Об устоях, традициях и грехах

Анатолий Цепин
На фото Галина Царева, Наталья Добренко, Владимир Федоров и Виктор Троицкий на территории монастыря Эрдэнэ-Зуу, перед самым большим в Монголии субурганом.


     Если меня спросят: «что есть грех?», то я (как, впрочем, и вы) не смогу дать этому понятию однозначного определения. Мы знаем, что греховное означает что-то плохое, заслуживающее осуждения. Интуитивно мы понимаем, какие поступки или свойства человека можно считать плохими, а какие хорошими, но почему какие-то поступки считаются греховными – это неясно.

     Нельзя определять грех только несоблюдением библейских заповедей, ведь у каждой религии есть свои заповеди и свои священные книги, и зачастую то, что признается основою основ одной религии, считается ересью в другой. Да и внутри религий заповеди не всегда однозначны и часто противоречивы.

     Точно так же с нерелигиозной точки зрения греховными будут поступки человека, нарушающие этические нормы и общественные традиции, установленные в данном обществе. Но у каждой нации свои традиции и устои, и, зачастую то, что превозносится у одной нации, у другой считается зазорным.

     В обычной «оседлой» жизни мы с этим практически не сталкиваемся, но стоит хотя бы на время очутиться в другой стране, а тем более в стране с другой религией, с другими верованиями, обычаями и традициями как сразу начинаешь попадать в различные ситуации – чаще забавные, но иногда и неприятные. И не сразу понимаешь, почему на тебя сердятся, или над тобой смеются.

     Степным кочевникам суетливость и деловитость европейцев непонятна. В Улан-Баторе степенность и медлительность обитателей не так заметна, но за городом неторопливость местных жителей поражает – медлительность и степенность у монголов считается признаком почтенного человека, а потому мы со своей суетливостью и поспешностью в их глазах были достойны только сожаления. Неторопливость нашла свое отражение в пословице: Пока ничего не сделал, не суетись, тем более не суетись, если что-нибудь доброе сделал. А, если еще проще, то «не откладывай на завтра то, что можно сделать послезавтра».
 
     Мы, наверное, обижали местных жителей, при встрече сразу задавая вопросы – полагается обменяться подарками, попить чаю, поговорить о погоде и здоровье, а потом приступать к деловым вопросам – вот почему дорогу у местных нам было узнавать не с руки. Шокировали мы аборигенов и своим внешним видом – после жаркой дороги, заходя в юрту с засученными рукавами, мы смертельно обижали хозяев, ведь по монгольскому обычаю монголы засучивают рукава при похоронах. Вот и здоровались мы, подавая одну руку, а не две, сложенные ладонями. И водку пили стоя, а полагалось только сидя. И в юрте, бывало, садились за стол с северной стороны, а это почетное место хозяина. И угощение по привычке брали одной рукой, а не двумя, и дарили тоже одной, а не двумя.

     А что уж говорить о том, что, как геологам, сплошь и рядом приходилось нам копать землю, а у монголов большой грех осквернять землю копанием - потому и национальная обувь у них с загнутыми носами, и копать землю любым предметом в количестве свыше одной горсти строго запрещается.

     Особенно благочестиво следовало относиться к захоронениям и к священным местам – священным деревьям и обо. В этих местах следовало обязательно остановиться и преподнести дары духам, иначе удачи не будет. И боже сохрани что-то брать из обо, или камни из захоронений – обязательно последует неотвратимое наказание. А мы сталкивались с этим неоднократно, и два таких случая описаны мной в рассказах (1,2). Было еще много примет и поверий, которые мы по незнанию нарушали, накапливая и накапливая свои грехи. И было желание эти грехи отмолить, но в ламаизме нет института тайной исповеди, и мы грешные колесили по стране, пока не подвернулся случай исправить сложившуюся ситуацию.

     Было это в 1990 году, когда мы, уже порядком поколесив по Монголии, и в очередной раз посетив свою базу в Улан-Баторе, направились на юго-запад в район сомона Хархорин. Неподалеку от Хархорина находятся руины Каракорума, древней столицы Монголии времен Чингисхана. К югу от Каракорума, фактически на его руинах, расположен монастырь Эрдэнэ-Зуу, основанный аж в 1585 году, закрытый и частично разрушенный в 1937 году. Этот крупнейший и древнейший монастырь располагался на пути нашего маршрута, и грех было его не посетить, тем более что на заправке под Хархорином нам встретилась машина наших биологов, и их шофер рассказал, что с этого года монастырь начал функционировать. Он сам привез сюда ламу, который победил на конкурсе лам и его направили на службу в Эрдэнэ-Зуу.
 
     Обширный прямоугольник территории монастыря огорожен невысоким каменным забором со 108 башенками-ступами. У входа стоянка автомашин, и с десяток авто, включая грузовые, дожидается своих хозяев. Припарковав и наш газик, мы вошли на территорию монастыря. Народу на территории немного, но и день будний, зато, в отличие от Гандана, в Эрдэнэ-Зуу служба идет не только в выходные. Служба шла в Лавране - единственном  в Монголии действующем тибетском храме, еще два храма были пока на реставрации.

     Мы посетили службу, посмотрели на ритуалы, похожие на ритуалы Гандана, и послушали песнопения монахов. А затем нам, как уважаемым русским, местный служка открыл и пока еще не действующие храмы. Впечатление от просмотренного – самое благоприятное. Богатое внутреннее убранство, великолепное бронзовое и золотое литье, тончайшая отделка статуй святых. Во всех трех храмах по три большие позолоченные статуи Будды, олицетворяющие Будду в прошлом, настоящем и будущем. И три довольно большие статуи из чистого золота, стоящие на небольших возвышениях, но совершенно открыто и доступно – без сигнализации и охраны.

     Время поджимало, но было еще одно мероприятие, мимо которого мы никак не могли пройти. Между внутренними стенами помещений храмов и внешними стенами располагался узкий круговой проход, по которому можно было обойти вокруг храма. По поверью, если обойти по проходу храм по часовой стрелке, то тебе отпустятся все грехи.

     Можете себе представить, сколько у каждого из нас накопилось грехов и грешков за время пребывания в стране, и вдруг неожиданно появилась прекрасная возможность все эти прегрешения списать. Отошла на второй план проблема личной веры, и, не сговариваясь, мы единодушно выстроились в очередь к узкому проходу. Надо ли говорить, о необычности и волнительности этого самобытного ритуала?  Узкий и закругляющийся, а от того кажущийся бесконечным, неосвещенный проход тянулся на добрую сотню метров. В темноте, бочком, очень медленно и долго, но мы прошли это испытание, приятно сознавая, что для полного снятия грехов достаточно однократного погружения в это не самое приятное действо.

     Дело двигалось к вечеру, нам еще предстояло найти место для лагеря и разбить его, а потому мы поспешили к авто. Володя сел за руль, Витя, Наташа и я разместились в салоне – не хватало только нашего непосредственного начальства – Галины Царевой. Это было странно, ведь она сама всегда подгоняла нас, а тут …. Подождав немного, я пошел выяснять, и не нашел ее ни в одном их храмов, ни на территории монастыря – дело принимало мистический оборот. К счастью, волновался я недолго – Галка «нарисовалась» на выходе из «чистилища». Все это время она так и кружила между стенами храма, отмаливая, по всей видимости, не только все прошлые, но и будущие грехи. И понял я, что окончание экспедиции будет для нас сущим адом. И надо сказать, был я недалек от истины, но это уже совсем другая история.

1. Месть богов: http://www.stihi.ru/2009/12/24/1570
2. На колесах под парами: http://www.stihi.ru/2011/12/27/4582