаконе
И, если царь в чарах красы не утонет,
Добавлю по капле в любовный напиток,
Сгорит он, от страсти, в огне моих пыток!

"И, если царь в чарах красы не утонет": ключевое слово "царь" (избранник лирической героини, ради него все старания) употребляется в этом стихотворении единственный раз, но при этом оно попало на ритмически слабую позицию. Не по чину. ))
___________________________

Вячеслав Лобанов. О, всевышний... http://www.stihi.ru/2009/11/22/7978

О, всевышний, создатель светил и планет,
На вопрос мой простой дай достойный ответ:
Почему радость цедишь ты только по капле,
А вот с горем сосуд не жалеешь, о нет!

Не убедила последняя строка, так как по смыслу не жалеется само горе, а не содержащий его "сосуд", а в стихе получается наоборот.
___________________________

Павел Владыкин. В цирке. http://www.stihi.ru/2011/12/19/6688

"Скажи мне, бабушка,
когда я хлопаю в ладоши,
микробам больно?"
"Не знаю, лапушка.
Ты хлопаешь слонам, Алёша.
Они  довольны".

Блестящее начало – первые три строчки. Всё на месте. Смешно и мило. Дальше – факультативное заполнение объема.
___________________________

Порадовали философичные миниатюры Аюны Аюны, в том числе и попавшая в шорт победителей http://www.stihi.ru/2011/12/18/3876:

Всегда

Разве что-то случается?
Нет. Это невидимое становится видимым
и снова растворяется в мире.

Проблемы, обстоятельно обсуждаемые Кантом в "Критике чистого разума", обозначены здесь всего тремя строчками. Кому как, а мне так лучше запоминается. ))

___________________________



На этом прерываюсь, принося извинения как за написанное, так и за ненаписанное. Победителям – поздравления.
Ведущему – 3да-спасибо.