Спасибо за Победу!

Асмолова Екатерина Александровна
Я прадеда, родившись, не застал…

А он героем был – Россию защищал.

Он всю прошел войну с начала до конца -

Я видел в сундучке медали, ордена…

Он ранен был не раз, но продолжал стоять,

Он бился, чтобы мы могли играть,

Вернулся в 45м он с победою в руках…

Но мало что рассказывал потом он о боях.

Мне жаль, что не сумел поблагодарить его…

За мир, за жизнь, за дом, за папу моего.

Но каждый май с семьей мы вспоминаем деда

И радостно кричим: «Спасибо за Победу!»

               Силуан Асмолов. Май 2010 г.




;
 «Памяти прадеда Ивана Ивановича Горбунцова»


В начале марта мы семьей возвращались из Шатуры, от дедушки с бабушкой (маминых папы и мамы). У железнодорожного переезда на обочине под тающим сугробом торчал корешок какой-то большой и толстой книги. Его заметила моя сестра Маша и громко закричала: «Мама, Сила, смотрите – там книга! Большая! Смотрите!» Но мы торопились и не стали останавливаться и подходить посмотреть. Я тут же позвонил дедушке, чтобы рассказать об увиденном. Мы с дедулей не раз приносили домой удивительные старинные книги, найденные на улице, некоторые оказывались позапрошлого века или начала двадцатого столетия…
В следующий раз я приехал в гости к дедушке на весенние каникулы. О находке у переезда к этому времени я успел позабыть. Но тут на шкафу прихожей я заметил большую, покоробленную водой книгу в красном переплете. И тут же крикнул дедушке: «Ты нашел ее! Книгу! Дедуля, а что там? Сказки?» Сам достать сходу ее я не смог - высоко. Дедушка подошел, снял сверху книжку и протянул мне.
Это оказалась «Книга Памяти» Великой Отечественной Войны Московской области. Я удивленно поднял глаза на дедушку. Дедуля не понимал, как у кого-то могла подняться рука выкинуть на свалку память о тысячах, погибших за нас близких! Я тоже не мог себе такого представить. Дедушка взял в руки эту разваливающуюся книгу и почти шепотом, подрагивающим голосом произнес: «Знаешь, Сила, здесь и твои родственники есть, двое, двоюродный прадедушка, брат твоего прадедушки Вани… и его дядя… Дедушка Ваня сумел вернуться с войны домой, а они нет… погибли…» И дедуля открыл книгу на нужной странице. Я прочитал:
«Горбунцов Петр Иванович, красноармеец. 1923 г.р., д. Кузнецы Шатурского района Моск. Обл. Призван в 1940 г. Погиб в бою 6 апреля 1942г. Похоронен: д. Жгуты Велижского р-на Смоленской обл.»
И дальше еще про прапрадедушку двоюродного, Горбунцова Степана Алексеевича 1909 г.р., которого призвали 6 июня 1941 г., как только началась война, пропавшего без вести в августе 1942 г.
   
Я попросил дедулю рассказать мне про прадедушку, про Горбунцова Ивана Ивановича. Мама мне что-то про него раньше рассказывала, про осколок в спине, который он принес с войны, про то, как сама она в детстве с ним ходила на парад 9 мая, про его награды, которые она любила рассматривать… Дедушка вздохнул, сказал, что его папа никогда не рассказывал ему подробностей. Прадедушка говорил, что война – это ужас и смерть и что об этом он вспоминать не хочет. И этот ужас никуда не делся после окончания войны и продолжал преследовать моего прадедушку во снах в мирное время. Дедушка рассказал, что прадедушка Ваня прошел всю войну от начала до конца. Призвали его в возрасте 19 лет (в 1940).  Как началась война – войска перебросили в горячие точки. Прадедушка попал в Крым, защищал Севастополь с 12 сентября 1941 по 9 июля 1942, его спасли моряки, с последним судном отправили на большую землю… Последнее воспоминание прадедушки об этом дне: моряки погрузили его раненого на последний паром со словами «Ты храбро бился. Поживи еще!» Морячки скинули кителя, остались в одних полосатых тельняшках, закусили ленточки фурашек и с автоматами в руках кинулись наступать… Они были отважными и бились не на жизнь, а на смерть, за это их звали «полосатыми чертями»…
Потом после того, как прадедушку подлечили, отправили на Кавказе, воевать с Эдельвейсами – это немецкие войска в нефтедобывающих районах Кавказа. Как потом я узнал, там была целая тысячная армия военных самолетов, пятнадцать тысяч нефтяников, 167 тысяч солдат, 4540 пулеметов и 1130 танков… Во время освобождения Кавказа прадедушку снова ранили…
После госпиталя моего прадедушку и еще двоих бойцов вновь направили в Крым. Там, на подходе к Севастополю, накануне битвы под Сапун Горой они попали под минометный обстрел. Одного сразу убило, другому оторвало руку, дедушку сильно посекли осколки (один из которых после смогли извлечь, а второй так и остался в  спине у позвоночника до самого ухода дедушки из жизни в 1995 г.)
Снова госпиталь, а как встал на ноги – на фронт. Прадедушка освобождал Украину, потом Молдавию и Румынию… весной 1945 он уже участвовал в освобождении Чехословакии. Хотя немцы подписали капитуляцию еще 30 апреля, там, в Праге еще оставались не сдавшиеся немцы. 9 мая была капитуляция Праги и дедушка с Победой вернулся домой.
У прадедушки было много наград: два ордена Славы, медаль за победу над фашисткой Германией, медаль за отвагу и за освобождение Праги … Некоторые его военные награды были утрачены, потом он еще получал юбилейные медали и другие награды. Но он не стремился к ним. Прадедушка говорил о том, что простым солдатам медали в войне мешали, так как при наступлении звенели и выдавали войска противникам (шутил, наверно). Он был разведчик-артиллерист, наводчик огня. Его направляли вперед, чтобы находить расположения немецких войск, координаты он передавал в штаб и оттуда уже велся артиллерийский обстрел. Прадедушка Ваня отслеживал, куда падал снаряд и передавал в штаб корректировки.
В других боях, как при Севастополе, прадедушка был рядовым стрелковым солдатом, в горах Кавказа тоже с винтовкой бегал.
Мой дедушка Саша, сын прадедушки Вани, узнавал многое о сражениях, в которых участвовал его отец, от своего младшего брата Ивана … Тоже Ивана Ивановича Горбунцова, который пошел в пилотные войска и был летчиком истребителем. С ним-то моему прадеду было легче делиться.
Дед Ваня никогда не хвастался своими медалями, надевал лишь на 9 мая. Он говорил: “Слава Богу, что жив остался. А медали-то, вон они какие - за каждой медалью погляди сколько отнятых жизней… То война страшная, то тебе не Олимпийские игры. После войны медалями-орденами не меряются… Господи,  прости…”  После войны прадедушка работал пожарником – спасал людей в мирное время. Мне бы очень хотелось его знать. Я горжусь своим прадедушкой. Я безмерно благодарен ему за победу в Великой Отечественной Войне. Надеюсь этим летом я побываю в местах воинской славы в Севастополе. Может быть, найду там упоминания о своем прадедушке. А если все будет хорошо, то даже вместе с дедушкой Сашей – он давно мечтает поехать туда.
Желаю ныне здравствующим ветеранам побольше здоровья, мира в душе и мирного неба нам всем над головой. Храни вас Бог! Спасибо и низкий вам поклон.