Ки-тай-цы

Сергей Камкин
Китайцы и сами не знают,
Что где-то их так называют.

*
Ци, иногда чи (кит. трад. ;, упр. ; , пиньинь: q;; в японском варианте — ки яп. ; ki, иногда кэ; англ. qi или ch’i) — одна из основных категорий китайской философии, фундаментальная для китайской культуры, в том числе и для традиционной китайской медицины. Чаще всего определяется как[1][2][3] «пневма», «эфир», «воздух» (англ.)русск., «дыхание», «энергия» (англ.)русск., «жизненная сила» (англ.)русск..

Ци выражает идею фундаментальной,[4] континуальной, динамической, пространственно-временной, духовно-материальной и витально-энергетической субстанции[1], которая лежит в основе устроения Вселенной, где всё существует благодаря её видоизменениям и движению.[4] Противоположным понятием является ли[1].

Принято выделять три смысловых уровня понятия — космологический (ци как универсальная субстанция вселенной), антропологический (ци как наполнитель человеческого тела, связанный с кровообращением) и психологический (ци как психический центр или «сердце» — синь, находящийся под влиянием воли и регулирующий чувство)[1].

Общим для всей китайской философии является рассмотрение ци как бескачественного первовещества («Великого начала»), соответствовавшего первой фазе развития вселенной. Дифференциация этого первовещества происходила в форме инь и ян, а также пяти элементов (у син)[1].

*
Тай ( кит. упр. ; , пиньинь: t;i) — 11-я из 64 гексаграмм «Ицзина».

Тай-чи, ДРЕВНЕЕ КИТАЙСКОЕ УЧЕНИЕ о жизни в гармонии с природой, в последние годы приобретает все большую известность и популярность. Секрет этой популярности - в многогранности Тай-чи, как системы медитации, координации, оздоровления, самозащиты и развития сознания...

И Т.Д.